Православные традиции. Еврейский вопрос

gf5475dfhКогда говорят о возрождении духовности, понятно, что речь идет о православии времен царизма, когда Русь «процветала». Основным социальным институтом для большинства была церковь, образование и медицина в таких условиях ни к чему, а религия держалась на штыках. Единственным европейцем было правительство и элита, а это несколько процентов населения.

Патриарх Кирилл говорит следующее:

«И то, что Россия — это великое многонациональное государство, во многом определялось нравственными, духовными установками Православия, которое категорически препятствовало подавлению свобод всех тех, кто исповедовал другую веру»[1].

Рассмотрим, почему это не соответствует реальности, пример - отношение православной церкви и православного государства к евреям, теперь к представителям «традиционной религии России».

  1. До Российской империи

Еще до крещения Руси с евреями торговали[2], но евреев на территории, судя по всему, было мало. Устраивать гонения на иностранных торговцев даже после принятия христианства – глупость, которую не позволяли себе даже христианские фанатики в средние века. Со временем на Руси появились еврейские общины в нескольких городах[3].

И если в это время были гонения на язычников и на «еретиков», то на евреев – нет. Община экономически выгодна для государства, а евреи в религиозном плане не представляли никакой угрозы, поскольку не обращали никого в иудаизм.

Попы ненавидели иноверцев, но сделать с ними ничего не могли. Ситуацию изменило татаро-монгольское нашествие. Евреи скрылись, о них с этого периода практически ничего не слышно на Руси.

Осели евреи на территории Польши и Литвы, где к ним относились терпимо. Впоследствии они туда переезжали с разных европейских стран, ибо их оттуда изгоняли. В это время если они и торговали с русскими, то эпизодически, еврейских общин на территории Руси пока не было.

Если в X, XI вв. князья дорожили связями с еврейскими торговцами, то уже в XV веке этого не было, торговля на тот момент была развита настолько, что религиозная ненависть по отношению к евреям была сильнее, чем желание получить выгоду от возможного сотрудничества. С другой стороны, сотрудничество с евреями не было рациональным в тех условиях, так как уже было полно конкурентов и среди русских, и представителей других стран, делиться прибылью с евреями никто не хотел.

Первый серьезный конфликт с евреями произошел тогда, когда появилось религиозное течение, известное сегодня как «ересь жидовствующих». Православные апологеты утверждали, что глава секты – еврей Схария, который был в свите литовского князя Михаила Олельковича.

Сказать, что действительно еврей Схария был основателем движения вряд ли возможно, так как по своей сути «ересь жидовствующих» - христианское реформистское течение. Попы, у которых в ту пору была монополия, не могли допустить появления подобной ереси, которая была популярна среди многих людей самых разных сословий, в том числе среди попов[4].

Церковь и государство отвечали массовыми репрессиями. А поскольку попы в полемику с оппонентами вступить не могли, они просто обвинили во всем евреев. Ведь неудивительно, что течение названо «ересь жидовствующих», хотя евреев там было немного.

Но движение можно назвать даже не столько религиозным, сколько политическим, потому что его сторонниками стали люди, которые хотели изменить ситуацию в России. Например, Федор Курицын – государственный деятель и боярин. Так что «ересь жидовствующих» представляла угрозу не только для попов, но и для власть имущих.

И в таких условиях самое разумное – обвинить во всем евреев. «Ересь жидовствующих» - еврейский заговор против русского народа. Главный противник жидовствующих – основной церковник тех лет Иосиф Волоцкий (ныне святой). В книге «Просветитель» он писал об этом течении. Вот о зарождении ереси:

«В то время жил в городе Киеве жид по имени Схария, и был он орудием диавола — был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии»[5].

Как насаждалось «жидовство»:

«Схария, а точнее сказать, его руками сам сатана, взялся за насаждение жидовства в лоне нашей церкви. Миссия Схарии имела успех, тем более что вскоре на помощь ему из Литвы подоспели еще несколько иудеев. Прельстительная опасность губительной ереси заключалась в ее потаенном характере: это не было открытым насаждением и проповедью иудейской религии; превращение выросшего в православной вере человека в еретика, отвергающего все основы христианства, происходило постепенно и незаметно. Среди первых же приверженцев Схарии и его учения оказались священники, через которых ересь распространялась особенно губительно и страшно. Первым из них был поп Дионисий, затем новгородский протопоп Алексий и некоторые другие».

Но какой смысл в насаждении этой ереси? Ответ Волоцкого прост – «против православия – значит за сатану». Еще забавное откровение:

«Они захотели обрезаться по вере жидовской, но жиды им того не разрешили, говоря: если проведают об этом христиане, то увидят и разоблачат вас; держитесь своего жидовства втайне, а внешне будьте христианами».

В этом гнусном пасквиле слово жид есть чуть ли не в каждом абзаце. Власть поддерживала Волоцкого, и таким образом ненависть к евреям взращивали с детских лет, на службах в церквях постоянно говорили, что все беды Святой Руси – от «жидов проклятых».

Даже после ликвидации «ереси» ненависть к евреям сохранялась. Народ закабален, буквально принадлежит князьям, но все же виноваты именно евреи (среди князей евреев не было). Князья бы своим рабам устроили лучшую жизнь, если бы не вред со стороны еврейского народа, которого на тот момент уже даже не было на территории Руси.

