Начать стоит с самого начала. С 1981 года в Египте было объявлено «чрезвычайное положение». Поскольку в стране действовали различные экстремистские группы исламской направленности. Они совершали теракты как против власти, так и против простых граждан.

Только в конце 90-х годов эта ситуация разрешилась. Казалось, что армия и правоохранительные органы окончательно ликвидировали опасность. Ведь, несомненно, радикалы еще оставались, но их влияние становилось ничтожным, да и от активных действий они перешли к угрозам из эмиграции.

Однако, несмотря на это, само чрезвычайное положение никто отменять не стал. В Египте сложилась достаточно спокойная внешнеполитическая обстановка. Со временем страна превратилась в центр мирового туризма.

Но как обстояли дела внутри страны? Фактически один клан захватил власть, а у него были конкуренты. Это, условно, «либералы». Во-вторых, исламисты, которые хоть и были временно сломлены, но влияние имели. Тем более что многие на них возлагали надежды. Что, мол, они могут позитивно исправить ситуацию. В-третьих, конечно, очень важно отметить общее народное недовольство. В последние годы президентства Мубарака был существенный рост безработицы и сокращение социальных расходов.

Поэтому, если сложить все эти факторы вместе, то протест вполне естественен. Но вышел он, все же, скорее в первую очередь из-за бедности и безработицы, нежели по иной причине. Именно эти настроения и использовали оппозиционные либералы с одной стороны и исламисты с другой.

На массовые протесты власть ответила активным отпором, что не противоречило режиму «ЧП». Однако участие народа было слишком колоссальным, а реакция на убийства демонстрантов подогревала протест. Все дошло до того, что на стороне протестующих оказались полицейские и военные. В итоге конфликт разрешился тем, что Мубарак снял с себя полномочия, коими обладал 30 лет.

Временно правительство возглавили военные. Однако чтобы они там не укрепились, периодически происходили столкновения, поскольку простые граждане не посчитали это своей победой. В общем, пришлось объявить о выборах президента.

Подготовка к ним была достаточно напряженной. Во-первых, все происходило достаточно скоро, а во-вторых, как уже говорилось ранее, происходили постоянные столкновения, а также смены правительственных чиновников.

Ключевых политических сил в стране было только 2. Это функционеры бывшей национал-демократической партии Египта, лидером которой был свергнутый президент Мубарак и братья-мусульмане. Остальные политические силы были просто неразвиты, у них отсутствовала сама организация. В течение нескольких месяцев этот пробел было невозможно заполнить.

При всем при этом было также ясно, что военные оставят часть власти за собой. Т.е. отдавать все на самотек они были не намерены. И лидер, который будет со своей партией возглавлять страну, все-таки в некоторой мере будет контролироваться со стороны военных. Стоит особо отметить, что военные скептически относились к идее исламизации Египта. Из заявления военного совета Египта:

«Военный совет сохраняет за собой функции законодательного органа, а также лишает президента полномочий верховного главнокомандующего»

Экстремистской организации «Братья-мусульмане» пришлось создавать отдельное политическое крыло под названием «Партия свободы и справедливости». Под этим названием скрывались именно исламисты. От них выдвигался в президенты Мухаммед Мурси. Его возможные противники, которые в реальности могли составить ему конкуренцию, были бывшей правительственной бюрократией. Той самой, которую несколько месяцев назад свергли…

На этом фоне складывалась угнетающая картина. Либо приходилось признать, что «все зря», либо же выбирать очень сомнительную фигуру от братьев мусульман. Но в большей мере был именно скепсис со стороны населения. Им дали возможность выбора без выбора. Поэтому участвовало в выборах менее половины населения страны (46%).

В результате победил Мухаммед Мурси. С небольшим перевесом (Мурси – 51%, Шафик – 48%). Опять же, важно помнить, что Шафик был военным и чиновником прошлого правительства. Именно его Мубарак назначил премьер-министром Египта незадолго до своего свержения. Т.е. фактически организация исламских фундаменталистов особо и не соперничала. Единственно только странно, что перевес не такой уж значительный.

В первые месяцы президент вел себя тихо, но затем началось самое интересное. Во-первых, экономика порушилась окончательно, государство буквально погрязло в долгах, не выполняло ни политических, ни социальных обещаний. Фактически за несколько месяцев правления обстановка в стране стала еще хуже, чем была даже в самые критические годы Мубарака.

И, при всем при этом, ничего не выдвигалось. Исламисты лишь пытались повысить собственный авторитет. Буквально в парламенте рассматривались законы, согласно которым можно с женой после смерти некоторое время заниматься сексом (6 часов). Т.е. полный абсурд. Вместе с этим они старательно, но осторожно, продвигали законы шариата и, тем самым, вызывали в основном только недовольство населения.

