Ислам в постсоветских республиках

1413863164-dd09f64bde5af4488dgdgdsg9e0a73783d2eea4Сразу же после крушения СССР в отдельных странах, где ранее доминирующее положение занимал ислам, началось стремительное «возрождение духовности». Ну а падение экономики, несомненно, занимало в данном деле особую роль.

В общем, людей оставили без гарантий, часто зарплату не платили, ну они и среагировали оперативно, вооружившись архаичными идеями. Отсюда и гражданские войны, где участие принимали исламские радикалы-неофиты.

Казалось бы, в государстве должны понимать, что в целом советская политика в отношении ислама имела достаточно серьезный сдерживающий фактор, и если не применять ее в том виде, в каком она была, то уж хотя бы необходимо учесть все особенности этой политики. Дабы хоть частично применять что-то на практике, поскольку нынешняя тактика в действительности часто смерти подобна.

Хотелось бы отметить подход нескольких стран к этому – в действительности очень опасному – явлению. В Казахстане президент Нурсултан Назарбаев предлагает бороться с исламизмом усилением пропаганды ислама. Он считает искренне, что если людей «просветить», то это поможет.

В действительности, конечно, такая мера вряд ли поможет, поскольку на практике это означает, что будут промывать мозги всем подряд, проповедников никто особо сдерживать не будет, и в итоге начнется рост террористических групп, которые считают, что власти Казахстана не такие уж и благочестивые.

Все это можно наблюдать в Нигерии, Пакистане и еще во многих странах, где власти пытались организовать «исламское просвещение» на территории страны. В итоге это закончилось не только дискриминацией женщин, представителей иных вероисповеданий и «неправильных» направлений в исламе, но и формированием исламистских террористических группировок.

Назарбаев считает, что:
"Экстремизм взяли и привязали к исламу, но этому нет никаких обоснований. Ислам с арабского языка переводится как "мир". И так называемый исламский терроризм - у него нет религиозной или национальной принадлежности"

В действительности ислам означает покорность божественным законам Аллаха. А эти законы, - законы шариата. Соответственно, чем больше человек узнает об исламе, в особенности если ему промывают мозги с ранних лет, тем больше он понимает, что режимы, подобные назарбаевскому, это режимы богохульников, несмотря даже на то, что они формально поддерживают «исламское просвещение».

Так что в действительности у терроризма есть религиозная принадлежность. Ведь когда человек читает в книге, что бог требует соблюдать определенные законы, то разве не долг его последователя добиться силой их соблюдения, дабы спасти «слепых»? Это весьма распространенная особенность исламистских группировок. Понятно, что лидеры подобных групп часто имеют несколько иные интересы, но рядовые участники часто просто исламские фанатики, которых вдохновила «книга книг».

Несколько цитат, которые являются истинной в последней инстанции для исламских фанатиков:

Сура 2:193 "Ведите борьбу с ними, пока они не перестанут преследовать вас и пока не победит религия Аллаха".
Сура 4:89 "Вы желаете наставить этих лицемеров на прямой путь, а они хотели бы, чтобы и вы не верили и стали бы неверными, как они. Поэтому не берите себе из них друзей и сторонников и не считайте их членами своей общины, пока они не выйдут из своих жилищ сражаться за ислам. Так они докажут, что они не лицемеры. Но если они откажутся от сражения за прямой путь Аллаха и присоединятся к вашим врагам, тогда убивайте их, где бы они ни были, и не берите никогда из них ни друзей, ни помощников".
Сура 4:101 "...Ведь нужно остерегаться неверных, потому что они ваши враги и их вражда явна".
Сура 41:53 "Скоро Мы покажем этим неверным, отрицающим, Коран..."

И еще:

«Когда вы встречаетесь с неверными, то рубите им головы. Когда же вы разобьете их совсем, то крепите оковы [пленных]. А потом или милуйте, или же берите выкуп [и поступайте таким образом], пока не завершится война. Так [решил Аллах]. А если бы Он пожелал, то покарал бы их сам, но Он хочет испытать одних из вас посредством других. Он никогда не даст сгинуть понапрасну деяниям тех, кто погиб на пути Аллаха» (Коран, 47:3–4).