Царь Иван Грозный особо ненавидел евреев, отказывался иметь с ними какие-либо дела. Даже запретил взъезд на территорию России:

«В свои государства жидам никак ездити не велети, занеже в своих государства лиха никакого видети не хотим»[6].

Аргументы Грозного:

«Жиды людей от христианства отводили, и отравные зелья в наше государство привозили, и пакости многие нашим людям делали»[7].

На самом деле это было в ту пору обычно для многих европейских государств. Формально главный аргумент, что против христианства, фактически же евреи были серьезными конкурентами местной элиты, которая делала все, чтобы убрать соперников, в этом деле неплохо использовалась религия.

Как можно понять из речей Грозного, евреям приписывали всякие «вредительства». Однако если обратить внимание на историю, то о каких вредительствах идет речь? Похоже, только несколько вариантов – «Христа распяли» и «создали ересь жидовствующих». Ну а церковники подливали масло в огонь, рассказывали байки о том, как евреи убивали христиан, особенно христианских младенцев во время религиозных ритуалов и проч.

Получается, что евреев вообще не было на территории, однако «травить» православный народ у них как-то получалось. В ходе ливонской войны русские войска взяли город Полоцк, а там были евреи. Сразу же князь приказал, чтоб евреев крестили. Отказ от крещения – смерть. Несколько сотен евреев утопили в реке[8]. На других захваченных в ходе войны территориях происходили аналогичные процессы.

Шведский дипломат и историк Петрей писал:

«Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду»[9].

После Ивана Грозного ничего особо не менялось. Власть приветствовала переход евреев из иудаизма в православие. При Алексее Михайловиче евреев уже не так часто убивали за отказ от принятия православия, а вместо этого изгоняли с территории России. Выкрестов (то есть православных евреев) в ту пору уже было немало.

  1. Российская империя

Петр I прогрессивнее предшественников. Он позволил выкрестам занимать почетные должности в империи, однако все же не позволил иудеям посещать территорию России. Но эти запреты не были такими жесткими, их обходили, так как евреи все же появлялись на пограничных с Польшей территориях и вели торговую деятельность без особых последствий.

Все изменилось тогда, когда власть перешла Екатерине I. Она настояла на том, чтобы всех евреев выслали с территории России[10]. Ее дочь Елизавета подтвердила указ и заявила, что евреи все равно есть:

«Как то уже не по однократным предков Наших в разных годах, а напоследок, блаженныя и вечнодостойныя памяти, вселюбезнейшия Матери Нашей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, в прошлом 1727 году Апреля 26 дня состоявшимся указом, во всей Нашей Империи, как в Великороссийских, так и в Малороссийских городах Жидам жить запрещено; но ныне Нам известно учинилось, что оные Жиды ещё в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство своё продолжают, от чего не инаго какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайняго вреда ожидать должно. <…> Всемилостивейше повелеваем: из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания, таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать. А некрещеных, как и выше показано, ни под каким претекстом никому не держать»[11].

Когда отдельные чиновники сказали ей, что выгодно впустить евреев временно торговать, она ответила:

«От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»[12].

Надо напомнить, что церковь в ту пору заменяла собой все основные социальные институты для большинства жителей России. Там распространялась массовая информация, в том числе политическая. Практически не было никаких аналогов (для большинства населения). Следовательно, церковь «воспитывала» рабское сознание, учила подчиняться властям и помещикам. Некрещеные в такой системе воспринимали как враги.

Именно поэтому в 1738 году сожгли капитана-поручика Возницына, который принял иудаизм, а заодно и еврея Боруха Лейбова, который познакомил Возницына с иудаизмом[13]. Анна Иоанновна лично занималась этим делом:

«Понеже оные Возницын в богохулении на Христа Спасителя Нашего и в отражении истинного Христианского закона и в принятии жидовской веры, и жид Борох Лейбов в превращении его чрез прелестные свои увешания в жидовство, сами повинились и для того ими розыскивать больше не в чем, дабы долее сие богопротивное дело не продолжилось и такие, богохульник Возницын и превратитель в жидовство жид Борох, других прельщать не дерзали, того ради за такие их богопротивные вины без дальнего продолжения по силе Государственных прав обоих казнить смертию сжечь, чтоб другие, смотря на то, невежды и богопротивники от Христианского закона отступать не могли и таковые же прелестники, как оный жид Борох, из Христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали, а жида Смерля, когда он в том деле ни в чем не приличился освободить. Анна»[14].

Во время раздела Речи Посполитой России перешли территории, где проживали евреи. В самом начале евреи пострадали не сильно, потому что Екатерина II отнесла их к городскому сословию – купечеству или мещанству. Но поскольку евреи на бывшей территории Речи Посполитой занимали слишком значительные места в экономической жизни, конкуренты довольно быстро сообразили, что нужно разыграть еврейскую карту, обвинить во всех бедах «убийц Христа».

2.1. Черта оседлости

В период правления Екатерины II, когда были присоединены новые земли, старая политика по отношению к евреям уже не могла осуществляться. Однако полной терпимости к евреям быть не могло, формально государственная политика не так сильно изменилась.

