Секуляризм на западе

ffhfd6ri6i65ifjgjjfgkfkКакое влияние религия оказывает на современные западные страны? Как считает профессор социологии и секулярных исследований (Питцер Колледж) Фил Цукерман, с каждым годом религия теряет свои позиции.

Особенно радует, что, во всяком случае, уже теперь возможно последовательное отделение церкви от государства:

«С точки зрения политического секуляризма мы видим много примеров того, что области действия религии и государства становятся все более четко и ясно разделенными. Например, в Швеции официальное отделение церкви от государства произошло в 2000 году. В Британии растет противодействие религиозному влиянию на школы. В Израиле усиливается оппозиция государственной поддержке религиозных институтов и уклонению религиозных фундаменталистов от обязательной службы в армии. Во Франции разделение церкви и государства достигло большого размаха, и ограничения на религию в общественной сфере растут»

По общей ситуации:

«Сто лет назад в Канаде только 2% населения говорили о том, что они не принадлежат ни к какой религии. Сегодня таких 30%, и примерно каждый пятый заявляет, что он не верит в Бога. Сто лет назад в Австралии лишь 1% населения был нерелигиозным. Сегодня примерно 20% австралийцев заявляют о своей нерелигиозности. Сто лет назад в Голландии 10% населения были религиозно неаффилированными, сегодня таких больше 40%. В современной Великобритании примерно 50% населения заявляет о своей нерелигиозности, то же самое справедливо для Швеции.
Дальше больше: 61% чехов, 49% эстонцев, 45% словаков, 34% болгар и 31% норвежцев не верят в Бога. Во Франции таких людей 33%, в Бельгии 27%, в Германии 25%. Самая последняя информация по Японии показывает значительный рост секуляризации. Шестьдесят лет назад примерно 70% японцев придерживались религиозных убеждений. Сегодня это число составляет примерно 20%. Такие уровни атеизма, агностицизма и общей нерелигиозности не только удивительны, но и исторически беспрецедентны»

Как можно заметить, авторитет религия тут же теряет, как только государство перестает «возрождать духовность». Совершенно очевидно, что аналогичные результаты возможны и в других странах, где будет, во-первых, экономическое развитие, способное гарантировать всестороннее развитие каждого гражданина государства (с социально-ориентированной экономикой), во-вторых, конечно, последовательное отделение церкви от государства. Если будет проигнорирована социальная сфера, но отделена религия от государства (частично или полностью), то, скорее всего, ее авторитет сохранится. Возможно, даже возрастет.

И в такой ситуации всегда есть возможность повторения того, что произошло, например, в Иране, когда государство (перед исламской революцией 1979 года) могло гарантировать развитие только незначительной части населения – «новой элите». В итоге начались массовые протесты, затем политические репрессии, а завершилось все победой исламистов, которые, однако, не потеряли власть лишь потому, что все-таки пошли на значительные уступки населению, т. е. реализовали некоторые реформы Мохаммеда Мосаддыка. Это связано не с тем, что они такие «любители народа», а с тем, что в противном случае они бы просто потеряли власть.