originadulМногие «патриоты» часто любят вспоминать о величии Российской империи. А особенно о том великом состоянии, что ныне зовется «духовностью». Они отвергают категорически тезисы, согласно которым «духовность» эта поддерживалась при помощи штыков, а также тот факт, что эти самые «духовные» люди с легкостью с нею попрощались, как и остальным атрибутами РИ в 1917 году.

Несколько важных источников высокой духовности в Российской империи стоит отметить. Они, как ни странно, напрямую связаны с вопросом цены. Причем все вполне понятно, духовный уровень нации нужно хоть как-то поддерживать.


В данном случае речь идет об императорском указе. Вот несколько пунктов, которые «помогали» простому люду постоянно совершенствоваться духовно. В стране, где порой продавали, а порой проигрывали в карты людей, и где безграмотность и низкая продолжительность жизни - обычные явления.

Во-первых, всем известно, что царское правительство в первую очередь с большим недоверием относилось к «разночинцам». И не удивительно, ведь именно из этой среды, как правило, появлялись бунтовщики-студенты. Достаточно большая часть народовольцев именно из разночинцев. Это были не крестьяне, но и не очень обеспеченные (если сравнивать с высшими сословиями), в общем, нечто среднее. И, как показывает история, у этих людей была колоссальная тяга к знаниям и просвещению, а также к революции…

А с другой стороны эта духовность касалась и крестьян, поскольку последние тоже очень часто устраивали местечковые бунты против помещиков и попов. Порой их масштабы перерастали в нечто стихийное и опасное для государства (Пугачев), но чаще это было только на местах. Там могли убить помещиков и попов, но затем приходила армия и крестьян «успокаивали» при помощи оружия.

Вот как в царские годы пытались «усмирить непокорных».

Итак, из указа:

«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз – 2 руб., в третий раз – 3 руб.; с крестьян – соответственно 5, 10 и 15 коп.»

Стоит отметить, что в то время это очень большие деньги. Например, Пушкарь получал в месяц 16 рублей, прислуга около 3-5 рублей. Для крестьянина деньги вообще были не в ходу, что создавало сложную ситуацию. Собственно, после третьего раза человеку грозила каторга.

Вот так, собственно, и поддерживалось мракобесие в Российской империи. Причем, что еще важно, в указе также значился интересный пункт:

«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы» (Петровский указ от 17 февраля 1718 г. Полное собрание Законов Российской им­перии. СПб., 1830. Т.5. №2991, 3169).

Собственно, вряд ли бывали случаи, когда наказывали священника, поскольку исповедь, со времен Петра Великого, его работа. Он должен был в обязательном порядке отсчитываться по этому поводу и получать за это деньги, само собой.

А теперь самое интересное: если сложить крестьян и разночинцев вместе, то это явно более 90% населения Российской империи (точно сказать сложно, но около 94%), поэтому здесь и была такая важность. Надо отметить, что для дворян и других привилегированных сословий это было не обязательно. Было четкое понимание, что религия – это инструмент контроля и управления, а вовсе не «истина».

   

АПА1