Зачем нужны храмы? Митрополит Варсонофий отвечает

d44yfcxcxddВ Санкт-Петербурге, как и в Москве, правительство вместе с РПЦ решило застраивать город храмами. Естественно, на этой почве возникают скандалы, поскольку найти оптимальное место для храма проблематично.

Тут есть несколько проблем: 1) строительство храма на пустыре – глупая затея, так как люди не пойдут туда массово, то есть доходы будут не такими, на которые рассчитывали церковники; 2) строительство в парках, где постоянно много людей, предпочтительно, однако и тут есть нюансы. Ведь часто там строить вообще запрещено, не говоря о том, что местные жители сопротивляются.

На самом деле решить проблему со строительством – легко. В месте, где строить запрещено, просто разрешать это сделать религиозным организациям в виде исключения.

Вероятно, в Санкт-Петербурге митрополитом стал Варсонофий (Судаков) именно по той причине, что он готов проводить агрессивную политику в плане отъема собственности и активной застройки города. Ведь именно он хотел забрать культурные объекты у города, например Казанский собор, причем на условиях, что РПЦ будет использовать эти объекты, но город оплатит и реставрацию, и ремонт, и содержание. Судя по его деяниям, он именно для этой цели и поставлен. И в основном его работа эффективна в коммерческом смысле.

Отдельные питерские священники отзываются о его работе негативно:

«Это [назначение] было одно из самых шокирующих решений Кирилла, как только он избрался патриархом. Единственное, что их роднит, что они оба из Мордовии. Видимо, ключевым фактором здесь является личная преданность. И сюда он поставлен по этой же причине. Его задача – максимально повысить доход, который приносит епархия. Ну, так считает местное духовенство. Они все сейчас находятся в страхе и трепете, потому что боятся за свои собственные места. С Варсонофием приехала целая команда людей, которая  стала работать в этом направлении. Сначала они отстранили отца Александра Степанова, который занимался благотворительностью, и отдали это отцу Николаю Брындину. Потом ему же отдали Преображенский собор»[1].

В общем, он проводит оптимизацию для центра. Теперь о том, почему все-таки нужно строить храмы в парках и др. подобных местах. Из выступления[2] митрополита Варсонофия:
"Храм - это большое счастье для местных жителей. Я жил в селе, где храма не было, мы по-доброму завидовали жителям районных центров, находящихся в 20-40 километрах от нашего села, которые имели храмы. Они могли в них бывать постоянно, а мы только изредка. Нам нужно было рано вставать, ловить попутку или на ночь приходить в райцентр, чтобы утром побыть на богослужении. В древности людей, у которых не было храма, было больше, чем тех, которые имели его. Часто батюшки говорят - те, от кого храм далеко, идут в него, а те, у кого он рядом, не идут. Мы не должны повторять эти ошибки. У жителей Калининского района теперь есть храм, необходимо им дорожить, приходить сюда, спасать здесь свою душу".

Как видно, противоречия особо не волнуют церковника, поскольку храм – недвижимость, а земля возле храма – собственность РПЦ. Как видно, он заранее снимает всякие возражения, не утверждает, что храм нужно всегда строить в парке, но подчеркивает, что, мол, «не важно», где его строить, ведь нет ничего ужаснее, чем ситуации, когда по близости нет торговой точки РПЦ. Особенно это ужасно для человека, который от них получается доход, а он получает, ведь речь идет о митрополите.

Теперь о том, для чего все-таки нужны храмы:

"В сегодняшнем Евангелии говорилось об исцелении бесноватого. В то время бесы чувствовали себя свободно на земле. Потому что тогда были языческие капища, возле которых они были главными хозяевами. Когда появилось христианство и стали строиться храмы, то пространство бесов уменьшилось. Сегодня мы редко видим такое явление, как беснование. Им поражаются люди, которые сознательно грешат".

Тут забавная ситуация. Дело в том, что нигде в евангелии не написано, что нужно строить торговые точки для религиозной организации повсюду. Более того, персонаж древнееврейской мифологии Иисус даже «выгонял торговцев» из храмов, которые, кстати, считал своими, так как проповедовал там периодически:

«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников».

(Мф. 21:12-13)

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли».

(Ин. 2:13-16)

Несомненно, храмы от РПЦ можно считать домами торговли. Но это, конечно, детали. Более того, в евангелии не было написано, что языческие капища – источник «беснований», так что поп в коротком выступлении сумел соврать много раз, рассчитывая на невежество публики. А не видит он «беснований» по простой причине: эти лица находятся в специальных учреждениях, как это связано с домами торговли православной церкви – неясно.

