Русское царство: былая духовность

ffffgsfdg444tsdhhtyjС 988 года считается, что Россия вдруг стала «духовной». Агрессивно навязывался культ, и якобы население его искренне принимало. Это если верить РПЦ и российским чиновникам. Но как же было на самом деле?

Для примера можно взять 1698 год. Уже Петр I, но пока не император, а царь. Прогрессивные явления уже были, однако оценить по достоинству их могла только элита. Свидетельство времени – книга «Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом».

Как же дела обстояли с духовностью? Учитывая тот факт, что все-таки переход из православия в другую религию карался смертью. А еще, конечно, что религия уже была «установлена» более 700 лет.

К сожалению, автор исследовал вопрос религиозности не так подробно, и, увы, только в Москве. Но и этого достаточно, чтобы понять, какое было реальное влияние религии. Вначале:

«У москвитян вся вера и все средство к спасению состоит в способе креститься, так как весьма мало между ними таких, которые бы знали самые обыкновенные и самые краткие молитвы. Поистине замечательно, сколь слабо у москвитян знание религии и с какой гордостью гнушаются они пользоваться какой бы то ни было наукой иноземцев»

Как будто это не 1698 год, а современность, если речь идет о том, как хорошо верующие знают православный культ. О духовности монахов:

«Таким образом, стыдясь выйти из мрака невежества, они и потомкам своим застилают свет. У москвитян есть монахи и монахини. Их жизнь строже, чем наших монахов, более постов, монастырский закон суровее, жизнь беднее, но менее, чем у наших, благочестия. В пост русские монахи и монахини до того умерщвляют свое тело, что даже больные не принимают лекарств, но как скоро кончился пост, они погружаются во всякого рода распутство, причем более на гуляк, чем на монахов, похожи, пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко предаются там же сладострастию»

Монахи – отдельная тема, о них нелестно высказывались на протяжении всей истории «духовности» вплоть до революции 1917 года. К примеру, слова Ивана Грозного:

«Вы захва­тили себе в собственность третью часть, как оказывается, городов, посадов и деревень нашего государства... вы продае­те и покупаете души нашего народа. Вы ведете жизнь празд­ную, утопаете в удовольствиях и наслаждениях: дозволяе­те себе ужаснейшие грехи, вымогательства, взяточничество и непомерные росты. Ваша жизнь изобилует кровавыми и вопиющими грехами: грабительством, обжорством, празд­ностью, содомским грехом. Вы хуже, гораздо хуже скотов!»

Доходило до того, что даже попы критиковали монахов:

«Монастыри существуют теперь на Руси только для того, чтобы питать грешную плоть собравшихся в них иноков; а иноки увеличиваются в своей численности потому, что сытое кормление без особенных забот и трудов, без недостатков и лишений всегда будет привлекать к себе бесконечные ряды тунеядцев» (Церковно-общественная жизнь, 1906, № 44).

Хотя, конечно, сами попы ничем не лучше.

И кстати, о них:

«В столице Московии считают четыре тысячи попов, из которых каждый может прилично содержаться на собственные доходы. Несмотря на то сами священники едва ли степеннее черни; поведение их, от частого шатанья в пьяном виде на перекрестках улиц, является более предосудительным, чем поведение прочих людей, так как по самому уже своему званию попы должны собственным примером наставлять других на путь добродетели и благочестия»

Вот сейчас говорят, что «священники – тоже люди», что пороки – скорее исключение, чем правило. И главное, что это только современная отличительная черта, а раньше, мол, все было лучше.

Пьянство – обычное дело для служителей культа того периода:

«Без креста попы и шага нигде не делают, хотя иногда попадается он им и под ноги. Жаль, что драгоценнейший знак нашего Спасителя находится в руках недостойнейших людишек, которые, ослабев и шатаясь от излишнего употребления водки, часто таскают крест по нечистоте и грязи»

Видимо, только о древнееврейском божестве и думали. Власти активно поддерживали порядок не за счет богословских догм о религиозном культе, а за счет слепого исполнения ритуалов:

«По средам и пятницам русские вообще не едят мяса. В пост не позволяется употреблять в пищу ни яиц, ни коровьего масла, ни сыра; от этого не делается отступления ни ради возраста, ни ради слабости здоровья. Русские считают делом более богоугодным умереть, сохраняя пост, нежели, подкрепив свои силы употреблением в пищу яиц или мяса, спасти свою жизнь»

Как считает путешественник, люди не чтили подобные правила:

«Ввиду столь строгого и неразборчивого наблюдения предписания касательно поста делают тот справедливый вывод, что Русская Церковь не истинная и природная мать, но мачеха и прелюбодеица»

Почему же тогда соблюдали пост? Тут все просто: пост не является выбором. Фактически если человек отказывается соблюдать пост, то его за это могут и убить. Это время, когда сжигали еретиков и ведьм.