c44fvДуховность в России возрождается давно, скоро возродится настолько, что не четверть россиян поверят, что солнце крутится вокруг земли, а процентов 80. Торговые точки РПЦ возводятся постоянно, здания, в том числе школьные и музейные, передаются РПЦ, даже «Основы православной культуры» появились в школе. Что же дальше? Возможно ли такое, что крупнейшая корпорация вдруг поймет: пора закачивать? Такого не произойдет.

Что нужно РПЦ в ближайшее время? На этот вопрос предшественники ответили почти сто лет назад. Это определение священного собора православной российской церкви о правовом положении православной российской церкви от 2 декабря 1917 года[1].

Поскольку пункты разрабатывались основными церковниками в период, когда церковь только-только отошла от царизма, требования честные с точки зрения церкви. Сегодня требования не такие радикальные, но интересы вряд ли поменялись. Скажем так, это программа православной церкви.

Начнем со вступления:

«Священный Собор Православной Российской Церкви признает, что для обеспечения свободы и независимости Православной Церкви в России, при изменившемся государственном строе, должны быть приняты государством следующие основные положения».

Это предъявлялось как Временному правительству, так и большевикам. Временное правительство согласилось, большевики – нет.

Первый пункт:

«1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство».

Сказать, что сегодня у РПЦ нет подобных притязаний – глупость. Более того, в 1997 в преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» сказали об «особой роли»:

«Признавая особую   роль   православия   в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»[2].

Пока в законодательстве нет никаких указаний о первенствующей роли православия, однако на практике она есть. Никто уже не может сказать, что все религии в России равны. РПЦ получает больше зданий, больше денег от государства, причем речь идет не о миллионах, а о миллиардах рублей. Никакой конфессии такая помощь не оказывается. Непонятно вообще, почему светское государство за счет налогоплательщиков выделяет такие большие суммы попам, за свой счет реставрирует их торговые точки и т. д. Учитывая тот факт, что РПЦ сама по себе обеспеченная организация, способная за свой счет реализовывать это. Ее конкурентам уж точно за свой счет приходится все делать.

В общем, на бумаге (в законе) описано все так, как должно быть в некой сказке, в реальности все иначе. И если властям сказать, что положения бумажки нарушены, то в ответ лишь посмеются.

В статье все пункты приводиться не будут по той причине, что внутрицерковные дела вряд ли интересны. Кто хочет, может ознакомиться с полным списком[3]. Далее:

«4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью».

В этом вопросе РПЦ добилась определенных успехов. Ведь в первое время, когда только был принят закон Яровой о миссионерской деятельности, попы возмущались:

"Если он [закон] будет препятствовать миссии РПЦ, мы будем инициировать внесение в него поправок"[4].

Вскоре закон подкорректировали и в РПЦ дали добро[5]. Все-таки закон бьет именно по конкурентам православной церкви. Значит, все-таки закон приняли с одобрения РПЦ, раз уж церковь могла повлиять на то, что закон изменили в ее интересах (точнее, в интересах так называемых традиционных религий).

Поэтому в том или ином виде пункт 1917 года актуален и для современной России. Государство, принимая законы, касающиеся РПЦ, учитывает мнение (на самом деле материальные интересы) церковников, как будто бы они имеют больше прав, чем другие граждане РФ.

Вот еще интересный пункт:

«7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными».

По всей видимости, РПЦ добилась своего, хотя сейчас министра исповеданий нет, а министр просвещения – это, видимо, министр культуры и министр образования, которые, впрочем, скорее занимаются контрпросвещением. Несомненно, большинство чиновников, в том числе на высшем уровне, - адепты РПЦ. Редкое исключение – бывший министр образования Ливанов, который называл себя материалистом[6]. Но это ему никак не мешало продвигать РПЦ в образовательной сфере.

Тут уж все ясно:

«8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь».

Это относится даже к ситуации, если бы РПЦ была отделена от государства формально, ведь подобные требования предъявлялись и большевикам. В данный момент этот пункт реализован фактически, но не юридически.

По поводу «оскорблений чувств верующих»:

«11. Свобода исповедания и проповедания православной веры, равно и свобода православного богослужения ограждаются государственной властью. Посему под страхом уголовного наказания воспрещаются: 1) публичное поношение и поругание учения православной веры, предметов религиозного почитания и священно-церковно-служителей ее; 2) осквернение мест богослужения и религиозного почитания; 3) насилие и угрозы для отвлечения из Православия».

