fffdfghfd44346fdhdfЕсть мнение, что никакой разницы между «традиционной/государственной» религией и сектой вообще нет. Однако на самом деле, конечно, разница тут принципиальная, несмотря на тот факт, что учение секты не более безумно, чем учение религии.

Тут можно вспомнить классику, в частности Вебера. Он отмечал:

«Церковь - это община верующих, спасающихся. Секта же - это общество спасенных, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира».

Собственно, если кратко, то действительно в этом основная разница между религией и сектой.

Надо помнить, что к религии всегда можно относиться формально, в конце концов, она просто обожествляет как общество, так и власть, пытаясь забрать все больше социальных функций, дабы поддерживать порядок. Религия как идеология государства действует тысячи лет, и основная цель, конечно, та же самая, что и у консерваторов, – «стабильность», даже «заморозка» нынешнего состояния. Отсюда и разговоры о том, что «все от бога».

Религия в действительности, если она занимает основное положение, всегда будет подстраиваться под общество и под власть, и будет отстаивать именно те идеалы, что приняты, о чем свидетельствует вся история религии, когда «вечные ценности» с легкой руки отменяются и заменяются совершенно иными, прямо противоположными.

Верить в догмы совершенно необязательно. Сторонников официальной, или массовой, религии отличает именно незнание этой религии. Религиоведение отдельно выделяет понятие «народная религия», т. е. просто нечто формальное. Именно поэтому собственно формальные сторонники религии и игнорируют критику, потому что критики бьют по религиозным догмам, а они даже с ними не знакомы. Эти догмы для них не более ценны, чем для представителей иных культов и неверующих.

Важно заметить, что это касается любой религии. Иногда используются репрессии, дабы приобщить людей к «духовности», но в лучшем случае таким образом можно добиться ритуализма, т. е. люди будут просто выполнять ряд определенных действий, но не более того. Такое общество легко сможет отказаться от фундаментализма, о чем свидетельствует хотя бы опыт СССР, Франции после взятия Бастилии и до Наполеона, Турции времен Ататюрка, Мексики периода реформ в начале прошлого века и т. д.

Можно ли то же самое сказать о секте? В действительности нет. Если ты состоишь в секте, то ты обязан соблюдать четкие правила, ты должен знать догмы, и должен пропагандировать культ среди остальных.

У сектантов всегда есть обязанности, и это принципиально отличает от сторонников традиционных религий, которые в светских странах в большинстве своем вообще не посещают храмы, даже по праздникам.

Сектанты – фанатики, которые считают, что знают истину, и их уже ничего кроме этой самой «истины» не волнует. Они по факту готовы посвятить свою жизнь служению этой самой секте. Но самое важное, что секты практически всегда выступают как оппозиция нынешнему порядку. Ведь они выступают против господствующей религии, а религия, по определению Энгельса:

«Является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Отсюда и ненависть к сектам. Они отрицают «божественность» власти и «неизменность» общества. Собственно, действительно каждая религия прошла этап, когда общину можно было назвать сектой, отсюда и страх, причем обоснованный, ведь они добились власти в итоге. Секта очень часто выражала интересы того или иного сословия. Характерный пример – протестантизм, который поддержали немецкие князья, дабы в итоге отказаться от католицизма (а с ним и от многих обязательств, в том числе различных выплат) и взять больше власти. Не стоит думать, что протестантизм «вдруг» возник, как это часто представляют сами протестанты.

При специфических условиях возникали самые разные секты, где непременно утверждалось о том, что сейчас все «отравлено», и нужно возвращаться к временам Иисуса/Аллаха/пророков и проч.

Стоит заметить, что христиане пуритане были не менее радикальны, чем современные сторонники салафизма а-ля «Исламское государство». Они убивали католиков, уничтожали храмы и проч.

Но дело тут, в общем-то, не столько в религии, сколько в интересах определенных групп, что уже было сказано выше. В конечном итоге секта может получить главенствующее положение и стать со временем той же самой религией, обожествляющей «стабильность». Но такое происходит достаточно редко. В основном со временем большая часть сект просто исчезает. Тем более что в современности противники власти не обязательно будут использовать религию, как это было во времена Оливера Кромвеля.

   

АПА1