vcou

Бывший священник Андрей Берман о РПЦ

cc44yfdhfdvcНедавно бывший священнослужитель (настоятель Успенской церкви в Чебоксарах) рассказал о роли РПЦ в современной России и о возможном будущем[1]. Андрей Берман знаком с ситуацией в РПЦ, и он не просто бывший поп, а историк (кандидат исторических наук).

Сразу надо сказать, почему все-таки человек более не имеет отношения к РПЦ. В Чебоксарах власти решили построить Монумент Матери[2]. После строительства его назвали символом города, а попы решили его освятить, что типично.

Берман и его прихожане посчитали, что это языческий символ и что его освящать нельзя. Стали жаловаться, писать открытые письма, обвиняя верхушку попов в идолопоклонстве[3].

По сути, данный памятник – символ местной власти. Из истории:

«Проект статуи разработан согласно идее и замыслу первого президента Чувашии Н. В. Фёдорова. Для строительства монумента по инициативе творческой интеллигенции, общественности и ряда организаций Республики создан благотворительный фонд. Первоначальная инициатива об установке в г. Чебоксары памятника женщине в национальном костюме принадлежит Сергееву Сергею Александровичу (общественному деятелю г.Чебоксары) - подтверждение в отзывах на статью "Каждый народ достоин своего памятника?" в республиканской газете Чувашской Республики "Молодёжный курьер" №34 (86), август 1996г.»[4].

Президент Федоров утверждал, что монумент никакого отношения к религии не имеет:

"Мы строим светский монумент, посвященный такой светлой и святой ценности для каждого человека, как Мать".

То есть это в большей мере формальность, попытка показать, что в регионе «развивается культурная жизнь». Но обвинения со стороны Бермана местное начальство стерпеть никак не могло, так как там были призывы «публично покаяться». Бермана вначале отстранили от службы, а затем вообще лишили сана: "за проявленные грехи и нарушение церковных канонов".

Позднее Берман комментировал ситуацию так:

«Почему статуя? Тут действительно был принципиальный вопрос, который хорошо понятен в местном контексте. Статуя построена была местной властью, это, так сказать, памятник власти, она так себя видит, в виде женщины, которая благословляет Чувашию. Деньги собирались, как у нас бывает это частенько, добровольно-принудительно с бюджетников. Церковь должна была бы сказать, это безобразие, но одобрила, благословила памятник, который власть поставила самой себе. Фактически это идол власти, типичное идолопоклонство.
Меня вообще давно напрягала эта симфония. Но тут выдался такой удобный случай сказать, что это неправда, это неправильно»[5].

Как можно заметить, Берман несколько наивен в том смысле, что его «напрягает симфония», которая на самом деле типична для истории РПЦ. Таким людям явно не место в официальных церковных структурах, где освящают не только подобные монументы, но и ядерное оружие. В общем, все завершилось тем, что официально Берман для РПЦ – еретик. А поскольку его более ничто не связывает с этой замечательной структурой, то он может свободно говорить о православии в России.

Берман об авторитете православия и светском обществе в РФ:

«Нынешнее российское общество – одно из самых секулярных в Европе, а может быть и в мире. При этом секулярность эта особого рода: церковь нужна россиянам в качестве символа национальной идентичности и бюро ритуальных услуг. В своем собственном религиозном качестве россиянам церковь малоинтересна. Более того, когда духовенство пытается учить людей жить, то это немедленно вызывает реакцию протеста и отторжения у большинства наших обывателей. Поэтому, говоря о роли церкви в российском политическом процессе всегда надо иметь ввиду, что церковный фактор сегодня представляет собой глубокую социально-политическую периферию. Кажущееся довольно сильным присутствие церкви в российском социальном пространстве на самом деле является искусственно поддерживаемым и основано на позиции очень небольшого количества высших государственных чиновников, если не сказать одного единственного лица. Из этого и надо исходить при анализе возможного развития церковно-политического пространства».

Конечно, тезис, что одно из самых секулярных, - спорно, но в целом это похоже на правду, поскольку если обратить внимание на социологические опросы по теме и на статистику посещаемости храмов даже во время праздников, то можно убедиться, что искренних сторонников православного культа не так уж и много. Вероятно, не более 2% населения, и это еще если считать тех, кто посещает храмы только по праздникам (то есть не особо-то и преданные РПЦ), попов, чиновников и согнанных на подобные службы бюджетников.

