MaksimodsfdsfvСовременное общество по большей части игнорирует православные традиции. Однако РПЦ все же старается их продвигать. Недавно служители культа призывали «отказаться от проверок по любому сигналу в отношении семей»[1].

Чиновники отчасти поддержали такую идею, поддержав закон о декриминализации побоев в семье[2]. Все это полумеры, даже ничто по сравнению с настоящими русскими православными традициями.

Главный источник высокой духовности – Домострой. Не стоит думать, что это просто устаревшая глупость. На самом деле его издают и продвигают в церквях. Искренние православные фанатики могут следовать отдельным положениям, но вряд ли всем.

С этим чудесным произведением стоит ознакомиться, чтобы понимать, какую духовность и какие традиции так хотят возродить в постсоветской России.

В полном названии «Домостроя» указано, что это книга:

«Содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»[3].

Несмотря на то, что книга для современного общества явно устарела, все-таки там содержатся «религиозные истины», которые для верующих незыблемы.

В домострое[4] научат:

«Как почитать святителей, священников и монахов – и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и душевных и телесных, но пуще всего духовных – и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из божьих уст».

Велика польза! Ведь как обойдется человек без почитания попов? Сложно представить жизнь без духовных нужд.

Отдельно есть глава о том, что христианин должен покоряться власть имущим и служить им верой и правдой:

«Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот – временен, а небесный вечен, он – судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла. Ибо говорит апостол Павел: «Вся власть от Бога», – так что кто противится власти, тот божью повелению противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит Господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби – ни одному созданию божью не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, проси у Бога вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом за зло, за клевету – клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, ревнуй живущим по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же».

Какая мораль, если учесть, что в ту пору большинство людей мало чем отличались от скота, поскольку многие просто принадлежали хозяевам.

Нужно почитать не только князей и царя, но и попов:

«Всегда приходи к священникам и воздавай подобающие им почести, проси у них благословения и духовного наставления и, припадая к ногам их, во всем богоугодном им повинуйся. Отнесись с доверием и любовью к священникам и монахам, во всем покоряйся и повинуйся им, от них получая спасение души. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном. А если какое постигнет тебя страдание, душевное или телесное, или болезнь, или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господний гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, – при всем при том не впадай в отчаяние, припомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям, и слезы искренние пролей пред милостивым владыкой и пречистою Богородицей, и перед всеми святыми; к тихому обратясь пристанищу, к этим духовным наставникам, исповедуй свои согрешенья и скорбь – в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегченье душе даровав. А если что повелят священники, все то исполни, каясь в грехах, ибо они суть слуги и молельщики у небесного царя, дано им от Господа дерзновение просить о полезном и добром для душ и для тел наших, и о прощении грехов, и о жизни вечной».

Поскольку человек должен во всем подчиняться попам, то ясно, чего он лишится из-за такого «духовного договора». Поп будет забирать все материальное, одаряя духовностью. Не даром «Домострой» и сейчас в церковных лавках имеется. Попы от такой идеи не откажутся никогда.

Отдельно о болезнях:

«Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать. А при этом отцов духовных и всех священников и монахов поднять на моление Богу, и петь молебны, и воду святить честным животворящим крестом и со святых мощей и с чудотворных образов, и освящаться елеем; по святым чудотворным местам по обету ходя, молиться со всею чистою совестью, и тем получить от Бога исцеление самым разным недугам».

Неплохо в ту пору лечились люди. Как говорилось ранее, церковь заменяла (или пыталась) простолюдинам все социальные институты, в том числе медицинскую сферу. Если при таком раскладе человек умирает, то есть простое объяснение: он плохо молился. Если же человек поправлялся, то это приписывали силе молитвы, хотя никакой причинно-следственной связи тут вообще нет.

А вот список грехов:

«Блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и прыгание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, – всё, угодное бесам, всю непристойность и наглость, а к тому же еще чародейство и волхвование, и колдовство, звездочетье, чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, гадальных книг, шестокрыла, верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские. Если же кто чародейством и зельем, кореньями-травами, до смерти или до помешательства окормит или бесовскими словами, наваждением и наговором наведет кого-то на любой порок и особенно на прелюбодеянье, или если кто-то клянется именем божьим ложно или клевещет на друга, – тут же прочти и двадцать восьмую главу».

«Шестокрыл» - труд еврейского математика и астронома Бонфиса. Песни и пляски были запрещены полностью, так как они все считались бесовскими. Лечение травами любое также считалось чем-то вроде колдовства, потому что предпочтение отдавалось лечению молитвами (это не касалось князей и тем более царя, у которых могли быть местные или иностранные врачеватели, что неплохая альтернатива молитвам).

Каждый верующий должен давать попам на лапу:

«В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, с кануном и с кутьей, и с милостыней, – и за здравие, и за упокой, и к праздникам также по монастырям пойдешь – также с милостыней и с подношением».

Куда уж без подношения! Попам мало того, что им платили власть имущие, они брали, что могли, и у бедняков.

А вот что такое «добрая наука» для попов:

«Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку».

Бог шлёт и детей, и болезни, и золото, и радости. Удобно. Человек по своей воле может только хулить бога да играть на богомерзких бубнах.

Именно так следует воспитывать детей:

«Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».

Интересно, а что значит наказывать младенца жезлом? Ребенка нужно сделать эдаким рабом, что духовность в стране восторжествовала.

Рабы должны быть нравственны:

«Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Эти правила никак не применимы к властям, которые захватывали чужие земли, грабили и убивали.

В остальном там бытовые советы и повторы. О какой морали тут идет речь, сказать сложно. Книга написана для зажиточных людей, потому что в ту пору тех, кто мог ее прочесть, было очень мало. Не говоря уже о советах по питанию, явно рассчитанных не на простых крестьян и холопов.

Издают и распространяют книгу сегодня именно потому, что отдельные «истины» актуальны до сих пор. Православные должны покоряться властям и попам, подносить им дары и целовать им руки. А то выходит, что люд православный, но в церковь не ходит, иногда выступает против строительства храма в парке. Как же традиции?

Источники

Источники

1. РПЦ призвала отказаться от проверок по любому сигналу в отношении семей. URL: http://echo.msk.ru/news/1921826-echo.html

2. Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. URL: https://lenta.ru/news/2017/02/07/putinbeatings/

3. Комментарий Митрополита Иоанна (Снычева). URL: http://www.hrono.info/dokum/domostroi.html

4. Сильвестр. Домострой, 2014.

   

АПА1