mrakokptfОт автора: данная статья была написана мною достаточно давно и здесь я ее опубликую в слегка переработанном виде. Однако она все еще актуальна и сегодня. Ведь многие люди искренне полагают, что КПРФ – это коммунистическая партия. Однако ничего коммунистического там нет, да и никогда не было.

В последние годы от Зюганова в СМИ можно услышать высказывания о том, что между христианством и коммунизмом никаких противоречий нет. В ноябре 2013 года в компании с патриархом Кириллом на выставке «Православная Русь», он даже предложил объединить «православие с коммунизмом»!

Надо помнить, что во времена СССР и КПСС ни от Зюганова, ни от других функционеров партии подобных предложений не поступало. Церковь была последовательно отделена от государства. В партийном вопросе руководствовались словами Ленина из статьи «социализм и религия»:

«По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих. Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело.»

Фактически это означает, что религия – частное дело по отношению к государству, но не по отношению к партии. Насколько можно судить, КПРФ претендует на то, что является правопреемницей КПСС, т.е. заявляет, что идеологически придерживается «марксизма-ленинизма», где подобные положения актуальны. Причем это доказала сама история. Ведь цитата Ленина относится к 1909 году, и уже получив власть, церковь в действительности была отделена от государства, любые дотации со стороны государства были приостановлены. Несмотря на активное сопротивление некоторой части попов.

Еще очень важно вспомнить источники марксизма, а именно исторический материализм. Если кратко, то взгляд на религию сформулирован Энгельс:

«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»

С какой стати коммунистическая партия, партия, которая формально придерживается, в том числе исторического материализма, может поддерживать, лоббировать религию? Тем более что религия прямо заинтересована в сохранении своей функции, т.е. она будет стараться по возможность закреплять сложившееся положение вещей, и тем самым всегда будет противником любых положительных преобразований, которые так или иначе могут затронуть ее авторитет. Это может говорить только о том, что КПРФ сама заинтересована в сохранении того положения, когда она выступает в роли «послушной оппозиции» и получает за это приличные дивиденды от партии власти.

Надо всегда помнить, что сам коммунизм в марксистском понимании (в том числе марксизм-ленинизм), всегда включал в себя материализм. В буквальном смысле это его составная часть. Именно Маркс сумел отделить коммунизм от утопии. Утописты вроде Мора, Фурье и Сен-Симона считали, что коммунизм это просто странная идея «всеобщего счастья», научно они это никак не обосновывали. И, что самое интересное, не приветствовали революцию. В буквальном смысле слова их взгляды – это идеализм, и в этом плане они, конечно, напоминают религию. Сам Маркс об этом отзывался так:

«грубый и непродуманный коммунизм»

Не удивительно, что как раз такое явление как «христианский социализм» использовал в определенной мере утопические источники. Это не только идеализм, но и, что особенно важно, контрреволюция. Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» писали об этом явлении:

«Христианский социализм — это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа».

Ведь именно аристократы, дворяне часто использовали такого рода идеологию как отражение, на тот момент прогрессивного, буржуазного натиска. Их цель не улучшить жизнь людей, а всего лишь сохранить существующее положение.

Теперь перейдем к научному коммунизму. Это условное название, поскольку противопоставляются просто утопические идеи, подчас антинаучные и идеалистические. Коммунистическая идея Маркса основана, прежде всего, на трудах историков французской школы эпохи реставрации (Менье, Тьерри, Гизо), на экономических работах основоположников экономической теории (Смит, Рикардо). И, наконец, на переработанной философии Гегеля (как говорил Ленин: «переворачивая его с головы на ноги»). Этим не ограничиваются интересы и разработки Маркса и Энгельса, но это, несомненно, самые важные части.

В то же время, не стоит забывать о том, что такое явление как марксизм является логическим продолжение традиции просвещения (речь идет в первую очередь о просветителях и материалистах XVIIIвека). Важность критики религии Маркс подчеркивал неоднократно. Поскольку:

«Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики»

И до критических выводов в политике, праве доходили, в том числе и французские материалисты (а вовсе не ограничивались одной лишь религией).

