ffhfd44dsgsdКогда говорят об авторитете православия в России, то чаще всего намекают на социологические опросы, где порядка 60-80% называют себя православными. Однако есть большая разница между экспресс-опросом и нормальным исследованием.

Именно исследование, как правило, разрушает наивные представления, выгодные церковным аппаратчикам. В реальности выходит, что эти самые православные часто не верят в бога, загробную жизнь и проч. Некоторые люди даже называют себя православные атеистами.

А по праздникам храмы посещает 1-3% населения, причем такое положение дел сохраняется с самого начала 90-х годов:

«В статье "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее" игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их "русскости"» (Гараджа. Социология религии)

Нельзя сказать, что это мало (1-3%), однако важно понимать, что, скорее всего, даже из них большинство появляется в храмах только по праздникам. Так что реальная социальная база РПЦ – различные «воинственные православные» и сторонники клерикализма - в действительности скудна. К сожалению, точных цифр нет, но можно обратить внимание на число тех, кто активно отстаивает позиции РПЦ, кто занимается различными провокациями. Это на самом деле не общество (якобы православное), а маргинальные группировки, которые, вероятно, и делают это только за деньги.

Собственно говоря, это и вызывает конфликт между обществом и церковью, потому что «духовность» навязывают, но общество в действительности ее не принимает. И не работает вообще ничего. Даже Путин в церкви не делает в этом смысле никакой погоды. Как было 1-3% по праздникам, так и осталось. Культуролог Андрей Столяров о проблеме:
"Критику церкви вызывает то, что она постоянно пытается расширить свою территорию, а также взять под тотальный контроль всю российскую культуру и всю российскую жизнь. Но вообще любая социальная структура стремится к расширению. Однако оно может быть вертикальным, что означает развитие, либо горизонтальным — в виде географической экспансии, механическим захватыванием все новых территорий. Мне кажется, этим путем и движется РПЦ".

Да, может, больше людей с тех пор стало называть себя православными. Однако это ни о чем не говорит. А деятельность РПЦ в современности скорее отвращает прихожан. Можно вспомнить, например, конфликты по поводу строительства храмов в парках или на детских площадках, когда действительно люди, которые называли себя православными, стали осознавать, что же такое «возрождение духовности» на самом деле.

Протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что в действительности церковь опирается в основном на чиновничество:

"И это естественно, потому что на протяжении многих лет наша страна, по словам классика, "была крещена, но не была просвещена". Я могу даже усугубить цифры — людей, которые причащаются хотя бы раз в год, не более 3% населения страны. Это те, кого можно назвать христианами. У РПЦ было 25 лет на создание активных приходов, но они так и не появились".

Протоиерей Георгий, который также является заведующим кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, сказал, что для большинства попов служение – просто хороший заработок:

"То, что эти люди носят архаичную неудобную одежду и обрастают бородами, не значит, что они на самом деле ищут Христа. Они собой удовлетворены, им хочется быть успешными. Церковь ничем не отличается от того мира, которому должна давать пример. Есть энтузиасты, которые приходят в правоохранительные органы для борьбы с преступностью, а от них вместо этого требуют зарабатывать деньги. Православная идеология многим даже внутри церкви заменяет подлинную веру".

   

АПА1