Определились специальные места, где могут проживать евреи. Покидать эти места запрещалось. У евреев было ограничение не только в плане передвижения, но даже в плане сферы деятельности (например, запрет заниматься сельским хозяйством). В основном их определяли как торгашей, из-за чего страдала значительная масса еврейского народа, потому что всем стать торговцами уж точно не получалось, поэтому на местах было полно бедноты, медленно большинство умирало от голода и жило даже хуже, чем русские крестьяне[15].

Евреев называли паразитами, однако именно государство выжимало из них все соки. Евреев заставили платить двойные налоги, при этом ограничения мешали зарабатывать столько, сколько они бы могли в условиях терпимого отношения.

2.2. Православная церковь: антисемитизм.

Православная церковь активнее всех участвовала в разжигании ненависти по отношению к еврейскому народу. На проповедях евреи всегда предстают в образе «убийц Христа», изменников и прочих преступников. Отказываясь от православия, евреи, как считали попы, отказываются от «истины», а, по мнению властей, – от лояльности.

Нельзя сказать, что все попы осуждали евреев, бывали и исключения (как правило, те, кто проживал на территории, где позволялось жить евреям), но они – большая редкость. Основная масса попов как раз таки осуждала евреев, как и прочих «еретиков».

Богослов Игнатий Брянчанинов писал:
«Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение»[16].

Вражда по отношению ко всему миру заключалась в том, что они отказывались принимать православие. А вот чему учили на уроке «Закон Божий»:

«От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. <…> В особенности проникнуты враждою и ненавистью отношения Талмуда к христианам; христиане или „акумы“ суть животные, хуже собак (по Шулхан-Аруху); их религия приравнивается Талмудом к языческим религиям <…> О лице Господа И. Христа и Его пречистой Матери в Талмуде находятся кощунственные и крайне оскорбительные для христиан суждения. В верованиях и убеждениях, внушаемых Талмудом правоверным иудеям, <…> заключается и причина того антисемитизма, который во все времена и у всех народов имел и ныне имеет множество представителей»[17].

Естественно, подобные тезисы никак доказывать не нужно, это надо вдалбливать детям, которых в ту пору нужно было научить читать, считать (на уровне начальной школы) и, самое главное, верить в персонажа древнееврейского фольклора.

2.3. Гавриил Белостокский

Один из главных «аргументов» против евреев – ритуальные убийства. Церковь навязывала поверье, что якобы евреи разыскивают христианских младенцев для совершения религиозных ритуалов. Поскольку церковь в ту пору – средство массовой информации, народ воспринимал подобное как истину.

Тут мы рассмотрим несколько примеров. И в первую очередь нужно вспомнить о Гаврииле Белостокском, которого сделали святым. Итак, Кирилл Белостокский – ребенок, которому было на момент смерти всего 6 лет. Считается, что он был замучен до смерти иудеями[18].

Тут интересно вот что: умер Белостокский в 1690 году, то есть до раздела Речи Посполитой. Евреев на тот момент почти не было. Именно поэтому попы карту разыграли спустя время. История мутная.

В общем, непонятно каким образом спустя 30 лет после смерти попы обнаружили тело именно этого Кирилла, оно якобы было в целости и сохранности. Это, мол, свидетельствовало о том, что погиб святой. Однако мощи просто переходили из рук в руки, так как еще не было ясно, каким образом выгоднее их использовать. Историю о том, что якобы Белостокский был убит «проклятыми жидами», тогда еще не была известна.

История обрастала подробностями только со временем. Поначалу мальчика просто убили, потом выдумали историю, что его ритуально истязали, потом, что пытали прямо как Христа. В общем, подробностей никаких, доказательств ноль.

Первая байка о ритуальном убийстве появилась в середине XVIII века. В Слуцком Свято-Троицком монастыре была рака с мощами, где указано:

«Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима»[19].

То есть прошло после смерти 65 лет. Никаких данных об убийстве нет, но события тех дней постоянно обрастали новыми подробностями, больше всего в последние годы Российской Империи, но откуда? Нет сомнений, что из благочестивых голов.

Каким образом организовали «нетленные мощи»? Это просто. Ранее практиковалось убийство или использование свежих трупов в качестве доказательства «святости» того или иного персонажа. Например, когда нужно было доказать «святость» покойного сына Ивана Грозного, дабы Шуйский доказал свое право на престол, вот что провернули:
«Достали отрока моложе 10 лет, а именно Ромашку стрелецкого сына, заплатили отцу хорошую сумму и, зарезав этого отрока, нарядили его в царские одежды и уложили в гроб. Гроб был открыт для созерцания очень недолго, ровно до того момента, пока в теле свежезарезанного мальчика не начались процессы разложения, но публику удалось убедить в нетленности и «умилить чрезвычайно»[20].

Демонстрировали «мощи» крайне редко, только в особых случаях. В данный момент подобная практика неприемлема, поэтому мощи Белостокского не демонстрируются публике, так как они точно не «нетленные», как и прочие мощи, что вскрывались во времена Советской России.