По поводу «симфонии»:

«Противоречия между церковью и государством. Единственный интерес, который может быть у государства, как аппарата классового принуждения, в церковных структурах – это идеологическое обоснование господства и легитимация власти в глазах населения. Любому понятно, что с этой ролью современная церковь в современной России справляется из рук вон плохо, вследствие того, что наши люди, за редким исключением, уже лет сто как не верят в божественное происхождение государства. Чиновники среднего уровня, которым приходится разгребать результаты «симфонии» это прекрасно понимают и чувствуют на своей шкуре. Поэтому, как только ослабнет экстаз, в котором слилась высшая государственная власть и церковь, среднее звено бюрократии с большим удовольствием предоставит духовенство самому себе».

На самом деле в данный момент и речи не идет, что власть откажется от услуг церковников. Дело в том, что данному режиму нужна хоть какая-то идеология. Можно заметить, кому российское правительство чаще всего помогает материально – не только РПЦ, но и разного рода казаки-ролевики, всякие «молодежные движения» и проч. Когда перестанут вливать деньги в подобные проекты (из за нехватки), тогда это заденет и РПЦ.

И о главе церкви:

«Патриарх Кирилл неустанно в своих проповедях обличает современное потребительское общество, призывает к социальному партнерству бизнес, при этом на деле демонстрирует это самое «потребительство» и приверженность к атрибутам роскошной жизни. Точно так же ведет себя и большинство епископов, которые буквально «хапают» все что можно, при этом ресурсы идут вовсе не на действительные нужды церкви, а обеспечивают личное благосостояние епископов. Отчего так происходит? Я считаю это следствием жуткой неуверенности епископов в собственном стабильном положении. Если говорить о патриархе, то, как человек весьма неглупый, он понимает, и не раз, кстати, это озвучивал, что «симфония» весьма эфемерна, и молниеносно может смениться равнодушием государства к церковным делам, если не чем-нибудь похуже. Эта неуверенность транслируется на все церковные уровни. В таких условиях попытки обеспечить себе материальную «подушку безопасности» выглядят вполне естественно».

На самом деле тут тоже все не так однозначно, поскольку православная церковь всю свою историю этим и отличалась: проповедями об умеренности и неумеренным потреблением.

Интересный текст разместил у себя в дневнике Берман[6] по поводу того, как можно реформировать РПЦ, дабы избежать финансовых злоупотреблений:

1. Никаких церковных кружек, ящиков, подносов, разносов.
Банковский счет для пожертвований - ничего сложного, прямо из дома можно, по интернету, перевести деньги.

2.Торговля только через кассовый аппарат. Получение товаров только по накладным, т.е. официальные документы, как и у всех. Наценка на товар, согласно действующему закону. С торговли платится налог государству. И т.д.

3.Получение денег лично в руки от спонсоров запретить.
Только на банковский счет церковной организации (храма, школы, семинарии, богадельни и пр.)

4. Зарплата священству, в том числе, и епископу, полагается на церковно-приходском совете. На особые нужды какому-либо священнику или епископу приход может выделить деньги по своему усмотрению. С зарплаты священников в бюджет отчисляется все положенное, чтобы и пенсию потом получали и прочее.

Ясно, что как только подобные правила вступят в силу, попы заговорят о массовых репрессиях или о гонениях. Ну а человек, который все это придумал, станет антихристом.

Источники

Источники

1. «Славная революция» и православная церковная система в России. URL: http://andber.livejournal.com/236407.html

2. Монумент «Мать-Покровительница» описание и фото. URL: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=16022

3. "Мать-Покровительница" породила распри в Чебоксарах. URL: http://www.religio.ru/26May2003/news/5952.html

4. Монумент Матери. URL: www.encyclopaedia.bid/википедия/Монумент_Матери

5. «С христианской точки зрения». 26.07.2008. URL: http://krotov.info/library/17_r/radio_svoboda/20080726.htm

6. Зачем нужен совет по делам религий. Выношу из комментариев. URL: http://andber.livejournal.com/236903.html