Надо понимать, что под «поношением и поруганием» понимается вообще всякая критика православной церкви. А попы, которых презирал простой народ, что отражено в фольклоре, нуждались в подобной защите. Православные же оставляли за собой право клеветать на всех. В ту пору распространялся пасквиль под названием «Протоколы сионистских мудрецов», причем распространялся именно в церкви. И подобной литературы было полно, учитывая тот факт, что незадолго до определения церкви она была государственной и даже обязательной для отдельных групп.

По поводу «образовательных» учреждений церкви:

«18. Утверждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, таки общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании».

Это странное требование, потому что эти школы не отвечают всем стандартам государства в образовательной сфере. Ведь образование в церкви с практической точки зрения для современного государства вряд ли представляет ценность. Такое образование должно быть равным с образованием в «академии карт Таро», а не с общеобразовательными учреждениями.

Теперь о светских школах:

«19. Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви;  преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях, содержание законоучительских должностей в государственных школах принимает на счет казны».

Это принципиальный момент, что можно заметить по современным тенденциям. Вот почему детям нельзя «изучать» так называемый закон божий именно в религиозных учреждениях? Почему-то нужно, чтоб он был и в школах общеобразовательных. Радует только то, что все-таки требование только для православных, а не для всех. Зато не только для одного класса школы, а это должно быть во всех классах, чтоб человек не отказался от православного культа. Наглость не только это требование, но еще и требование, чтоб казна подобное оплачивала, а ведь деньги-то немалые.

В данный момент подобное РПЦ реализует. Сейчас уже есть «Основы православной культуры». РПЦ лоббирует идею, чтоб ОПК были во всех классах школы. С попами солидарны отдельные чиновники. Скорее всего, курс не сразу появится во всех классах, а потихоньку, то есть если сейчас только в 4 классе, то затем, например, сделают так, чтоб преподавали в 4, 6 и 9, потом еще больше, а в конце и во всех. РПЦ на этом не остановится, и нечто аналогичное должно появиться в детских садах и в высших учебных заведениях.

Откровение от православной церкви:

«21. Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. Служащие в учреждениях церковных пользуются правами государственной службы».

Служение попов и есть государственная служба. Тогда попы иначе и не думали. Все изменили советские годы, когда от их услуг отказались. Зато теперь все снова актуально.

О собственности:

«23. Имущества, принадлежащие установлениям Православной Церкви, не подлежат обложению государственными налогами, волостными, городскими и земскими сборами, если эти имущества не приносят дохода путем отдачи их в аренду или наем».

Интересно, а почему не подлежат обложению имущества, которые приносят большой доход, то есть фактически торговые точки? Вариант может быть только один: на территории этого объекта церковники проводят деятельность в интересах государства, а государство настолько благодарно, что готово не только простить налоги, но еще и давать деньги высокодоходной организации.

По поводу этого как раз следующий пункт:

«24. Православная Церковь получает из средств Государственного казначейства по особой смете, составляемым высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей, представляя отчетность в полученных суммах на общем основании».

Никто, кроме самой богатой религиозной структуры, получать деньги не должен. Справедливо, ничего не скажешь. Пока что данный принцип тоже реализован неформально, деньги получают различные «церковные НКО» или же православная церковь за «укрепление единства». Понятно, что для попов было бы выгоднее получать стабильно каждый год доход «в пределах потребностей».

В общем, у РПЦ на сегодня есть несколько важных задач: юридически закрепить отдельные положения, хотя бы «особую роль православия» в конституции, о чем поднимался вопрос[7], а также клянчить деньги у государства и пропагандировать религию в социальных институтах.

Даже если все будет реализовано, РПЦ не остановится. Всегда нужно помнить, что речь идет о крупнейшей корпорации, у которой главная цель - максимизация прибыли и экспансия. А раз уж государство помогает, то сложно сказать, какие тут могут быть пределы.  

Источники

Источники

1. Русская православная церковь и коммунистическая государство. 1917-1941. М.: 1996. С. 13-15.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

3. Определение Православной Российской Церкви. URL: http://krotov.info/acts/20/1917_19/19171202.html

4. Религиозные лидеры России возмущены проектом поправок к закону о свободе совести. URL: https://www.newsru.com/religy/23jun2016/zakonoprojekt.html

5. В РПЦ считают приемлемым принятый закон о контроле деятельности миссионеров. URL: https://ria.ru/religion/20160624/1450941951.html

6. Интервью Министра образования и науки Российской Федерации. URL: www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=56&txt=Rbr56Text6764&lng=0

7. Особую роль православия в России предлагают закрепить в Конституции. URL: https://ria.ru/society/20131122/978993498.html

   

АПА1