Духовные законы Руси: религиозная веротерпимость

zzzzx4634yrfdhdfhjdfДуховность, как известно, держалась на штыках во времена российской империи, когда карали не только за богохульство, но и за переход в другую религию или отказ воспитывать детей в православной вере. Однако так ли было всегда? Отдельные верующие полагают, что якобы до петровских реформ все было вообще идеально, а православие считалось чем-то «народным».

Подобные взгляды были популярны и во времена Российской империи, ведь т. н. славянофилы, или почвенники, фактически занимались идеализацией этого периода. Но что было в действительности, если говорить именно о религии?

С крещением Руси все более-менее понятно, ведь и во времена Российской империи основные источники были доступны образованной публике из философских кружков. Также известно, что по факту крещение Руси – это крещение Киева. Другие города «крестили» спустя много лет. Крестители не могли обойтись без принуждения и террора.

Период орды - время для церкви идеальное, поскольку церковь стала оправдывать нынешнее положение дел, за что ордынцы ее освобождали от налогов:

«Ярлыками утверждались следующие льготы для духовенства: во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни было, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей внешнего богослужения; во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей; в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слуги, т. е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ» (Звонарь, 1907, № 8).


«В татарский, или монгольский, период, независимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии, благодаря которым духовенство благоденствует и становится крупной капиталистической величиной» (Странник, 1912, № 8)

Так что, возможно, веротерпимость наступила уже после золотой орды, а проклятый Петр все испортил? Главный идеолог веротерпимости того периода – Иосиф Волоцкий, который говорил следующее:

"Если кто-нибудь убьет по воле Божией – убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, – милость эта недостойнее всякого убийства"

"Это показывает, что более подобает предавать лютым казням тех, кто хулит Сына Божия, чем тех, кто отверг Моисеев Закон"

"Кто-нибудь может сказать, что одно дело – предать смерти с помощью молитвы, а другое – убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же – предать смерти с помощью молитвы или убить виновных с помощью оружия" (Иосиф Волоцкий. Просветитель).

Тогда тех, кто верил «не так», называли «жидовствующими». Конечно, тотальная веротерпимость. К слову, очень веротерпимо относились к представителям ислама, как одной из традиционных религий Руси:

«…бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь» (Полное собрание русских летописей. Т. 14. — С. 9)

Может, терпимость была при Иване Грозном? Он с уважением относился к представителям традиционных религий:

«Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду» (Петрей П. История о великом княжестве Московском).

Когда же православная религия была веротерпимой во времена царизма? Остается только период Софьи. Может, она – единственный человек, когда была настоящая веротерпимость на Руси?

Тогда стоит обратить внимание на «12 статей» Софьи. Веротерпимость не распространялась на тех:

«кто не подчинялся официальной церкви и ее служителям, – не ходил, как требовалось, к исповеди, не посещал церковных служб, не пускал в свой дом священников для исполнения треб, кто своим враждебным отношением к церкви чинил соблазн и мятеж» (М. И. Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье ХУИ-ХУШ вв.).

Собственно, всех этих людей подвергали пыткам. И если они отказывались признавать истинность православия, то в таком случае их просто казнили.

Затем уже ненавистный период Петра, где поначалу на самом деле тоже действовали жесткие правила, если речь шла о еретиках. Тот же Стефан Яворский говорил открыто:

«Если праведно убивать человекоубийц, злодеев, чародеев, то тем более еретиков, которые паче разбойников душу убивают… Церковь оружие свое очистит, лук свой напряжет и возбудит сердца властелинов на месть расколу… И тогда достойную месть лютой кончиной воспримите» (Н. Филиппов. О наказаниях по законодательству Петра I).

Так что законы Российской империи, когда ссылали за богохульство, это еще цветочки, т. к. ранее за подобное просто убивали.

Получается, что в действительности никакой веротерпимости в период царизма не было вообще. И современные изречения попов о том, что православия – «самая веротерпимая религия», конечно, просто ложь.

Относительная веротерпимость, если это можно так назвать, была только в советский период и в современной России. Но разве это связано с тем, что церковь вдруг стала «доброй» и «гуманной»? Вовсе нет. Это значит, что государство ее ограничивает.

А церковь не только не отрицает «заслуги» различных фанатиков, которые призывают к убийствам, но и до сих считает их святыми, в церковных лавках продаются их сочинения с призывами убивать еретиков и иноверцев (например, сочинения Иосифа Волоцкого, где подобных призывов довольно много).

Поэтому когда мы сегодня слышим о «возрождении духовности», то нужно понимать, что ничего, кроме агрессивного идеологического аппарата, возродить невозможно, поскольку ничего другого собственно и не было в истории РПЦ.

По факту весь царский период церковь обслуживала интересы разных господ. Прямо как жрецы в древнем Египте они говорили, что нынешний порядок «установлен богом», а правитель – чуть ли не родственник бога. Собственно, такая глупость использовалась и во времена царизма, например, церковники часто подчеркивали «родственность» царей с библейскими персонажами вплоть до Петра I.

Видеть же тут что-то «большее», чем репрессивный и идеологический аппарат правительства, конечно, наивно. Надо помнить, что в разное время церковь благословляла и рабство, и торговлю людьми, и военные походы одних православных князей на других православных князей (родственников) и т. д. и т. п. Искать тут «вечную мораль» не стоит. Если государству будет очень нужно, то церковь благословит все то, что она осуждала 1000 лет, и никто ни среди верующих, ни среди попов никаких противоречий не заметит.