В период, когда евреев на территории Российской империи уже было много, издавались книги вроде «Об употреблении евреями талмудистами-сектаторами христианской крови» (Москва, 1876, 2-е изд. СПб., 1880). Вряд ли можно удивиться, что в основном население ненавидело евреев именно из-за подобной пропаганды. А властям было удобно, что закабаленное правительством население переносило свою ненависть на евреев, а не на основной источник их бедственного положения.

В начале XX века была настоящая истерия по поводу культа этого святого. Распространялись такие объявления:

372f992ebcdf

«Мощи» Кирилла использовались как доказательно на позорном процессе Бейлиса. Бейлис – еврей, которого обвинили в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. «Мощи» служили доказательством того, что он виновен, так как евреи убивают христианских младенцев.

Поскольку все-таки дело происходило в последние годы Российской Империи, оно было резонансным. Мировое сообщество осудило Российскую империю, а на суде не было предоставлено ни одного доказательства в пользу того, что Бейлис действительно виновен. Даже на вскрытие отметили, что ничего ритуального в том убийстве не было. Отчет пытались сфальсифицировать, но в итоге пришлось признать это. Присяжные Бейлиса оправдали.

В Советские годы, понятно, культ Белостокского считался человеконенавистническим, и церковники ничего о нем не говорили. Изменилось все только в годы Великой Отечественной войны, когда на оккупированных немцами территориях возрождался культ Белостокского[21].

В наши дни Белостокский – святой православной церкви. О нем написано точно так же, как в годы Российской империи, то есть «умучен жидами». Культ не пропагандируется широко, но воцерковленные вполне могут в православной энциклопедии прочитать древний пасквиль православной церкви.

Кровавых наветов в истории России было очень много, особенно в XIX веке. Если умирал любой ребенок на территории, где проживали евреи, то они, как правило, были основными подозреваемыми. Все дошло до того, что императору Александру I пришлось обратиться к местным властям, чтоб евреев не обвиняли просто так (без доказательств) в убийстве детей:

«По поводу оказывающихся и ныне в некоторых от Польши к России присоединённых губерниях изветов на евреев об умерщвлении ими христианских детей, якобы для той же надобности, его императорское величество, приемля во внимание, что таковые изветы и прежде неоднократно опровергаемы были беспристрастными следствиями и королевскими грамотами, высочайше повелеть мне соизволил объявить всем г-дам управляющим губерниями монаршую волю, чтоб впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови, но если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, без предубеждения, однако ж, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании по доказательствам, к самому происшествию относящимся, наравне с людьми прочих вероисповеданий, которые уличались бы в преступлении смертоубийства»[22].

Однако это игнорировалось, евреев обвиняли. Спустя всего пару лет после распоряжения было Волжское дело, где по обвинению проходило более 40 человек. Хотя обвиняемых и оправдали, но дело длилось 12 лет, а 4 человека умерло во время следствия.

Так как Белостокский использовался как аргумент в обвинении, уже в XIX веке некоторые следователи заинтересовались делом Белостокского. Есть ли вообще основания считать, что это все правда, а не очередная выдумка православной церкви? Во время «Велижского дела» подняли архивы, но ничего о Белостокском не нашли. Поздние исследователи, например Александр Панченко, полагают, что история сочинена церковью в 1720-е годы[23].

В советские годы священник Мень заявлял:
«Я надеюсь, что эти святые (вроде Белостокского – kritix) будут деканонизированы. Процессы деканонизации известны русскому православию»[24].

Этого не произошло. Наоборот, после крушения СССР популярность Белостокского набирает обороты. Возможно, когда-нибудь РПЦ вновь начнет спекулировать на этой теме, когда нужно будет обвинить «давних врагов России».

2.4. Протоколы сионских мудрецов

В начале XX века появилась книга, где разоблачается «еврейский заговор» по захвату мира. Якобы евреи хотели не только контролировать весь мир, но и уничтожить православие – самую миролюбивую религию в мире.

Автор – провокатор, который работал в интересах правительства Российской империи, списал с памфлета «Диалог в аду между Монтескьё и Макиавелли» текст и заменил там некоторые детали. Забавно, что текст протоколов и памфлета во многих местах совсем не менялся[25].

Так как столетиями в России навязывался миф, что евреи пьют кровь христианских младенцев, в подлинность данной фальшивки поверили сразу. Создал пасквиль Матвей Головинский, сотрудник охранного отделения.

Как только «труд» был готов, его тут же начали распространять в Российской империи. Если люди не могли читать, – а в ту пору большинство не могло читать, - содержание пересказывали в церквях, смакуя подробности. После крушения царизма протоколы подхватили нацисты, а в современности – исламисты.

Когда началось «возрождение духовности» в 90-е годы, протоколы вновь стали популярны. Только в 2010 году они вошли в список экстремистских материалов.

2.5. Еврейские погромы

Конечно, не могло быть такого, что народу просто промывают мозги столетиями, а реакции никакой нет. Евреев ненавидели, так как считали, что те виновны во всех бедствиях, а еще они пьют кровь христианских младенцев. Поэтому когда появлялась возможность, безумная толпа собиралась и шла избивать или убивать евреев. Не было никакого разделения на бедных или богатых; ни пол, ни возраст тут не имел значения. Все евреи для православного простолюдина – исчадие ада.

