vcou

Гай Фокс: маска протеста

guy-fawkesВот хотелось бы написать об этом «уникальном» случае. Ведь, ни для кого не секрет, что изображение с гаем Фоксом является некоей «визитной карточкой» протеста. Посмотрите на протестные выступления в России, Турции, США, Швеции, да и во многих других странах.

Часто эту маску носят «анонимы». Более того, сама маска стала символом «anonymous» и активно используется группой хакеров с таким наименованием. Причем, стоит особо указать, эта группа именно хакеров – политических активистов. Они против цензуры в интернете и, судя по всему, приверженцы левых взглядов.

Это с одной стороны. Но в действительности маска также присутствует на митингах правых, экоактивистов, гей-парадах и т.д.

Казалось бы, ситуация противоречивая, но в действительности это не так. Маска стала частью поп-культуры, и параллельно с протестами ее теперь используют даже школьники в качестве антуража.

Откуда, спрашивается, растут ноги? Ведь очевидно, что затем мода пошла уже просто по инерции, несмотря на источники. Ведь не надо даже удивляться, что большинство носителей даже не знают, кто такой Гай Фокс и что, собственно, изображено на данной маске.

Фильм «V – значит вендетта»

Посмотрим на источник. Аутентичное изображение было взято с фильма «V - значит вендетта». Да, конечно, можно вспомнить о том, что сам фильм снят по комиксу, который вообще появился в начале 80-х годов прошлого века. Однако брать в расчет необходимо именно фильм, поскольку массовое использование масок началось именно после него (и было продемонстрировано в самом фильме).

Сюжет кратко: фильм-антиутопия о том, как нацисты победили во всем мире, ну а там действие идет в Англии. Соблюдены все «каноны». По всей стране репрессии, концлагеря, проводят опыты над живыми. В общем, понятно.

Главный герой антифашист и анархист-индивидуалист, который всеми силами пытается бороться с фашистским режимом. Он, конечно, выступает в роли «супергероя».

В итоге он умирает, но одерживает победу над фашистским режимом, поскольку люди вдохновляются его примером и надевают эти маски…

Казалось бы, сюжет интересный, а, учитывая тот факт, что это антиутопия, то не должно вызывать вообще никаких нареканий. Однако если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то это очередная попытка превратить идеи свободы и революции в атрибут поп-культуры, что уже, конечно, происходит достаточно давно.

Кто же такой Гай Фокс?

Если откинуть все эти факторы, то можно, наконец, посмотреть на главную персону, в честь которой и придумана маска. Это Гай Фокс. Кто он такой и почему он вдруг стал олицетворением справедливости и свободы? В самом фильме утверждается, что это было в XVII веке. Гай пытался взорвать парламент за то, что политики и король были несправедливы по отношению к собственному населению. Романтично, не так ли?

Но реальной истории это не соответствует. Да, действительно, Гай Фокс жил в XVI-XVIIвв. Правда то, что он с группой единомышленников планировал уничтожить парламент и даже убить короля. Однако тут появляется самое главное противоречие во всей истории: он не хотел этого делать ради справедливости или свободы. Он желал это сделать с целью возвращения средневековых порядков и мракобесия. Фактически он играл роль контрреволюционера или контрреформатора.

Исторический аспект

Католицизм, который ранее был общей догмой всей Европы, к середине XVI века потерял позиции в высшем обществе Англии. Как известно, в этот период появилась своя английская церковь, отделенная от папы. Церковь, в сущности, совмещала в себе как католицизм, так и протестантское течение христианства.

Бесспорно, что переход от католицизма к англиканству был прогрессивен в целом, поскольку в обществе сократилось влияние религии, остановились мракобесные процессы, которые являлись известными атрибутами средневековья (поиски ведьм, суды над животными и прочее). Конечно, было бы некорректно заявлять, что подобные процессы исчезли вовсе, но дело пошло к тому, что не за горами было их полное исчезновение.

Как реагировали мракобесы и реакционеры на эти процессы? Как всегда. Папа и Рим обвиняли Англию во всех грехах, деятели церкви заранее благословляли жителей на свержение короля (или королевы), а также на полное неповиновение законам тех, кто отказывается признавать папу главой церкви, главой всех королей.

Вначале, конечно, реакция была радикальной. Фанатики, а особенно орден иезуитов, действовали жестко. Уничтожали протестантов, затевали различные заговоры и т.д. Все было разделено прогрессом и реакцией. Эти две стороны и воевали. Понятно, что в итоге реакционеры проиграли. Им не позволяли просто так пакостить, и расправлялись с ними не церемонились, что затем они попросту смолкли и уже через несколько десятков лет не могли открыто отправлять свои мракобесные взгляды.

Борьба сословий

Понятно, что этот процесс не был исключительно церковным процессом. Ведь вместе с реформацией в Англии также активно проводились политические реформы. Сам по себе общественный прогресс, вместе со сменой средств производства (колоссальное развитие мануфактур, развитие производительности) не мог не отразиться на всей жизни Англии. Ведь в период слома старых порядков, вне зависимости от страны, меняется культура, формы религиозности, повышается качество жизни, образования, науки.

Соответственно, новый порядок больше не нуждался в острой религиозности. И это показали страны с наиболее развитой мануфактурой того периода (Голландия и Англия), там формы религиозности быстро реформировались, а затем сошли на нет (в политическом смысле). Постепенно это затронуло все европейские (и не только) страны. Бывало, что формально религия не менялась. Но по факту ее влияние стало ничтожным, и в скором времени папа уже не был политическим авторитетом, а людей перестали публично сжигать за то, что в них «вселялся дьявол».

Порядок, который существовал ранее, существовал не просто так. Он соответствовал интересам многих групп. А с появлением нового порядка эти группы должны либо перестроиться, либо исчезнуть. Некоторые представители не соглашались с этим и воевали за свои архаичные «традиции».

Вот поэтому эти самые поборники традиций и решили уничтожить короля Якова I. Ведь он фактически отстранил религию от политики. В итоге он стал управлять церковью так, как считал нужным. Попы получали деньги за хорошее поведение. Вскоре на крупные должности можно было попасть лишь с позволения короля, что заставило их всех полностью отказаться от Рима.

Гай Фокс – реакционер

Итак, теперь вернемся к Фоксу. Он, а также группа реакционных дворян, в коих надобности больше особой не было (паразиты на теле государства, которых чуточку позже в период революции еще больше вычистили), с благословления главы английских иезуитов Генри Гарнета, решили уничтожить парламент и короля. Цель была забавной: они считали, что такими действиями вернут «славные времена» всеобщего главенства папы римского.

Заговор провалился. Всех участников взяли. Был найден порох, план заговора. Сам Фокс заявил, что намеревался участвовать в заговоре постольку, поскольку папа римский предписал уничтожить ересь. Вот и все. Конец. Неужели этот реакционный и дикий фанатик может быть символом свободы и справедливости?

Он хотел вновь заставить Англию подчиняться римскому папе, который ничего не желал, кроме как чтобы ему платили «дань», чтобы он мог контролировать политическую обстановку, попутно уничтожая еретиков, науку и общественный прогресс.

Если Гай Фокс – символ свободы, то тогда может еще туда записать каких-нибудь членов ку-клукс-клана, а также рабовладельцев, которые боролись с отменой рабства? Или радикальных исламистов, которые взрывали школы? Абсурдно бы выглядело на маске изображение какого-нибудь деятеля апартеида или Гитлера. Это все контрреволюционные деятели и Гай Фокс персонаж из их числа. Его просто ошибочно записали к борцам за свободу (не имея на то вообще никаких оснований).