РПЦ и развитие русской культуры

ggf343gfdГлава администрации президента Иванов заявил о том, что роль РПЦ в развитии русской культуры настолько огромна, что даже нельзя указать, в чем конкретно эта роль заключается.

Довольно странный комментарий чиновника:

«Как бы мы к ней ни относились, нельзя не признать очевидного факта: РПЦ в огромной степени способствовала развитию русской культуры, словесности, письменности. Она очень многое сделала для гуманитарного развития страны».

Даже странновато видеть что-то вроде «как бы мы к ней ни относились». Возможно, чиновник не является адептом РПЦ, но все же похвалить известную костюмированную организацию должен.

Теперь по поводу развития русской культуры. Несомненно, в начальный период, то есть после крещения и немного далее, православная церковь (которая не называлась РПЦ и по отношению к современной считалась бы «еретической») действительно оказала значительное влияние на культуру, поскольку участвовала в процессе централизации и унификации. Однако даже так ее роль все-таки была второстепенная, поскольку в процессе было заинтересовано в первую очередь государство, именно по этой причине христианство и было принято, а не наоборот.

В итоге церковь установила жесткие рамки в культурном поле, за которые нельзя заходить. Скоморохи преследовались, народные театры были под запретом, даже игра в шахматы считалась грехом. То есть своеобразная народная культура отчасти была запрещена, отчасти использовалась церковниками в переработке, когда памятные языческие даты становились церковными, а место Перуна занял Илья-пророк.

Получается, что роль православной церкви (не РПЦ) действительно огромна, недооценивать ее тоже не нужно. Однако со времен позднего средневековья снова развивается самобытная культура, причем в самых разных формах, и против этой культуры выступала церковь. То есть отсталые формы пытались уничтожить формы прогрессивные.

Так что роль церкви не однозначно положительная, а скорее отрицательная. Потому что во времена становления культуры церковной к ней не могло приобщиться большинство населения, поскольку в ту пору было закабаление людей, их могли даже продавать.

Не стоит забывать, что вплоть до реформы русского языка 1918 года, затем всеобуча и ликбеза, нельзя была сказать, что все слои населения могли знать, что такое русская культура, понимать, что вообще такое культура. Несомненно, среди отсталых крестьянских масс были примитивные формы культуры, но церковь к этому если и имела отношение, то лишь отчасти, о чем свидетельствовали сами церковники:

«Русский народ ничего не понимает в своей религии... он смешивает бога со святителем Николаем и последнему готов даже отдать преимущество... Догматы христианства ему совершенно неизвестны» (Миссионерское обозрение, 1902, т. II)

«Русский народ малосведущ в религиозных вопросах» (Пастырский собеседник, 1905, № 30)

«Самым большим заблуждением, ярко бросающимся в глаза пережитком, является мнение, что современное село чтит рясу. Нет, эта стародавность миновала, как и многое другое в укладе нашей жизни, И на селе теперь (за редкими исключениями) научились критике, и здесь умеют «переоценивать ценности», и сельчане часто не чтут не только рясы, но и того, что в рясе» (Христианская жизнь, 1906, № 5).

Прав был Белинский, когда писал Гоголю:

«Положим, Вы не знаете, что католическое духовенство было чем-то, между тем как православное духовенство никогда, ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом светской власти. Но неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, ля всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ - самый религиозный народ в мире? - Ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: "Годится - молиться, не годится - горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности».

Фольклор – это именно и есть русская культура, культура народа, а не малочисленного сословия, которое пыталось искусственно подчинить себе культуру. Прогресс, конечно, мешал всему этому, ибо уже с петровских времен русскую культуру развивали образованные и светские люди, а не попы, которые лишь мешали им, предлагая оставить все, как есть, дабы народ не взбунтовался.

Современные чиновники игнорируют это, поскольку РПЦ является политическим инструментом, который не столь эффективен, если учитывать тот факт, что даже во время праздников в церквях бывает не более 3% населения, но все-таки даже несколько процентов – тоже успех. Вкладывают же деньги в различные «проекты», точно такие же продажные по своей сути, дабы представить все так, что большинство поддерживает нынешний курс (это так только формально, фактически по многим вопросам большинство не согласно, особенно в плане продвижения РПЦ, когда парки застраивают храмами).

Стоит заметить, что чиновник высказался в таком ключе после выступления патриарха, где, в частности, отмечалось:

«Русская церковь простирает свои объятия на многие страны и народы, не требуя для себя ничего, не получая материальной и политической выгоды. Она истощает себя, но истощает по закону любви, потому что, когда отдаешь, ты многократно получаешь взамен».

Даже официальные доходы РПЦ – миллиарды рублей. Еще больше РПЦ получает от государства и на реставрацию, и на строительство каких-то непонятных духовных центров. Не говоря уже о многочисленных налоговых послаблениях и явной поддержке со стороны того же чиновничества, что явно облегчает жизнь церковной организации и сулит материальную выгоду.