Из всего этого ясно, что, по крайней мере, марксизм базируется на научных знаниях. И, следовательно, не может быть ни догмой, ни утопией. Те выводы, которые получил Маркс, основываясь на приведенных выше источниках, имеются и сегодня в научном обиходе. Вы можете их найти в учебниках философии, социологии, политологии, истории, экономики. И это носит интернациональный характер. А главный труд «Капитал», остается актуальным, в сущности, до тех пор, пока существует капиталистических способ производства. Стоит отметить, что в первую очередь актуальна именно марксистская методология. Она рассчитана на то, чтобы исследовать явления и после Маркса. Чего только стоит марксистская социология/политология, которая развивается активно и в современности.

Поэтому стоит особо подчеркнуть, что своими заявлениями Зюганов прямо отвергает марксизм и стоит на реакционных и мракобесных позициях. Тем самым играет в интересах действующей власти и, конечно, церкви, сохраняя при этом собственное привилегированное положение.

Стоит напомнить о том, кто такой Зюганов вообще. Вступил он в КПСС аж в 1966 году и никогда, в сущности, не занимал там серьезных ролей. Это был коньюктурщик самого невостребованного звена. Певец «идеологии». Его деятельность заключалась в повторении речей партийных вождей. Фактически это означает, что он был функционером, прямо привязанным к режиму. Странное «совпадение», что к концу СССР он получил должность заместителя заведующего идеологическим отделом, а заведующим был Александр Яковлев, который не скрывал своей ненависти к СССР.

Через короткий период эти деятели устроили «перепалку» друг с другом, а Яковлев назвал Зюганова «новым большевиков», тем самым делая последнему хорошую рекламу, т.к. простые люди господина Яковлева, мягко скажем, недолюбливали. Поэтому, не стоит исключать ситуации, что Зюганова поставили как раз наверх для той цели, чтобы он «сдерживал» сторонников СССР и контролировал их. Что впоследствии и было реализовано, как в 1991, так и в 1993 и 1996. А вообще Зюганов всегда выступал как человек, в котором государство прямо заинтересовано. Выгодно иметь такую «оппозицию», которая всегда принимает верные решения.

Надо отметить, что за период, когда Зюганов состоял в КПСС (т.е. во времена СССР), он ни разу не сказал, что у коммунизма и христианства «одни цели», и не называл Иисуса «первым коммунистом». Говорить подобную чушь он начал только после крушения СССР и фактического запрета деятельности компартии. Не исключено, что в начальный период государство пыталось всеми силами «создать» себе оппозицию. Поскольку недовольства были, и их следовало взять под контроль. Всем известно, что до 1991 года, КПСС, при всех минусах или плюсах, была государственно-образующей силой. Никто бы не сказал, что те люди, которых называли коммунистами, были маргиналами.

И именно эта задача, не без участия Зюганова, стала выполнима. Именно после событий 1991 года, был наложен запрет на деятельность компартии. Что же делать? Настроения были противоречивые, запахло жаренным. В итоге оппозицию «разрешили». Однако не коммунистическую, а фашистскую и националистическую. Именно под этой эгидой был создан «Фронт национального спасения». Организация в целом небольшая до определенного момента. Вдруг, ни с того ни с сего, во фронт попадает Зюганов, причем сразу же в организационный комитет. А что было дальше? Он призывал всех принимать участие в этом деле.

Надо добавить, что также Зюганов был членом координационного совета Российского общенародного союза, движения «Отчизна» и членом президиума Русского национального собора. Т.е. во времена запрета коммунистических организаций, господин Зюганов активно участвовал в националистических и профашистских движениях. Его не смущало, что на этих собраниях уничтожали красные флаги, рисовали пентаграмму на Ленине, выдвигали антикоммунистические лозунги и т.д. Для него не было никаких противоречий в этом деле. Это были самые отвратительные погромные элементы. Как будто люди отстали резко на 100 лет и вернулись черносотенцы.

Нельзя было лучше дискредитировать коммунистов, чем «вписать» их в это движение. Благодаря Зюганову именно это слияние и произошло. Именно так, за какие-то жалкие месяцы (даже не годы), коммунистические взгляды стали де-факто маргинальными. И, что особенно важно, т.н. коммунисты на собраниях этих фашистских и националистических организаций никогда не выдвигали коммунистических требований. Они лишь создавали массовку, а идеология вся принадлежала именно погромным элементам. И Зюганов тоже там говорил о «духовности» и «патриотизме». Вот именно с этого момента и начались разговоры о том, что между коммунизмом и христианством нет противоречий. Хотя, если подумать, то эта деятельность тоже не имеет к коммунизму никакого отношения. Все это дело затем назвали «красно-коричневые». Хотя чего там было красного, если уж подумать всерьез, сказать трудно.

