Константин и Елена равноапостольные. Святое семейство

c434fhfdhdfХристианские святые – образчик нравственности для простолюдинов. Основные «святые» - равноапостольные. Особо тут отличились Константин и Елена, которые считаются святыми и у католиков, и у православных.

Сразу надо сказать, что Елена – мать Константина. Благочестивый поступок Константина, который был римским императором, - признание христианства главенствующей религией.

Случилось это не сразу. Поначалу Константин был обычным язычником, который хотел объединить культы, но ничего путного не вышло, затем он обратил внимание на христианский культ, который был довольно массовым и без национальных рамок, что для империи – идеальный вариант.

Константин хотел эффективно управлять империей, для этого нужна была централизация и унификация, а не десятки разных народов и сотни племен, зачастую враждующих. По поводу христианства: в 313 году с церковью власть заключила соглашение, согласно которому религиозная организация освобождалась от части налогов. Миланский эдикт[1] закреплял положение христианства и провозглашал религиозную терпимость.

С каждым годом Константин все больше осознавал, что надо провозгласить христианство господствующей религией, пускай он и был язычником. В 321 году он уже позволил церкви владеть имуществом и зарабатывать на этом деньги. А в 325 году состоялся христианский собор, на котором власть имущие решали, какой будет христианская церковь.

Там решали, какие религиозные тексты «истинные», какие - нет. Многие тексты ранее воспринимались как боговдохновенные, однако если на соборе их признали ересью, то тут же уничтожали. Попам такой договор пришелся по вкусу, тем более что с этого момента христианская церковью стала государственной, а ее оппоненты поначалу если не уничтожались, то считались отщепенцами. Позднее от оппонентов избавились полностью в духе христианской любви.

Самый главный момент для власть имущих – христианское положение «всякая власть от бога». Император Константин так сказал на соборе:

«Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел»[2].

Указания императора всегда были важнее любых религиозных догм. Складывалось ощущение, что он и есть бог на этом соборе. Большая часть текстов, которая войти в новый завет, объявлена ересью, так как там много противоречий. Впрочем, даже в каноничных текстах, отшлифованных, полно противоречий. Но ничего другого не было.

Основная мысль: церковь должна помогать императору и элите управлять обществом. Церковь стала частью государственной идеологии, в какие-то периоды даже основой. Любой церковник, что выступал против власти, непременно оказывался еретиком. Тогда как представители элиты могли оставаться язычниками или придерживаться любых взглядов (не открыто, конечно), христианство в первую очередь было обязательным для бедняков и рабов.

Если же мы посмотрим на святых, то увидим, что в основном это либо церковники, либо цари, либо представители правящей элиты. «Святость» Константина заключалась только в том, что он сделал христианскую церковь господствующей, а ее оппонентов врагами государства. Уже в 332 году Константин велел разрушить языческие храмы[3].

Самое интересное в этой истории то, что Константин официально принял крещение якобы только перед смертью, причем от еретика (сторонника арианства)[4]. Нет сомнений, что для Константина христианский культ со всеми его догматами – просто удобный инструмент управления, не более того.

Константин особым благочестием не отличался, характерный пример из его жизни:

«Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане»[5].

Уже после проведения христианского собора Константин также велел убить своего 9-летнего племянника Лициния. Для правления Константина – это норма. Христианский период ничего в этом смысле не изменил.

Никаким благочестием Константин не отметился, если не считать его россказни о том, что якобы к нему постоянно являлся Христос или любой другой персонаж из фольклора. Однако все убийства Константину церковь простила, так как именно он позволил ей обогащаться и уничтожать соперников, что может быть важнее? Так он и стал в один ряд с учениками Христа.

Теперь по поводу матери Константина. Елена тоже считается равноапостольной. Хотя показной христианкой ее сделал сын. Тут забавная история. Как только состоялся собор в 325 году, тут же многие «уверовали».

И мать Константина отправилась в Иерусалим за «священными реликвиями». Она почти сразу нашла тот самый крест, на котором был распят Иисус Христос! Семейство убийц не могло обмануть невежественные массы, это действительно был тот самый крест, куски которого затем продавались чуть ли не на всех рынках христианских стран на протяжении столетий.

В этом весь «подвиг» Елены. Простолюдины, естественно, стали ее почитать как святую еще при жизни за такую находку. Никто не сомневался в подлинности креста, а скептику в ту пору не позавидуешь, так как, вероятно, его бы толпа и растерзала.

Елена с крестом обнаружила также 4 гвоздя. Один из гвоздей, которых, вероятно, в мире сотни или тысячи, демонстрировал даже патриарх Кирилл[6]. Интересно, что в целости крест вообще не оставался, его Елена сразу разделила на много частей, а затем от этих частей отделяла еще, чтоб, мол, в каждой торговой точке была своя частичка. Так и началась массовая торговля подобным артефактом.

Какое-то время некоторые частички этого креста находились «в плену» у безбожников, потом они их передавали христианам и т. д. и т. п. В общем, немало забавных историй произошло с кусками дерева. Если бы их всех когда-нибудь собрали, в том числе те куски, которыми торговали на рынках, то из них можно было бы собрать Ноев ковчег.

Конечно, это не единственные убийцы и мошенники из списка самых благочестивых людей.

Источники

Источники

1. Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. Омск, 2005. С. 110.

2. А. Буровский. Древний Рим. 1000-летняя биография, 2013, с. 368.

3. Евсевий Кесарийский. «Жизнь Константина». Глава 54. Повсеместное разрушение капищ и идолов.

4. Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина Книга IV, гл. 62,63.

5. Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров // Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153

6. Реальный гвоздь. Тот самый! URL: https://www.youtube.com/watch?v=fTFRAAh1AWY