Погромы в Российской империи происходили часто с 20-х годов XIX века. Но, пожалуй, выделяются среди прочих погромы после убийства царя Александра II[26]. Тогда погромы были в 166 населенных пунктах, то есть почти во всех местах проживания евреев.

Сложно сказать, какая связь между евреями и убийством царя, но все же обвинить во всем евреев – нормальная для тех лет ситуация. После массовых погромов, в ходе которых громили дома и убивали людей, новый царь Александр III ввел еще больше ограничений для евреев.

Вот что писал генерал-фельдмаршал И.В. Гурко:

«Сердце мое радуется, когда били евреев, но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская»[27].

Такую позицию хотя бы формально разделяли власть имущие в ту пору. Прямо одобрить погромы они никак не могли по той причине, что их в принципе устаивала стабильность, а если погромщики сегодня убивают евреев, то завтра они могут напасть на «стражей порядка» или на каких-нибудь дворян, что и вправду случалось нередко.

Погромы усиливались. Губернатор Нижнего Новгорода писал:
«… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»[28].

Это действительно так, потому что нередко во время погромов стражи правопорядка не обращали на них никакого внимания. Вероятно, они даже симпатизировали погромщикам. Погромы нередко случались во время православных праздников вроде Пасхи.

В 1903 году был Кишиневский погром, в ходе которого убили 49 и ранили 586 человек. С этих пор интеллигенция чаще стала положительно относиться к евреям, защищать их от всяческих нападок. А евреи создавали отряды самообороны и члены этих отрядов нередко участвовали в революционных организациях, дабы уничтожить ненавистный царизм. За самооборону во время погромов евреев судили жестче, чем погромщиков[29]. Власть посчитала, что евреи вышли из под контроля. Ведь теперь они не терпели благочестивые православные акции.

Но конфликты действительно только усиливались, а после революции 1905 года, когда появились погромные организации, началась, можно сказать, гражданская война. Известный поп Иоанн Кронштадский о революции 1905 года:
«По всему виновники — евреи, подкупившие наших хулиганов убивать, грабить, изводить пожарами русских людей»[30].

Хотя известно, что началась революция после Кровавого воскресенья, где евреи никаким образом поучаствовать не могли. Как происходил типичный погром:

«В разных частях города многочисленные партии, человек в 15—20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом. …имущество подвергалось немедленно полному уничтожению. …[товар] частью уничтожался на месте, частью расхищался лицами, следовавшими за громилами. …в еврейских молитвенных домах произведено было полное разрушение, а священные их свитки (тора) выбрасывались на улицу в изорванном виде. …часть вина [из винных лавок] выпускалась на улицу, часть же на месте распивалась бесчинствующими»[31].

Так как остановить протесты 1905 года не удалось, все завершилось манифестом, появились некоторые послабления в политической сфере, хотя самодержавие оставалось. Появились политические партии, в том числе монархические. Погромы организовать в такой ситуации было сложнее, потому что на стороне евреев выступали вооруженные революционеры, и поэтому вместо погромов нередко случались перестрелки, не всегда они заканчивались в пользу нападающего «православного люда»[32].

В мелких городах, где самооборона не была значительной – евреев уничтожали, как и раньше. Например, в городе Макарьеве Нижегородской губернии толпу к евреям повел градоначальник! Это называли «патриотическим митингом», то есть там были солдаты, попы и местные жители. В первую очередь градоначальник велел уничтожить малочисленные отряды самообороны, а затем дал добро на разграбление. Примечательно, что в акции участвовали цыгане на стороне нападающих. Нередко погромы – просто разграбление евреев, и чиновники там участвовали нередко. Только в октябре 1905 года произошло 690 погромов в 102 населенных пунктах.

За погромы отвечали черносотенные организации. Если обратить внимание на программу «Союза русского народа»[33], то там еврейский вопрос выделяется особо:

«Евреи в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне выказали непримиримую ненависть к России и ко всему Русскому своё невероятное человеконенавистничество, свою полную отчуждённость от других народностей и свои особые иудейския воззрения, которыя под ближним разумеют одного только еврея, а в отношении христиан-гоев допускают всякия беззакония и насилия до убийства включительно.

Как известно и, как заявляли неоднократно сами евреи в своих «манифестах" и прокламациях, — переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России — с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге честных слуг Царя и родины, — всё это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.

Русский народ, сознавая всё это и имея полную возможность, пользуясь своим правом хозяина земли Русской, мог бы в течение одного дня подавить преступный желания евреев и заставить их преклониться».

Ненависть они выказывали таким образом: не давали себя убивать и разрушать дома и лавки в ходе массовых погромов. По всей видимости, автор текста ностальгировал по временам, когда можно было заходить в места обитания евреев и убивать безнаказанно и без всякого сопротивления со стороны еврейского народа.

Николай II поддерживал погромные организации, о чем писал Витте:

"Черносотенцы преследуют в громадном большинстве случаев цели эгоистические, самые низкие, цели желудочные и карманные. Это типы лабазников и убийц из-за угла... Черносотенцы нанимают убийц; их армия - это хулиганы самого низкого разряда... Государь возлюбил после 17 октября больше всего черносотенцев, открыто провозглашая их как первых людей Российской империи, как образцы патриотизма, как национальную гордость"[34].