Поняв, что законодательными мерами ничего сделать не получится, они выбрали совершенно новую тактику действий. Очень резко, целой стопкой указов, Мурси попытался вручить себе диктаторские полномочия и отстранить военное руководство от вмешательства в его деятельность. Своими указами он отстранил ряд военных сразу, а также попытался это дело закрепить законодательно, издав собственный декрет, согласно которому президент имеет право издавать любой закон якобы в интересах народа, и он не может быть оспорен вообще никем. Т.е. фактически Мурси решил стать диктатором.

Его решение тут же было оспорено в конституционном суде. Но, тут все никак не могло ограничиваться «дворцовыми разборами». В дело снова вступили разъяренные граждане. Начались массовые демонстрации и даже погромы. Фактически, оппозиция теперь громила офисы братьев-мусульман. Началось противостояние, которое было еще более жестким, чем во времена Мубарака.

Очень резко, по инициативе президента, состоялся референдум. Вопрос такой: поддерживает ли народ новую конституцию или нет. В новой конституции значилось, что:

«выводимые из Корана законы шариата являются главным источником законодательства»

Т.е. она была «широкой трактовки» и наделяла в очередной раз президента диктаторскими полномочиями. Итоги референдума таковы: 63% «за». Однако этот референдум бойкотировали все партии, кроме президентской. А также большая часть законодательных органов (в том числе конституционный суд).

Итоги референдума были названы фальсификацией. А само предложение сделать из конституции некую фикцию, которая полностью транслирует законы шариата, еще больше настроила народ против Мурси и его партии. Столкновения усилились. В итоге, как и в случае с Мубараком, армия перешла на сторону народа.

Буквально сразу после этого, министр обороны Египта объявил об аресте президента и о приостановлении действия новой конституции, в которой прямым текстом законы шариата возводятся в один ранг со светскими законами.

Президент был помещен под домашний арест, а часть членов партии «братья-мусульмане» арестованы. Сказать, что это было несправедливо – сложно. Эти люди пытались фактически узурпировать власть, сделать Египет «исламской страной». Несмотря на все неудачи в экономической, социальной и политической сфере.

И тут стоит отметить особую роль светского общества, которое в действительности, несмотря ни на что, отстояло таким образом свое право не жить по диким законам шариата. Несмотря на то, что в сущности никаких политических альтернатив пока еще нет. Люди в общей своей массе аполитичны, они разочарованы политикой как таковой, не верят в лучшее.

В ходе расследования были предъявлены обвинения. Президент был замешан лично в убийствах, подлогах, сотрудничестве с исламскими радикалами, которые пытались ввергнуть страну в хаос. Фактически именно для этих целей он пытался издать закон по которому любые его действия не могут быть обжалованы или оспорены никакой конституционной инстанцией.

Понятно, что его сторонники тоже пытаются вернуть себе власть. Однако ситуация вновь повторяет те события, что творились в 80-х годах прошлого века. Это уже не вопросы права, а с одной стороны защита политического строя, сложившегося после Насера, а с другой изменение строя в пользу реакционного ислама. Надо помнить, что согласно основным законам страны, президент не может в корне менять политическую систему лишь по своему желанию.

В ближайшее время будет проходить суд над уже бывшим президентом Египта. В данный момент Египет вновь возглавляют военные и бюрократы времен Мубарака. В скором времени планируются очередные выборы. Не совсем ясно, как в дальнейшем будет развиваться страна, да и революция.