Большевики никогда не стали бы в один ряд с черносотенцами. Они отличались принципиальностью, а Зюганов наоборот – гибкостью, приспособленчеством, оппортунизмом и беспринципностью. Стоять в одном ряду с фашистами, молчаливо потакать их взглядам и, даже более того, поддерживать местами это мракобесие аналогичными речами, что это если не предательство? Люди, в большей мере, были дезорганизованы и в отчаянии, они просто не понимали, что происходит и что им нужно в такой ситуации делать.

После событий 1993 года, когда танки расстреляли верховный совет, Зюганов дал понять однозначно, что он желает быть «официальной оппозицией». Именно поэтому он призывал с телеэкранов своих сторонников «не участвовать в провокации», а затем поддержал конституцию, которая была принята после ликвидации законной власти и устанавливала суперпрезидентскую республику, т.е. делала изначально Зюганова, как и все политические партии, совершенно марионеточными персонами. Ведь, согласно этому закону, президент в праве их всех взять да распустить.

После этих событий роль КПРФ серьезно возросла.

Отныне открытые монархисты, националисты и фашисты резко отошли на второй план, а потом и вовсе как будто испарились. Сложилось впечатление, что власть их сознательно раскручивала для того, чтобы они создавали «видимость оппозиции». Чтобы заменить «коммунистов». Но теперь стало ясно, что такую роль сможет на себя взять КПРФ, поскольку там ничего кроме красного флага от коммунизма не осталось. Не удивительно, что после переименования КП РСФСР в КПРФ туда вошло много членов ФНС. Т.е. туда влилась целая куча националистических элементов. Главные лозунги партии отражали эти настроения. Именно тогда, а не в 2012 или 2013 гг. Зюганов уже пропагандировал клерикализм, патриотизм, национализм, державность и прочее.

Надо отметить, что религию в школах ввели только в 2012 году, а Зюганов предлагал ввести религию в школы еще в 90-е годы. Именно в этот период было издано множество книг и статей подобного содержания под эгидой КПРФ. Там были высказаны тезисы, что православие – это национальное самосознание Русских и прочее. Наверное, самая дикая пропаганда мракобесия от Зюганова вышла в 1999 году. Это брошюра «Вера и верность. Русское Православие и проблемы возрождения России».

Впрочем, Зюганов пошел и дальше этого нелепого популизма. Зюганов заявил, что считать главными теоретиками коммунизма Маркса и Энгельса не обязательно (что противоречит тому положению, что партия марксистско-ленинская), а, оказывается, для Зюганова главные теоретики – это «консервативно-охранительные» религиозные философы. Забавно, что главными идеологами коммунизма являются антикоммунисты и мракобесы-идеалисты. Среди прочих Зюганов выделяет Ильина. Стоит помнить, что сам Ильин был яростным антикоммунистом, высланным из СССР. Позже, в эмиграции, он даже был членом фашистской партии и до конца смерти проклинал коммунистические идеи. Как можно считать такого человека за идеолога коммунизма? Похоже, Зюганов либо рехнулся, либо просто «не в теме» и ему кто-то пишет эти эпические речи. Он открыто заявляет, что на данном этапе развития коммунистическую идеологию должны формировать антикоммунисты и фашисты (только назвал он их несколько иначе). Т.е. даже не христианские социалисты и не утопические коммунисты. Для подтверждения слов, стоит процитировать Ильина:

«фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь»

Поэтому не удивительно, что когда речь заходит о самом коммунизме, Зюганов вспоминает в основном только Сталина. Причем лепит из него, что вздумается. Он, как и многие сомнительные персонажи, говорит, что Сталин был православным и державником. Строил храмы, держал всех в ежовых рукавицах. В действительности, этот Сталин больше напоминает Бенито Муссолини, но только на русский лад. Вероятно, если учесть те лица, которых Зюганов перечисляет в качестве идеологов (кстати, Сталин не воспринимается как идеолог, он лишь образ), то идеология явно не коммунистическая. Вот, помимо Ильина, списочек из книги «Россия и современный мир», кого Зюганов считает за «идеологов»:

«Николая Данилевского и Константина Леонтьева, а также Владимира Соловьёва, Николая Бердяева, Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби и Фрэнсиса Фукуяму»

Забавный факт: к изданию большей части этих авторов в России приложился именно Александр Яковлев.