О том, кто такие черносотенцы:

"Политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, темной толпы. Партия эта, находясь под крылом двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может... Она состоит из темной, дикой массы, вожаков - политических негодяев... И бедный государь мечтает, опираясь на эту партию, восстановить величие России. Бедный государь... И это главным образом результат влияния императрицы"[35].

Профессор университетского колледжа Лондона Джон Клиер, считал:
«Антиеврейские погромы, омрачившие эпоху, рассматривались царём как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение, пусть символического, но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы»[36].

Царь Николай II в конце 1905 года принимал у себя организацию «Союз русского народа», он заявил, что эта организация «спасет Россию от врагов». Чтобы понять, кто такой Николай Кровавый, надо помнить, что незадолго до этой встречи организация участвовала в теракте. Речь идет о поджоге Королёвского театра. Черносотенцы загнали противников монархии в театр, а затем подожгли его. Там сгорели сотни человек. Николай, конечно, знал об этом.

Массовые погромы прекратились только после завершения гражданской войны в России, повторились вновь в период нацистской оккупации, а после этого еврейских погромов не было. Вероятно, желающие были, но их останавливала государственная политика, никто уже не стал бы просто наблюдать за погромами.

  1. Современность

В годы «возрождения духовность», то есть сразу после крушения СССР, в России издавались следующие труды: «Моя борьба» Гитлера, «Спор о Сионе» Рида, «Протоколы сионистских мудрецов» и много другой подобной литературы, которую только в середине или конце 2000-х запретили. Появились черносотенные и националистические организации.

Они также обосновывали свою ненависть к евреям религиозными соображениями. Религиозные же организации никаким образом не отрекались от антисемитских партий вроде Русского национального единства (РНЕ). На сборищах этой организации нередко присутствовали церковники:

gi 24902 123465 big

Не стоит думать, что антисемитизм проник только в сознание маргинальных националистических организаций. Многие православные депутаты Госдумы тоже нередко поддерживают антисемитов.

Так, в 2005 году появилось «письмо 5000». В письме повторялись тезисы из антисемитской литературы, даже о «кровавых ритуалах» евреев. Основной тезис авторов письма – требование к властям:
«Возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений, как экстремистских»[37].

Письмо приурочено к религиозному празднику «Торжество православия». Письмо поддержало 20 депутатов Госдумы. Конечно, еврейские организации не запретили, но никаких последствий и для авторов не было. Дело спустили на тормозах.

В Госдуме VII созыва также есть антисемиты. Самый известный пример – Милонов. Вот что он говорил в 2014 году:
"Облить грязью любого святого - это у них в традиции в две тысячи лет, начиная с призывов распять Спасителя, заканчивая обвинениями святого праведного Иоанна Кронштадтского в антисемитизме. Это, конечно, полное вранье, современные неолиберальные фейки, имеющие глубокую серную историю сатанизма"[38]

Иоанн Кронштадский был сторонником «Союза русского народа», нередко высказывался против евреев, что для тех времен было типично.

Милонов периодически высказывается в подобном духе, в 2017:

«Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям»[39].

Как видно, теперь евреев обвиняют не только в убийстве вымышленного персонажа, но еще и в неких репрессиях против христиан. Хотя о чем вообще идет речь, в каких котлах евреи варили христиан? По всей видимости, это больная фантазия Милонова. Не исключено, что спустя какое-то время он вспомнит о ритуальных убийствах христианских младенцев.

Другой депутат Госдумы Толстой высказался по поводу передачи Исаакиевского собора:

«Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, — продолжают дело своих дедушек и прадедушек»[40].

Повторяется байка жидоедов, что, мол, мелкая кучка евреев с наганами повалила великую империю со всеми храмами и хрустами французских булок. Несомненно, среди революционеров евреи были, однако надо помнить, что до 1917 года они проживали в особых зонах, а подавляющее большинство революционеров в городах все-таки – представители титульной нации. Такая аналогия депутата – явный антисемитизм. А поскольку речь идет о передаче храма, то не обходится все без православной «духовности».

Удивляться тут нечему. Антисемитизм в массовом сознании точно так же возрождается, как и духовность. В депутатской среде особо. Дело в том, что есть государственная политика, в некотором смысле направленная на возрождение подобных «ценностей». Доказать это легко – смотрим заказ № 0173100002211000019 от 26 апреля 2011 года: «Закупка и поставка в дипломатические представительства Российской Федерации комплектов духовно-нравственной литературы»[41].

То, что это дело стоит 2 млн – не самое интересное. Самое интересное – какое мировоззрение российское правительство хочет сформировать у дипломатов. Прежде всего «духовно нравственная литература», - православная литература. Дипломатам светского государства нельзя читать светскую нравственную литературу, а также литературу «неправильных религий». В списке богословская литература, всякие молитвенники и православная публицистика (в комплекте 286 книг). Нет даже религиоведческой литературы. В общем, дополнительный заработок для РПЦ.

