О православном банке

2ef6d2d087cce790fdgsdhdsgbd8c215ca3550519Церковники в последнее время все чаще говорят о создании некоего православного банка. В действительности удивительного тут ничего нет, поскольку уже есть православные банки (например, «Пересвет», «Софрино» и др.).

Однако на этот раз, как говорят церковники, будет разница. Т. е. нынешние церковные банки работают так же, как и прочие, а нынешний банк будет без ростовщичества. В общем, речь идет о принципиально новом банке, хотя тут есть свои нюансы.

Во-первых, совершенно очевидно, что руководство РПЦ скопило достаточно денег для того, чтобы реализовать подобный проект. Ведь есть банк Ватикана. Ну и РПЦ хочет чего-то подобного.

Суть заключается в том, чтобы отмывать деньги под предлогом того, что там принципиально якобы будут игнорироваться «хищнические проценты». Тут все как со свечками. Формально в церкви ничего не продается, и в это верит налоговая служба. Но фактически свечки продаются с наценкой иногда более 1500%. Видимо, то же будет и с банком. Налоговая будет считать, что в банке просто дают деньги в долг, а отдают им те же самые деньги без процента.

Чаплин сказал, что нынешняя банковская система:

«действует вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством»

Удивительно, но Чаплин забывает о том, что сегодня уже есть православные банки, которые игнорируют «христианские запреты на ростовщичество». К слову, сам Чаплин с ними никогда не конфликтовал.

Ну а теперь идея. Новый банк должен:

«решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии»

Т. е. речь идет о глобальном проекте! Но в действительности все выглядит несколько иначе.

Чаплин заявляет, что банк не будет выдавать кредиты и принимать вклады, но банк будет выступать как посредник в сделках т. н. православных инвесторов. В сущности, на этом все идеи и заканчиваются. Они просто скажут налоговой, что провернули все «без процентов», а с инвесторов возьмут определенную сумму за то, что помогли отмыть деньги. Да и на благое дело ведь! Наверняка на «строительство храмов».

Чаплин подчеркивает много раз, что в банке не будет никаких процентов. Однако он добавляет, что инвесторы будут «вознаграждать» попов. Само вознаграждение будет зависеть в первую очередь от доходности конкретного проекта. Т. е. если проект все же будет прибыльным, то попы за посредничество получать больше, чем какой-нибудь банк. На это и рассчитывают.

Активным сторонником проекта является также Дмитрий Любомудров (член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ):
«В православной финансовой системе есть сходство с исламскими банками, но это только сходство. И речь идет не о сходствах или различиях. Мы не можем опираться на западные системы ни в чем, ни на MasterCard с Visa, ни на SWIFT, ни на что-то ещё. Таких низкорисковых спецбанков, работающих по специальной технологии, должно быть много. Мы будем пытаться внедрить его и в других странах — русский мир не ограничивается Россией. Если говорить про христианские ценности, то такая система может и в Европе работать»

Система примитивная. Просто у них есть деньги «из воздуха» и они будут их вкладывать в некие странные проекты. Но за это не будут брать процент, а ждут всего лишь «вознаграждения». Ясно, что если речь идет о РПЦ, то система должна быть максимально закрыта, а у работников банка не должно быть ИНН. Да и в налоговую лучше не сдавать отчеты, заявляя, что все это бесовщина.

Ситуацию прокомментировал начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

«Любопытно, что среди запретных объектов финансирования упоминается производство и торговля табаком, тогда как РПЦ успешно беспошлинно импортировала табак и алкоголь в 1990-х. Кроме того, Московский патриархат является крупным акционером банка «Пересвет», зарабатывающего на ссудном проценте. А ведь в совет директоров банка «Пересвет» в свое время входил и нынешний патриарх Кирилл. Также Московский патриархат является соучредителем столичного банка «Банкхаус Эрбе» (до 2008 года Международный банк храма Христа Спасителя), который специализируется на обслуживании VIP-клиентов»

Поп Кураев не поддержал проект, поскольку примерно представляет, что из этого выйдет:

«Сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 году. Представьте себе обманутых или обиженных инвесторов или клиентов, которые пикетируют православный банк. Одной этой мысли достаточно, чтобы похоронить эту идею. Второе, если предлагают создать банк без процентов, то эта идея не нова — в СССР существовала касса взаимопомощи. К сожалению, история и современность не дают уверенности в том, что все православные руки намагничены так, что деньги не прилипают, а совсем наоборот, отскакивают. Поэтому глядя на наших чиновников, олигархов и других, любящих называть себя православными, не могу, глядя в их честные лица, сказать, что будут сохранены деньги, а не перейдут их детям. То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора?»

Кураев, конечно, идеализирует саму церковь, поскольку ростовщические конторы были и раньше. Обратимся к истории, когда речь идет о попах:

"всякими неправдами и лихоимством стараются скопить себе злато и серебро, морят крестьян своих тяжкими и непрестанными работами, отдают свои деньги в рост бедным и своим крестьянам и когда росты умножатся, истязуют этих бедняков, отнимают у них имущество, выгоняют их с семействами из их домов и даже из селениий" (Макарий. История Русской церкви, т. VII, стр. 206).

Или о монахах:

"имея всего вдоволь в общей монастырской казне на всякие свои потребы, держат еще в стяжаниях, ради сребролюбия продают и покупают, берут росты на росты и за свои рукоделия копят серебро и золото, то они должны подлежать строгому ответу перед богом и не избегнут страшных мук геенских" (Макарий. История Русской церкви, т. VII, стр. 362).

Макарий написал свою книгу в XIX веке, т. е. в период Российской империи. А это означает, что чем больше влияния и власть у церкви, тем активнее попы будут заниматься подобными делами. Иначе и быть не могло. Сложно поверить, что Кураев не читал книгу Макария. Да и он пользуется большим авторитетом (во многом формальным, т. к. Макарий часто критикует своих подельников, сомневается в «чудесах» и нетленности мощей).