"Я посею страх в сердцах тех, которые не уверовали. Так рубите же им головы и отрубите все пальцы" 8:13-14

Короче, Назарбаев, похоже, не совсем понимает, с чем он связался, поскольку если в действительности начнется усиление пропаганды «самой мирной религии», то разве это не чревато последствиями для него лично?

Аргументы президента Казахстана просто смешны:

"Вот посмотрите на ИГИЛ, туда сейчас едут европейцы, англичане, французы (...) из Центральной Азии едут, из Турции и из других государств едут. Там нет национальностей, там нет религии. Это по каким-то принципам объединенные люди, которые работают за деньги"

В действительности туда едут исламисты из разных стран. И в большей мере «европейцы» - это мигранты из «традиционно исламских стран», ну а также озлобленные неофиты коренной национальности (таких, правда, не очень много).

Но суть ИГИЛ’а в том, чтобы построить, наконец, хорошее исламское государство. Все сделать по заветам пророка. Они рубят головы, но разве ислам это запрещает, когда речь идет о неверных? На самом деле последователи ИГИЛ’а – вполне искренние сторонники религии мира, если буквально воспринимать заветы пророка. А вот президент Казахстана – просто бывший советский работник, которому сложно подобрать верную идеологию в сложившихся условиях.

И окончательный вывод президента Назарбаева:

«Мы должны быть грамотными. Вот сейчас обучаем, строим мечети. Людей, посещающих мечети, много. В Коране есть высказывание: «Если ты убьешь одного человека – это равносильно тому, что ты убил все человечество». Поэтому терроризм надо рассматривать как врага, который вышел против всего человечества. Надо держать молодежь от всего этого подальше»

Он предлагает отстроить мечети и промывать мозги молодежи, и после этого надеется, что все будет хорошо. И, что забавно, возможно он цитату из Корана как-то перефразировал, но в переводных источниках такой цитаты (в чистом виде) нет. Не исключается, что такие цитаты в Коране действительно есть, однако это относится к людям, т.е. к последователям «истины». К неверным это не относится. Неверный – не полноценный человек. Он должен либо принять ислам, либо см. выше цитаты из Корана.

Так что в итоге, несомненно, подход Назарбаева нелепый. И все может завершиться через несколько десятилетий (если на самом деле будет активнее пропагандироваться исламизм) гражданской войной. И даже после этого государство вряд ли одумается, и чиновники все еще будут говорить, что террористы – «неправильные» мусульмане, и что нужно людям проповедовать все так, как есть, тогда уж точно террористов не будет, но зато будет расти число их последователей (противоречие, которое не замечают постсоветские чиновники).

Стоит отметить, что не везде подобная ситуация актуальна. Президент Киргизии, к примеру, все-таки заявил, что будет отстаивать светское государство, и в то же время не позволит пропагандировать исламизм в духе «законов шариата», т.е. ислам должен быть киргизским, а не арабским. Он сказал:

"Да, религиозные организации не имеют права вмешиваться в жизнь государства, но государство должно регулировать религиозную сферу. И оно теперь будет этим жестко заниматься. Так как речь идет о вопросах национальной безопасности, государственное регулирование в сфере религии будет только усиливаться, но с учетом основополагающих принципов свободы совести и прав человека"

В целом президент Киргизии достаточно часто критикует исламских проповедников. Например, ранее он отмечал, что:

«В последние годы наш муфтият постоянно находится в скандалах, религиозный центр превратился в финансовый центр, в бизнес. Государство должно контролировать религию и направлять ее в нужное русло»

Собственно, такой подход куда более адекватен для светского государства, а Казахстан, похоже, является светским лишь формально. По факту чиновники занимаются пропагандой религии, и последствия вряд ли осознают.