Во что интересно: в списке есть книга С. Нилуса «Великое в малом», а там запрещенные «Протоколы сионистских мудрецов». Антисемитская книжка - А. Лобановой «Каббала — заговор против Бога». Интересное чтиво для российских дипломатов, в том числе дипломатов в Израиле. При помощи православной духовности необходимо взрастить ненависть, ксенофобию и даже расизм; ненависть по отношению к людям других религий, ведь этому тоже учит православная литература. Для чего это дипломатам? Загадка.

Чуть позже в администрации президента сообщили, что все чиновники должны изучать религиозных философов России XX века. Обоснования:
«Владимир Путин цитировал Николая Бердяева в своем послании — это уже главный фактор к тому, что его философию необходимо детально изучить хотя бы тем чиновникам, которые отвечают за государственный курс и политическую направленность в стране»[42].

Изучение «философии неравенства» Бердяева[43] благосклонно повлияет на российских чиновников. Особенно если цитировать не банальности, а мировоззренческие установки:

«Культура не есть дело одного человека и одного поколения. Культура существует в нашей крови. Культура — дело расы и расового подбора… «Просветительное» и «революционное» сознание… затемнило для научного познания значение расы. Но объективная незаинтересованная наука должна признать, что в мире существует дворянство не только как социальный класс с определенными интересами, но как качественный душевный и физический тип, как тысячелетняя культура души и тела. Существование «белой кости» есть не только сословный предрассудок, это есть неопровержимый и неистребимый антропологический факт».

Интересно, чему хорошему российских чиновников научат подобные идеи? Еще сдобренные мистическим бредом. Тут момент принципиальный. Ведь Путин часто кого-то цитирует. То Пушкина, то Есенина, то какого-нибудь Александра II. Почему же изучать нужно именно религиозных философов? Чтоб стать верными слугами правительства, принять социальную несправедливость и усилить нажим на бедных, так как это благо. Конечно, все уже и так реализовано, однако еще есть куда расти в этом направлении.

А вот высказывание Бердяева, которое точно порадует чиновников:

«Государство не может быть создано и не может быть разрушено никаким человеческим поколением. Оно не является собственностью людей, живущих в каком-либо периоде истории. В этом смысле государство имеет сверхвременную и сверхэмпирическую природу».

Не стоит разбираться в том, что государство все-таки имеет историю. Проще признать, что оно существует вечно, что это просто «воля бога» и т. д. Особенно четко это должны понимать холопы, что, мол, изменить ничего не получится.

Наверное, многие заметили, что после крушения СССР религиозной философии России отводится особое место в учебниках. Это как будто вершина философской мысли в России, а не кучка мракобесов, часто ненавистников всякого прогресса, антисемитов и креационистов, нередко фашистов вроде Ильина, чьи идеи в основном заключались в том, что «на все воля божья».

Что же касается РПЦ, то тут есть интересный момент. В пасхальных богослужениях имеются следующие строчки:

"еврейское племя, которое осудило Тебя на Распятие, отплати им, Господи"

"Христос воскрес, а еврейское семя погибло"[44].

Подобные антисемитские моменты вызвали дискуссию в РПЦ, вот только всего несколько человек были за то, чтоб эти места убрать из богослужения, а большинство – против. Как только вопрос поднялся, православные тут же заявили:

«“Пятая колонна” в Православии - продолжает свою волчью работу”»[45].

В этом смысле православие – консервативное направление. Ведь католики давно подобные места из богослужений убрали, а также деканонизировали «святых», которые были святыми именно по той причине, что их якобы ритуально убивали евреи.

Почти все средневековые дикости православие современное «законсервировало». Все святые не потеряли свой статус, их «биографии» продаются в церковных лавках, все так же рассматриваются всерьез «ритуальные убийства», а на службах произносят слова, что еврейское семя «погибло». Не говоря о том, что в церковных лавках полно антисемитской литературы, так как дореволюционные церковники почти всегда клеймили евреев, как и прочих еретиков и инородцев.

Воцерковлённые, которые всерьез воспринимают все эти книжки, могут стать не только антисемитами, но вообще ненавистниками всего, что противоречит православию, потому что если рассматривать именно богословское направление, то, несомненно, эта «духовность» лишь обучает ненависти к инакомыслию и лояльности по отношению к властям. Благо, что сегодня авторитет православия низок, посещаемость церквей даже во время праздников не превышает 2-3% от населения. И даже эти 2-3%, как правило, посещают церкви только во время праздников. Из них лишь небольшая прослойка всерьез изучает ветхие труды вешателей и фанатиков, которые призывали поначалу убивать, а затем презирать иноверцев (в зависимости от государственной политики).

В итоге выходит что-то вроде Энтео, движений типа «Сорок Сороков» и проч. Не стоит думать, что это очернение православия. Речь идет о людях, которые, в отличие от большинства православных, действительно изучают богословскую литературу, знакомы с содержанием библии, а не просто носят крестик. Люди, которые утверждают, что якобы все эти фанатики «не настоящие православные» - нагло врут. Пускай почитают дореволюционные работы тех же святых, сочинения Иосифа Волоцкого, да даже библию, а потом говорят, какая это религия мира. Складывается ощущение, что эти «либеральные православные» путают православие с толстовством.

