yt5434ygjgfВозрождение так называемой православной культуры приветствуется на официальном уровне. Однако если речь идет о возрождении, то это означает только то, что в прошлом была «славная традиция». Именно об этой традиции и следует напомнить.

Естественно, в первую очередь надо понимать, что традиция зародилась в Российской империи, когда церковь была государственным министерством, попы - отдельным сословием. Были также законы, по которым уголовно наказывался выход из православия или «уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере».

Так что православная культа – преимущественно запреты, любовь к власти, невежество и нетерпимость. Именно такие славные «добродетели» демонстрируют сегодня рьяные приверженцы культа. Хотелось бы, чтобы таких было больше.

Итак, с объективным развитием производительных сил, дабы хотя бы приблизиться к западному уровню, нужно было развивать промышленность, в том числе для западного капитала, поэтому объективно образование, пускай и самое примитивное, было необходимо.

Но в то же время для властей встал реальный вопрос: как же сохранить в таком случае духовность? В итоге вопрос решается так: наиболее распространенные - школы с одним классом (или несколькими) либо церковно-приходские школы. Человек в этих местах должен научиться читать, писать, считать, веровать и любить власть. Естественно, речь идет об основах.

К слову, не стоит думать, что попы были за это. Наоборот, они часто высказывались против, мол, люди и так неплохо жили без всякой грамоты, но для властей на тот момент это вообще не аргумент. Тем более что «духовность» прививать пытались всеми силами, но нельзя сказать, что это увенчалось успехом, поскольку жители города, чье сознание претерпело значительные изменения, уже не были послушными рабами.

Именно поэтому церковники отзывались в целом об образовании:

«Пусть дети лучше останутся тёмными людьми, но добрыми христианами и верными сынами царя и отечества, чем будут грамотными, но напитанными ядом революции»[1].

Все это соответствовало интересам церкви и отсталых на тот момент социальных групп (попов, помещиков, кулаков, к примеру).

Объективный фактор, то есть бурное развитие промышленности, переход от традиционного общества к современному уничтожал социальную базу церкви, так что приходилось поддерживать ее авторитет только при помощи законов. Мол, если не хочешь иметь проблем с государством, то оставайся верным сыном православного культа.

Один из основных врагов церкви – светская литература. Интересно, что уничтожались не только книги против церкви, но и даже библейские тексты, которые просто не должны были допускаться к массовой печати. В 30-е годы XIXвека по приказу церковников сожгли Пятикнижие Моисея[2].

Знание библии – монополия православной церкви. Именно так считали представители духовенства тех лет. Это некое «сакральное» знание, которое доступно только посвященным. Хотя элита-то с библией была знакома уже тогда, и неудивительно, что именно в той среде многие относились критически ко всем этим библейским россказням.

Но если так поступали даже с библейским текстом, то светскую литературу просто запрещали. В списке запрещенных были такие авторы, как Пушкин, Державин, Белинский, Гюго, Бальзак и др.[3].

Несмотря на запреты, люди знакомились со светской художественной литературой и даже с текстами противников церкви. Педагоги выступали против религиозной пропаганды в школе. Особенно после 1905 года, когда об этом можно было уже говорить:

«[Закон Божий] не подготовляет учеников к жизни, а вытравляет критическое отношение к действительности, уничтожает личность, сеет безнадежность и отчаяние в своих силах, калечит нравственную природу детей, вызывает отвращение к учению. И гасит народное самосознание»[4].

Это было сказано на III съезде Всероссийского союза учителей в 1906 году. «Возрождение» этого странного предмета навряд ли разумно, однако чиновники не отчаиваются, они реально считают: чем активнее навязывают религию, тем больше людей к ней приобщиться. Это не совсем верно постольку, поскольку в современном обществе полно других социальных институтов, которые привлекают людей не меньше (как правило, больше), чем религия. Роль культа ограничена даже тогда, когда человек регулярно посещает храмы.

Источники

1. Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.236

2. Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета, т. IV, с.247; цит. по: Русское православие: вехи истории, с.281

3. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469—470

4. От Бога ли Закон Божий? / / Независимая газета. http://www.ng.ru/ng_religii/2012-03-07/7_zakon.html

   

АПА1