6iu5434ugfЕстественная религия – популярная концепция как теологов, так и некоторых философов-просветителей. Суть заключается в том, что религия – нечто естественное, и если даже люди сумеют преодолеть предрассудки, то все равно нужна «гражданская религия» или некая «религия любви».

В данном случае хотелось бы затронуть тему «естественной религии» с точки зрения именно религиозных адептов, т. е. христиан, мусульман и иудеев. У них естественность религии заключается в том, что якобы их культ «извечен», а догмы вручил человечеству сам бог. В качестве примера можно процитировать муфтия Зяки Абдулкаримовича: «Ислам — это естественная религия для всего человечества, которая существовала со времен возникновения этого мира и говорила в сердце каждого мужчины и женщины, где бы они ни жили».

Если верить таким людям, - а верят им многие в силу невежества, – то получается, что человек рождается религиозным. Мол, даже не стоит его обращать в религию. Это имеет место, но это не обязательно, он и сам уверует.

Подобное иногда также подкрепляется верой во врожденные идеи, архетипы и проч. Отдельные индивиды доходят до заявлений о том, что существует «религиозный инстинкт».

Хотя никаких доказательств не прилагается. Имеются лишь ссылки на то, что, мол, «предки верили». И конечно, верующие подразумевают, когда говорят об этом, свою религию, обходя вниманием как языческие культы, так и еретические движения, не говоря уже о прошлом – тотемизме, анимизме и т. д.

Более того, если понимать структуру развития религиозных идей в целом, то можно заметить, что религия – это уже система, которая формируется долгие годы. Ведь вначале появляются отдельные верования, какие-то ритуальные действия и проч. А вот именно организованная религия – дело будущего. Никогда такого не было, чтобы религия появилась «вдруг», без предварительного накопления опыта, без влияния на нее философских систем, прошлых верований и общества в целом.

Также не стоит забывать, что все основные догмы религии нужно было сформулировать, сохранять, а затем и отстаивать, поскольку битва сторонников различных догм – нормальное состоянии во время становления религиозного культа.

В сущности, в определенный период существования общества религия была нужна, ее основная задача – унификация и централизация во времена становления феодального и сословного общества. Под эту цель в момент развития производительных сил подстраивались любые религиозные культы, в том числе философские системы (например, в Китае).

Преимущество единого культа (а также культуры, территории и языка) здесь очевидно, поскольку соединить многочисленные племена, народности идеей племенного божества – затея сомнительная. До становления государственной религии в некоторых странах была предпринята попытка создать пантеон языческих божеств, дабы «духовно» удовлетворить всех жителей конкретной местности. Однако такая идея в итоге провалилась, поскольку у людей все равно сохраняется антагонизм, а это угроза общественному строю.

В общем-то, религия – это инструмент, который используется довольно успешно долгие годы. И если посмотреть на деятельность с точки зрения политики и экономики, то видно, что собственно религиозные догмы там не играют никакой роли. Но в качестве социального института религия выполняет важнейшую роль в жизни отсталого общества, заменяя практически все современные социальные институты, которые сегодня принимаются как данность.

С развитием современного общества, то есть с началом урбанизации, роль религии уже не столь значительна. В плане «традиций», «патриотизма», «народного искусства» и т. д. религия может претендовать на некоторые преференции, что часто происходит не только в отсталом обществе, но и в довольно странах.

Не стоит еще забывать о том, что существует четкое разделение между народной религией и богословием. Народная религия – то, что рядовые граждане понимают под религией, несмотря на догмы. Она изменяется в основном в интересах общества. Богословие, впрочем, тоже подстраивается, поскольку нельзя сказать, что все древние установки до сих пор сохранены в неизменном виде.

А это говорит о том, что религия постоянно меняется, меняется и якобы «извечная мораль», которая как будто бы отличительная черта именно организованной религии. Можно также заметить, что в разных странах религиозный культ (например, православие, католицизм, ислам) всегда имеет свои особенности.

Все-таки религиозный культ никогда не был определяющим фактором, он всегда в лучшем случае «освящает» существующий строй и порядки, какими бы жестокими они ни были. И даже если вчера что-то было греховным, то в случае надобности это будет «сакральным» сегодня.

Поэтому если рассматривать религиозный культ, то стоит отказаться от сверхобобщений и смотреть на ситуацию каждой страны, обращая внимание прежде всего на то, чьи интересы отстаивает религиозная организация, какие функции она может выполнять в обществе реально, а не на словах.

В любом случае ясно, что религия – социальный феномен. Классическое определение Энгельса:

«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Ну а людям, которые считают, что человек рождается мусульманином, христианином и др. можно напомнить о тех, кто вырос в «естественных условиях» (раз уж речь о естественной религии). Это одичавшие дети, которые росли в условиях социальной изоляции.

Ясно, что такие люди не имеют никакого понятия о религии, никакие «врожденные идеи» и «архетипы» там тоже не обнаружены. Социализация, которая включает широкий комплекс мер, играет ключевую роль в формировании личности в любом обществе. Именно этим пользовалась в свою время и религия, дабы с ранних лет внушать собственно «естественность» религиозного культа.

   

АПА1