Источники

Источники

  1. Патриарх Кирилл: В Российском государстве веротерпимость исторически связана с Православием. URL: http://www.pravoslavie.ru/77926.html
  2. Клиер Д. Россия собирает своих евреев = Russia Gathers her Jews. — М.: Мосты культуры, 2000. — С. 44-45.
  3. Чернигов. КЕЭ, том 9, кол. 1161—1164. URL: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14668
  4. А. Фортунатов. Российская история в лицах, 2009. – С. 82.
  5. И. Волоцкий. Просветитель, 2016.
  6. А. Ребель. История евреев в России, 2013, с. 19.
  7. Л. Прайсман. История евреев России, 2017, с. 46.
  8. Мендель Бобе. Евреи в Латвии, 2006, c. 78.
  9. Петрей П. История о великом княжестве Московском
  10. Указ Именной, состоявшийся в Верховном Тайном Совете 26 апреля 1727 года. О высылке Жидов из России и наблюдении, дабы они не вывозили с собою золотых и серебряных Российских денег. URL: http://www.hrono.ru/dokum/ru_zid_1727.html
  11. Полный хронологическій сборникъ законовъ и положеній, касающихся евреевъ. составил В. О. Леванда. СПб., 1874, стр. 17—18
  12. Там же, с. 21.
  13. Бердников Л. «Казнить смертью и сжечь…». Хроники российской инквизиции // Новая Юность. — 2010. — № 2(95).
  14. Дудаков С. Ю. Парадоксы и причины филосемитизма и антисемитизма в России. М., 2000. — С. 23.
  15. Лакер В. История сионизма = A History of Zionism / Пер. с англ.: А. Блейз, О. Блейз. — М.: Крон-пресс, 2000. — С. 85—87. 
  16. Израиль в прошлом, настоящем и будущем. Сборник. Сергиев Посад, 1915, стр. 29
  17. Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей римской церкви и протестантства. Сергиев Посад, 1912, стр. 21 — 29.
  18. «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви». — С.-Петербург, 1862. — С. 60.
  19. Святой мученик младенец Гавриил Белостокский. URL: www.voskres.ru/podvizhniki/gavriil.htm
  20. Антифеодальные народные восстания в России и церковь. изд. АН СССР, М. 1955.
  21. О Гаврииле Белостокском и его культе. URL: http://booknik.ru/news/blog/gavriil/
  22. Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  23. Панченко А. А. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104.
  24. Крихтова Т. Образ Гавриила Белостокского в восприятии христиан и иудеев современной Беларуси.
  25. Тагиефф П. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и её использование / пер. Г. А. Абрамов. — Мосты Культуры / Гешарим, 2011. — 740 с. — (Тень еврейского народа).
  26. Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. URL: http://www.jafi.org.il/education/100/russian/History/07.html#2
  27. Шелохаев В. История России: 1861-1917, 1996, с. 174.
  28. Погромы. URL: http://www.eleven.co.il/article/13251
  29. Гомельский процесс // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  30. Игумении Таисии. URL: www.ioann.name/Pisma/ig_taisii_311005.htm
  31. Кишинёвский погром: Обвинительный акт // Освобождение. — Штутгарт, 1903, 19 окт. — № 9 (33). — С. 1—4 Приложения.
  32. American Jewish Committee. Special Articles (1906-1907) // American Jewish Year Book (1906-1907) = American Jewish Year Book (1906-1907). — Jewish Publication Society. — Т. 8. — P. 47.
  33. Программа Союза Русского Народа. URL: http://krotov.info/acts/20/1900/1906anti.html
  34. Витте С. Ю. Воспоминания, т. 3. 2014, c. 41.
  35. Витте С. Ю. Воспоминания, т. 2. 2014, c. 272.
  36. Почему российские евреи не были верноподданными. URL: http://books.google.com.by/books?id=bvNI-xkYup0C&pg=PA562&lpg=PA562#v=onepage&q&f=false
  37. Назаров обращение. URL: http://www.russia-talk.com/rf/Nazarov-obr.htm
  38. Милонова обвинили в антисемитизме. URL: https://www.ridus.ru/news/156953.html
  39. Милонов обвинил предков депутатов закса Петербурга в гонениях на христиан. URL: https://lenta.ru/news/2017/02/12/v_kotlah/
  40. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой выступил с антисемитским заявлением. И сам обвинил журналистов в антисемитизме. URL: https://meduza.io/feature/2017/01/24/vitse-spiker-gosdumy-petr-tolstoy-vystupil-s-antisemitskim-zayavleniem-i-sam-obvinil-zhurnalistov-v-antisemitizme
  41. Православие, самодержавие, антисемитизм. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/05/15/5542-pravoslavie-samoderzhavie-antisemitizm
  42. Чиновников в Кремле обязали изучать Николая БердяеваЧиновников в Кремле обязали изучать Николая Бердяева. URL: http://izvestia.ru/news/565981
  43. Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Л., 1990.
  44. Л. Фельдбейн. Ведомые книгой, 2014, с. 238.
  45. Православие и антисемитизм. URL: http://iscelen.org/981-pravoslavvie-i-antisemitizm.html