Стоит сказать, что к коммунизму никто из этих людей отношения не имеет вообще никакого. Более того, это в основном: славянофилы, традиционалисты, националисты и, что главное, антикоммунисты. Фукуяма, правда, некоторое и даже странное исключение. На этой волне он четко сказал, что отказывается от принципов интернационализма. Не удивительно, что лозунг КПСС: «пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не стал лозунгом КПРФ. Может не все заметили, но он вообще не используется сторонниками Зюганова. А самое комичное в том, что гимном КПРФ является интернационал! Т.е. это что-то с чем-то. Некий политический постмодернизм.

Но вернемся к религии. Очень забавно Зюганова по этому поводу подколол Познер в своем интервью:

В (Владимир Познер): Скажите, вы разделяете следующие цитаты, не ваши. "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она дух бездушных порядков".

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Я понимаю, почему.

В: "Религия есть опиум народа", вы согласны или нет?

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Я понимаю, почему это вы цитируете.

В: Вы согласны или нет c этой цитатой?

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Я хочу сказать, сейчас.

В: Вы можете мне сказать.

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Нет, нет.

В: Нет?

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Я по ней, я знаю, чья это цитата.

В: Чья?

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Но я читал, читал и документы, подписанные Лениным в 19-м году.

В: Ну, чья? Это чья цитата?

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): Читал и документы, Сталиным подписанные, которые осудили перегибы в отношении к верующим.

В: Чья цитата, вы знаете, нет?

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): И Ленина это цитата.

В: Нет, это Маркса цитата.

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ЛИДЕР КПРФ): И Маркс это.

В: Да, Маркс это. Хорошо бы вам знать.

Такой вот теоретически подкованный Зюганов. Прав был Алеев, когда сказал:

«Зюганов марксистом никогда не был и, следовательно, марксизму не изменял»

А такая демагогия характерна практически для любого интервью с Зюгановым. В 2012 году журналист, которого уж точно не назовешь марксистом, Шевченко, пытался разговорить Зюганова на тему марксизма. Называл имена: Грамши, Лукача, но Зюганов отнекивался, а потом даже сказал, что «эта тема полностью исчерпана». Что он имел в виду, сказать трудно, но факт остается фактом, что от вопросов теории марксизма этот персонаж постоянно отходит в сторону. Хотя бы для виду за эти годы мог бы и выучить хоть немного, работа ведь такая.

Пройдемся еще по парочке скандальных высказываний Зюганова, которые, что странно, удивили некоторых людей. Хотя логика развития КПРФ им соответствует.

«Сегодня на то, что собирает и держит страну, идет мощное покушение. На мой взгляд, это не случайно. Это выгодно всем, кто не желает видеть Россию сильной, умной, образованной и духовно и морально подготовленной. Потому что как только духовные корни выдернут, все остальное развалится»

Сказано это в контексте «информационной кампании против РПЦ». Духовные корни – это мракобесие. Фактически он считает, что благодаря православию Россия – сильная, умная, образованная. Стоит также отметить, что Зюганов позитивно относится к крепостному праву и негативно к его отмене. Что, мол, это самое право помогало укреплению «великой державной России».

Давайте вспомним, что было сильного, умного и образованного в тот период, когда православная церковь занимала ключевое положение в обществе (в Российской империи).

Абсолютная неграмотность, полурабство, периферийная экономика. Никакой науки до Петра I, т.е. полное невежество. Надо отдать должное церкви, она весь этот период только способствовала мракобесию. Были попытки отправить «на исправление» в монастырь Ломоносова и Сеченова, и если бы не светская власть, то величайшие российские ученые попали бы в застенки «исправительных» монастырей.

И как только эти «духовные скрепы» откинули, то сразу же начала развиваться наука, а особенно образование и медицина. Самый широчайший доступ каждого гражданина к знаниям. Поэтому заявление Зюганова, по крайней мере, сомнительно и исторически необоснованно. Церковь – это антипросвещение.

Теперь возьмем самый главный постулат Зюганова, о котором он напоминает постоянно:

«Если вы возьмете моральный кодекс строителя коммунизма и нагорную проповедь Иисуса Христа и положите рядом, то вы ахнете: они совпадают полностью по тексту. Если вы откроете послание апостола Павла Фессалоникийцам, то прочитаете главный лозунг коммунизма: «Кто не работает - тот и не ешь»,

Человек, который называет себя коммунистом, но при этом считает своими идеологами религиозных и фашистских философов, изначально должен надеяться на то, что его сторонники не читают в принципе. Ведь никакой точной аналогии он не приводит. Однако это дело можно очень быстро опровергнуть. Сами тексты маленькие и их можно прямо сравнить.