02/11/2019
Недавно был громкий случай, когда некто Михаил Туватин убил 9-летнюю девочку[1]. В истории нет ничего необычного. Официальная версия такова: Туватин нашел заброшенный гараж, использовал его как свой, даже установил замок. А девочка, которую убил Туватин, просто спросила, принадлежит ли данный гараж именно Туватину, за этот вопрос её Туватин и убил. Преступник боялся, что ребенок кому-нибудь расскажет, что он незаконно забрал гараж. Туватин...
26/10/2019
Воспринимать советский период как время бесконечных «гонений» на РПЦ — дело неразумное. Хотя для человека с примитивным мышлением модель, прямо скажем, замечательная, которая «объясняет все» простым образом. В период каждый условной «пятилетки» в советские годы у власти подход к церкви в той или иной мере различался. То есть один был подход в 1920, другой — в 1925 году. Также, очевидно, подход был...
08/09/2019
Рассматривать религиозность общества исключительно по переменным: пол и возраст не совсем верно. Это не картина в целом, не потрет верующего, а скорее зарисовка к данному портрету. Рассмотрим, какой пол и возраст типичного верующего в России в 2019 году. В данном случае мы не учитываем экономическое, социальное положение и тем более такой момент, что общество до краха СССР было в основном нерелигиозным, причем нельзя сказать, что прямо идейно...
16/08/2019
О «хрущевских гонениях» слышал каждый, кто интересовался историей Русской православной церкви. Очевидно, что об этом чаще всего говорит сама церковь, потому что любые свои промахи церковь объясняет исключительно некими злыми силами извне. Рассмотрим, что такое хрущевские гонения с точки зрения церкви и с точки зрения истории. Действительно ли подобное явление существовало. И в целом корректно ли называть политику государства по...
02/07/2019
Конфликт в Екатеринбурге по поводу строительства храма в сквере завершился победой противников строительства храма[1]. В дело вмешался Путин, представители РПЦ признали поражение. В целом граждане победили. На фоне этого конфликта необходимо понять, является ли РПЦ влиятельной организацией в обществе. А также является ли общество настолько религиозным, как заявляют церковники. Религиозность россиян с точки зрения РПЦ В РПЦ заявляют, что общество...
12/05/2019
Если послушать церковных «владык», то почти наверняка будет что-то вроде: «церковь вне политики», и следует церковь якобы «истинному пути». Этот путь с точки зрения поповского сообщества является абсолютным, внеисторическим. Патриарх Кирилл заявлял: «Религия и политика не могут быть двумя сторонами одной медали, это явления совершенно разного порядка. В центре религиозного послания — душа человека,...
22/04/2019
Религиозные взгляды Адольфа Гитлера — достаточно исследованная тема. И если бы только ссылались на авторитетные источники по этому вопросу, то, вероятно, никто бы и не стал особо дискутировать по поводу религиозных взглядах лидера нацистской Германии. Но поскольку в обществе до сих пор выдвигаются тезисы, что Гитлер был язычником или атеистом, приходится все же данную тему затрагивать. С точки зрения христианской идеологии выгодно...
18/03/2019
Евгений Родионов — участник Первой чеченской войны. Во время этой войны он попал в плен, и в итоге был казнен. Через какое-то время после казни появились сведения о том, что Родионов принял «мученическую смерть» и что он чуть ли не умер «за православие», «за веру». Как будто бы он не был участником боевых действий, а был «просто православным». Как это подтверждается? Ну, во-первых, Родионова...
02/03/2019
В христианстве, в данном случае рассмотрим православный культ, есть догматы, то есть некие положения, которые принимаются верующими без всяких сомнений[1]. Мы говорим о религиозных истинах, которые невозможно никаким образом оспорить. Собственно о чем идет речь? Возможно, не все критики христианства понимают, что такое догматы и в действительности, если ознакомятся с ними, поймут, что в христианстве сомневаться не стоит? Отметим также, что...
11/02/2019
С недавних пор теология — научная специальность, признанная в России. Поэтому в скором времени после признания стали активнее появляться кафедры теологии в вузах, причем государство данным структурам оказывает явную поддержку. Поскольку в теологии как «государственной науке» не было никакой необходимости, ведь богословие как предмет есть в религиозных учебных заведениях, то можно предположить, что теология в вузах — решение...
21/01/2019
Сторонники христианства полагают, что данный религиозный культ — источник морали, якобы без опоры на религиозные предрассудки человечество не могло бы быть нравственным. Рассмотрим один интересный период в истории христианства, — период порнократии. Это начало и середина X века. То есть христианство уже не одну сотню лет — государственная религия. Однако с моралью и так называемой духовностью все было, мягко скажем, не...
18/12/2018
В РПЦ заявляют: между религией и наукой никаких противоречий нет. А если и были какие-то проблемы, то только на западе. Самый знаменитый пример — процесс Галилея. Тут представители РПЦ скажут, что это не имеет к православию никакого отношения. Это как будто бы служит доказательством того, что по отношению к науке РПЦ более прогрессивная структура. Позиция патриарха Кирилла: «У религиозного и научного способа постижения мира...
28/11/2018
1917 год для православной церкви — сложный период. Казалось бы, при царе жилось неплохо, если учесть, что церковь — структура, которая финансировалась государством. Однако в 1917 году церковь стала активно поддерживать Временное правительство и осудила самодержавие. Рассмотрим, почему это произошло и какая выгода была у церкви. До революции Период до Февральской революции мы рассматривать подробно не будем. Сошлемся на тот факт, что...
19/11/2018
Как жилось служителям культа РПЦ в СССР? Ответить на этот вопрос в целом довольно сложно, потому что тут все зависит от конкретного периода. В данном случае рассмотрим 1950 год. Этот период отмечается, во-первых, скорее индифферентным отношением власти к церкви; во-вторых, потому что есть источник, который показывает, как действительно жилось служителям культа в этот год. Этот источник — отчетно-информационный доклад за 1950 год по...
01/11/2018
В истории церкви часто встречаются моменты, когда служители культа «доказывают» невежественной толпе истинность христианского учения. Эти моменты связаны с тем, что, например, кусок плоти «святого» является не просто нетленным, а еще и чем-то, что исцеляет людей от серьезных болезней. Нужно это для того, чтоб убедить народ не только в том, что божество существует, но еще и в том, что именно христианская религия —...