Средневековая Русь: борьба с сектами

g454fddjДолгое время попы боролись с «пережитками» язычества, которые сохранялись после крещения. Часто служителям культа даже приходилось заимствовать многое из язычества, дабы ускорить процесс обращения.

Именно в период окончательного становления «духовности», т. е. когда никаких альтернатив православию не было, еретики очень часто выражали не столько собственно религиозные взгляды, сколько протест.

Как известно, этот процесс характерен для истории. Альбигойские ереси, гуситы, а затем и протестанты появились в качестве альтернативы католической церкви. На Руси же в этот период были несколько иные версии «ереси».

Примечательно, что первые «еретики» на Руси появились еще до крещения. Это была секта богомилов. Понятно, что если вначале их в большинстве своем просто игнорировали, то после крещения истребляли так же, как и язычников.

Важно сказать, что православие на Руси отличалось тем, что мало кто понимал его суть. Т. е. было совершенно нормально, что подавляющее большинство священников и монахов вообще ничего не знали о том, что они проповедуют.

Главное – это то, что православие объявлялось господствующим культом, а поэтому главный момент – идеологическая работа, которая обосновывает централизацию и унификацию. Поэтому попы чаще всего просто знали наизусть отдельные молитвы и проповеди, но в то же время активнее занимались «беседами», где говорили на отвлеченные темы о том, что каждый должен терпеть и что даже несправедливая власть, - власть от бога.

Поскольку государственное насилие закрепляло право культа, то священники особенно не изощрялись, т. е. им не приходилось вступать в полемику с оппонентами. Любые противники физически уничтожались сразу же. Относительная «терпимость» была только по отношению к иностранным торговцам и элите. Крестьяне, холопы и проч. не могли выбирать религию.

Не всех это устраивало, но выбора никакого не было. Люди со временем стали противопоставлять православию разного рода «истинные учения», которые в действительности под оболочкой религиозного мракобесия выражали протест. Это объясняется тем, что тогда просто не за что было зацепиться. Была только религия, которую даже понять было невозможно.

Оставалось только взять персонажей, о которых рассказывали постоянно, и попытаться интерпретировать учение в нужном русле, что, к слову, не так уж и неверно, учитывая тот факт, что и попы постоянно этим занимаются, подстраивая культ под современность.

Итак, в данном случае хотелось бы привести несколько примеров такой «ереси», причем именно во времена тотального господства православия, т. е. до Петра Великого. Во-первых, конечно, стоит отметить новгородское движение стригольников. Это интересное явление, учитывая тот факт, что оно появилось еще во второй половине XIV века.

Если отбросить замечания по поводу отдельных моментов вероучения, то можно совершенно точно сказать, что стригольники – это во многом те же самые протестанты. Они тоже выступали против обрядов, против роскоши и за «восстановление» истинного облика первоначального христианства.

Понятно, что изначально все это распространялось среди элиты, вероятно торговой, поскольку само движение имело сторонников в основном только в Пскове, и в особенности в Новгороде, где предпринимались до этого попытки получить независимость от контроля со стороны других княжеств, где также было много волнений на религиозной почве. На самом деле торговцев не устраивало то, что их деятельность слишком сильно загнана в рамки и поэтому они часто задумывались над тем, что, мол, не ими должны управлять, а именно они должны контролировать государство, т. е. князья должны действовать в их интересах.

Да и кто же еще мог распространять евангелие (именно новый завет), если не они? Население неграмотное, а торговая среда отличалась от остального населения. Как правило, иногда там были люди просвещенные, причем часто они были более образованные, чем бояре или князья. В этой среде постоянно появлялись новые религиозные движения. К слову, особенно среди старообрядцев было очень много торговцев, и государство со временем «облегчало» участь для них, а не для верующих простолюдинов, которые тоже были старообрядцами.

Самое примечательное в этой истории то, что, как только появлялась хоть какая-то альтернатива главной «духовной скрепе», то тут же находились тысячи сторонников нового течения. Хотя организаторы «ереси», как правило, одновременно и отправляли основной культ, и тайно отправляли свой. Страдали в большей мере рядовые последователи. Они, если уж говорить откровенно, плохо понимали и тот и другой культ. Только вот один из них ассоциировался с покорностью и несправедливым режимом, а другой с некоей «альтернативой». Ведь очевидно, что сторонники ереси говорили о том, что необходимо создать «справедливое общество» по «заветам Христа». На самом деле они добивались влияния, повышения социального статуса для себя и относительной независимости от нажима со стороны князей.

В итоге, когда ересь начала собирать вокруг себя значительное число адептов, которые отличались особой стрижкой, а затем и вовсе начали «хулить веру», т. е. заявлять, что священники – слуги дьявола, официальная церковь решила поступить разумно – уничтожить противников. Попы дали определение стригольникам. Например, они являлись:

«прямой затеей сатаны», «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры» и т. д. и т. п.

В 1375 году основных деятелей еретического движения приговорили к смерти. Их утопили в реке Волхов. Затем начали преследовать всех остальных. Это одобрял главный церковник того времени – митрополит Фотий. После 1429 о ереси уже не было ни одного упоминания.

Важно сказать, что на этом история еретических движений не была закончена, и подобные течения появлялись постоянно в различных городах и деревнях. Понятно, что везде они имели свою специфику. Где-то течения опирались именно на понимание библии (когда речь шла о купцах, которые были более образованными, чем все остальные), но это относится только к развитым на тот момент городам. В отсталых же местах в основном идея заключалась в том, чтобы совместить некое «особое понимание» культа с каким-нибудь язычеством. Примечательно, что долгое время в отсталых местах пользовались популярностью змеевики, которые символизировали слияние языческих пережитков и христианства.