Но заранее важно отметить, что не Зюганов первым начал говорить такую глупость. В действительности он лишь повторял за Путиным, который изрекал аналогичные выводы несколько лет назад до этого:

«Моральный кодекс строителя коммунизма — это выдержки из Библии»

Видно, что он слишком категоричен. Вот и кодекс строителя коммунизма, который состоит всего из 12 пунктов:

  1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
  2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
  3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
  4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
  5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
  6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
  7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
  8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
  9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
  10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
  11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
  12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

И вслед за этим строчки из нагорной проповеди, которую очевидно имели в виду Зюганов и Путин:

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Ну, тут все ясно. Просто абстрактная нелепица, которая вообще не имеет никакого отношения к реальности. В «кодексе», хотя и присутствуют некоторые не до конца реализуемые положения, но все же они имеют реальную основу. Там нет слова о боге и прочем подобном. Продолжим читать проповедь (вдруг, там дальше будут похожие положения?):

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Или известный пассаж о щеке:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Видно, что никакой связи тут нет вообще, а люди, которые, подобно попугаю, повторяют за Зюгановым (или за Путиным), просто должны ознакомиться с тем, что пытаются доказать. Надо иметь в виду, что нагорная проповедь – это набор нелепых афоризмов, не имеющих отношения к реальности в большей мере. Ведь, как говорил Маркс:

«идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Вопрос в том, а нужно ли искать в куче «идеального» что-то дельное и путем рационализации пытаться объяснять это материально для практики повседневной жизни любого гражданина? Есть куда более достойные источники, которые могут содержать не только действительно полезные советы, но и просвещение, в том числе научное, чего ни в нагорной проповеди, ни в библии вообще нет.

Поэтому сравнивать «моральный кодекс строителя коммунизма» с нагорной проповедью абсурдно. Это все равно, что сравнивать современный уголовный кодекс с внутренними правилами дикого племени, где от имени какого-нибудь животного (или духа) диктуются определенные установки, табу.

Теперь стоит подвести общие итоги: Зюганов не имеет никакого отношения к коммунизму. Его деятельность полностью это подтверждают. Что интересно, он даже не может претендовать на утопический коммунизм. Его основные идеи: популизм, консерватизм, патриотизм, национализм. Он всеми своими действиями дает понять, что та ситуация, которая сложилась в современной России, его полностью устраивает, и он готов способствовать «закреплению» этой ситуации по максимуму. К слову, со временем сложилась такая интересная ситуация, что, на общем фоне, КПРФ кажется одной из самых правых партий среди официальных.

Можно процитировать очень верное высказывание Делягина о КПРФ:

«С моей точки зрения, Зюганов - могильщик партии и всего левого движения в России, сегодня выполняющий функцию кладбищенского сторожа. Когда его «съедят», можно будет всерьез говорить о том, способны или не способны новые люди в КПРФ превратить ее в подлинную партию, в реального представителя народа.»

К большому сожалению, в действительности сегодня КПРФ пытается «отражать» левые настроения многих людей, вводя их в заблуждение. Ведь человек, который не изучил теории и даже не обладает элементарными научными знаниями, не сможет адекватно воспринять ту или иную информацию, а просто гонка за «образом прошлого», как показывает история, ни к чему хорошему не приводит. А именно на «ностальгию», а иногда и на «оппозиционность» и рассчитывают партийные «вожди» КПРФ.

Надо помнить, что когда протест только-только созревает у «рядового гражданина», не изучающего проблему, то человеку сложно найти средство для его выражения. А особенно это актуально для стихийного протеста, когда человек не знает, чем проблема может разрешиться. Причем причины могут быть самые разные. От глобальных вопросов до бытовых конфликтов. И поэтому часто такие люди принимают участие в партиях вроде КПРФ, поскольку создается ощущение, что это выход из сложившейся ситуации. Это объясняет нахождение молодых людей в данной партии.

Надо сказать, что другие, к сожалению, менее многочисленные объединения левого толка, не страдают подобными недостатками. И их отношение к вопросу религии, как правило, материалистическое. Однако, что важно, там необходимы еще и знания, а в КПРФ этот пункт прямо противопоказан.

   

АПА1