Веротерпимость в Российской империи

uh6jry54y4Попы сегодня часто говорят, что якобы православие отличилось особой «терпимостью» по отношению к инакомыслящим. Причем когда они это говорят, то имеют в виду историю православия.

Несомненно, подобные доводы должны критиковаться, просто потому, что они не соответствуют действительности. Миф, конечно, красивый выходит у пропагандистов, но если начнется «возрождение религии», то в таком случае за этим могут последовать и некоторые другие исторические события, не всегда приятные для служителей культа. Но им все равно, поскольку есть известный принцип: «После нас хоть потоп».

Собственно, можно лишь отметить, что если в Московском государстве еретиков сжигали без особых вопросов, то в Российской империи тактика изменилась. Сами попы эти перемены явно не приветствовали, поскольку у них стало меньше власти, даже патриархат был упразднен, а главой церкви стал император.

Несмотря на это, роль православия все еще оставалась значительной. Ведь попы должны были заниматься непросвещенными массами, коих было большинство. Поэтому в это время действовали карательные законы, которые обязывали бедняков отправлять православный культ.

Мало кто тогда считал, что люди будут искренне отправлять православный культ, поскольку, собственно, в ту пору можно было торговать людьми. Однако сам культ, несомненно, считался сдерживающим фактором, т. е. полезным для власти.

Поскольку территория Российской империи периодически расширялась, то вопросы духовности, конечно, затрагивались очень часто. В особенности когда речь заходила о покоренных народах.

Тут стоит вспомнить насильственные крещения в Сибири. В книге «Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири» описываются эти процессы подробно. Людей насильно заставляли принимать «христову правду». Ну а «еретиков» могли пытать, морить голодом или шантажировать, иногда убивать.

Судя по всему, миссионерам того времени не было так уж важно, знают ли туземцы православный культ. Им было важно, чтобы те формально приняли навязанный культ, и тем самым доказали, что батюшке-царю не придется беспокоиться за то, что «дикари» посмеют что-то плохое сделать. Стоит сказать, что святилища различных языческих народов Сибири уничтожались с конца XVI в. до начала XX в. Стоит особо отметить стойкость этих народов, которые, несмотря на репрессии, все же продолжали стоять на своем. Понятно, что репрессии затрагивали не всех. Иностранных торговцев (протестантов, католиков, а иногда и мусульман) не трогали. Однако им запрещалось обращать людей в свою веру.

Случаи дикого мракобесия были и при Петре. Например, чего стоит дело монаха Дионисия:

«В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: «По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и бесов, да те письма над питьём чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил». Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семёну Чёрному с намереньем склонить к блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным вином. Девки со старцами «блудно дело творить не пожелали». Раздосадованный Дионисий Грек даже «бранил матерны» Дионисия Кобылу, «что он по тем письмам имя Божие хулит и Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца». А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда заговор сработал и девки на блуд согласились» (Запрещенное и отреченное чтение - Топос. Литературно-философский журнал. - 17/02/2003).

Дело Дионисия было в 1702 году. Главного фигуранта сожгли по обвинению в богохульстве и колдовстве.

Надо заметить, что для данного времени это скорее исключение, чем правило, поскольку в большинстве своем «еретиков» все-таки ссылали или заключали под стражу на определенный срок.

Другой интересный пример в петровский период – дело Фёдора Иванова. Он якобы изрубил икону. Сложно сказать, зачем он это сделал, но само дело началось с того, что Иванов рассказал об этом на исповеди, т. е. изрубил он икону без свидетелей. И несмотря ни на что, его поступок посчитали слишком дерзким. 29 ноября 1714 года его сожгли в срубе на красной площади (Буганов В., Богданов А,. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви). Казни добивались не только представители синода, но и крупные чиновники (приговор подписали члены московской Сенатской канцелярии Я. Ф. Долгоруков и Салтыков).

Ну а в 1721 году по настоянию Петра I сожгли дьякона Василия Ефимова, который подделывал «чудеса». Дело в том, что Петр был ярым противником различных «чудес», и поэтому, как глава церкви, запретил это дело.

Известна история разоблачения поповской фальсификации:

«Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом»

Так что Петр не шутил. И при нем больше чудес не было.

Несмотря на законы российской империи, которые касались православия, с особой жестокостью власти относились к переходу из православия в другую веру. Но все же более всего злил переход в иудаизм. За что в 1738 году был сожжен дворянин А. Возницын, а затем и еврей Борох Лейбов, который обратил Возницына. Добились такого решения представители синода и императрица Анна Иоанновна.

При Екатерине IIрепрессии в делах «духовных» чуточку сошли на нет. Она даже разрешила старообрядцам оставаться старообрядцами, но только при условии, что им запрещено:

«начинать и возобновлять споры против Православия» (Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.)

Впрочем, Николай Iфактически отменил подобные решения, травля усилилась. Он велел закрыть молитвенные дома старообрядцев и продолжить преследования по религиозным признакам. Только в период с 1842 по 1852 год за «преступления» против православного культа были привлечены к ответственности около 40 тыс. человек (Варадинов. История Министерства внутренних дел. Т. 8. СПб.: 1862. С. 472—473).

Все это сложно назвать веротерпимостью. Впрочем, возможно, для нынешних попов и чиновников это и есть веротерпимость? Ведь Леонтьев (пиарщик Роснефти и член «Единой России») говорил:

"Я бы в конечном итоге всех крестил, возможно, практически насильно. Потому что нельзя оставлять людей без благодати. Детей же крестят, не спрашивая, а что остальных-то спрашивать? Владимир Святой не спрашивал, когда в Днепр народ загонял. В итоге мы имеем русскую государственность".

А Путин неоднократно заявлял, что он против «примитивного понимания светскости», т. е. видимо, нормальное светское государство должно спонсировать представителей религиозного культа.

Ну а если посмотреть на реальную историю, то о веротерпимости РПЦ можно говорить только в советский период. В постсоветский уже сложнее, поскольку если посмотреть на литературу в церковной лавке, то там можно найти различные пасквили о представителях иных вероисповеданий (чего стоят «труды» попа Сысоева и его последователей). И сдерживает их вовсе не «мораль» или «веротерпимость», а законы государства. Ну а ненависти к другим у них вряд ли стало меньше. Ведь они сторонники абсолютной истины, а все остальные – еретики.