Ну а теперь о противниках строительства храмов:

"В наше время, когда на каком-то участке строится храм, выступают люди, которые против этого. Получается, что они выступают против Христа: "Мы не хотим с Ним быть". Бесы сказали то же, они не раскаялись перед Спасителем, а попросили не посылать их в бездну. Но они не хотели и быть со Христом. И Господь повелел им войти в свиней. Дело бесов - совершать зло, поэтому они, войдя в свиней, нанесли урон местным жителям".

Как видно, тут он тоже не уточняет, о каком конкретно участке идет речь. Конечно, протестующие в основном собираются тогда, когда хотят строить в парке. И тут забавный момент: против храма – значит против Христа. А какая связь? В первую очередь люди не хотят, чтоб на зеленой зоне, где строительство запрещено, находилась постройка. Последнее, что их волнует, - персонажи древнееврейского фольклора. Вряд ли им важно, что там будут строить: хоть храм Иисусу, хоть говорящей змее, хоть в честь непорочного зачатия.

Никто не будет возражать, если храм построят на пустыре, верующие туда смогут добраться, но попы понимают, что место нерентабельное, так что лучше разводить демагогию, но до последнего сражаться за место в парке.

Диалог о бесах интересен. Видимо, с ними сравнивают местных жителей. Забавно, как евангельские сказки служат аргументом для коммерческой деятельности крупной корпорации, не менее забавно было бы, если бы подобные аргументы использовали лица, которые хотели бы построить в парке гипермаркет. Мол, этого хочет какой-нибудь Зевс, бог грома, так как там продают чипсы, где он изображен.

И еще реплика о противниках строительства храмов:

"Те, кто не разрешает строить храмы, уподобляются гадаринцам. Однажды я приехал в один город освящать закладку храма. Начал служить молебен. Люди стоят, но не крестятся. А когда я стал окроплять это место и людей святой водой, они закричали: "Уходи отсюда, мы не хотим!" Я понял, что эти люди - противники строительства. Когда на них попала святая вода, бесы в них и заговорили".

Опасения подтвердились. Противники строительства храмов – бесноватые. А другой аргумент интересный. Вот что бы этот поп сказал, если бы, например, к нему подошел какой-нибудь странный мужик в платье и начал плескаться водой? Он бы поблагодарил его? Просто можно предположить, что далеко не всем людям нравятся подобные культовые ритуалы, ведь они не просили, чтоб некий поп «окроплял» их святой водой.

Митрополит Варсонофий – человек патриарха, и репутация у него соответствующая. Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия говорит о нем:

«Подтвердились худшие опасения. Единственное, что интересует митрополита Варсонофия в Петербурге, – это доход. Тут можно вспомнить и замену настоятеля Спасо-Преображенского собора, что привело к культурной деградации прихода, и недавнюю скандальную историю с закрытием книжного магазина «Глагол», которому заломили непомерную арендную плату.  Варсонофий получил епархию в кормление и ни на кого не оглядывается.

На первой неделе Великого поста читается покаянный канон Андрея Критского. Это очень важная для православных служба, люди вкладывают в нее все силы своего покаяния. Я был в Казанском соборе и слышал, как Варсонофий его читает. Так вот финансовый отчет с бóльшим выражением читают, чем он этот канон.

И дело не только в самом митрополите, но и в его окружении. Он привез своего брата, Сергия Судакова, который занимается финансовыми вопросами. Очень трудно по его внешнему виду догадаться, что это священник. Хотя их семья весьма благочестивая. Нынешний настоятель Сампсониевского собора Александр Пелин был в Саранске ректором духовного училища, очень неглупый, занимался церковной археологией – а сейчас в Твиттере утром воскресного дня пишет: какое счастье, встав под гимн России, идти служить литургию. То есть приехал определенный культурный типаж, который еще усугубляется общей деформацией личности в современной России»[3].

С патриархом его роднит еще любовь к дорогим часам:

«27 октября Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви была лаконична: митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил паломничество на Святую гору Афон. За пять дней своего пребывания на территории монашеского государства он посетил несколько скитов, провел литургию в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. О земном ему напоминали часы, похожие на Rolex Daytona за 2,5 млн рублей»[4].

К сожалению, чаще всего жители не особенно активно защищают зеленую зону от застройки. Конечно, они против, но не хотят постоянно участвовать в митингах и т. д. Чтоб торговой точки не было в парке, нужно брать пример с тех, кто защищал Малиновку или Торфянку.

Источники

Источники

1. Церковный оппозиционер - о том, почему священникам не нравится митрополит Варсонофий. URL: http://www.online812.ru/2015/07/02/009/

2. «Противники строительства храмов не хотят быть со Христом». URL: www.prav-news.ru/piter/?ID=153777

3. «Единственное, что интересует митрополита Варсонофия в Петербурге, – это доход». URL: http://www.online812.ru/2015/04/09/015/

4. И Варсонофий не без «Ролекса». URL: http://www.fontanka.ru/2016/10/27/193/