История еврейского народа. Библия как исторический источник

cx4t43gВ XXI веке библейские мифы, казалось бы, исключены из научного оборота в развитых странах. Однако так происходит далеко не везде. В Израиле отдельно изучают «историю еврейского народа», а там главный источник — ветхозаветные истории.

Любая страна нуждается в национальных мифах, но тут ситуация особая, потому что это мифы из далеких веков. Вот древнегреческие мифы известны, но ведь историю Греции не начинают с них; о них упоминают как о части культуры и истории, но истиной не считают.

Подход израильских историков со временем менялся. Вначале библия (в данном случае только Ветхий Завет) рассматривается как важнейший источник, затем, что актуально и сегодня для большей части академических историков, миф принимается за истину только частично.

Например, история Моисея — истина, но вот только колдовать он не умел. Странный подход для ученых, но удобный, потому что таким образом объясняется, почему земля должна принадлежать именно евреям, а не кому-то еще. Еще так обосновывается, что евреи — единый народ с давней историей. Это типично не только для евреев, но и почти для всех народов, только преподносится в разной форме.

Как писали о евреях до независимости Израиля? Известна книга историка Семёна Дубнова «Краткая история евреев». Там в первых главах пересказывается библия. Собственно это характерно для практически любой «мировой истории» в Российской империи, когда повествование начинается с Адама и Евы. Из книги Дубнова:

«Потомство Адама. У Адама и Евы родились два сына. Старшего звали Каином, а младшего Авелем (Гевель). Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. Однажды оба брата принесли жертву Богу; Каин принес в дар Богу горсть плодов своей земли, а Авель - лучших овец своего стада. Богу поведение младшего брата более понравилось, чем поведение старшего и поэтому Он обратил внимание на дар Авеля, а на дар Каина не посмотрел»[1].

Кто-то посчитает, что тут ничего страшного нет, потому что книга дореволюционная. Однако она мало чем отличается от аналогичных книг за сто лет до нее и книг через 100 лет после. То есть авторы — псевдоисторики — пересказывают библейские мифы. Что же происходит теперь? Открываем даже не израильские официальные учебники, где в этом плане религиозные предрассудки не изжиты, а российскую «Википедию». Там есть статья «История еврейского народа»[2].

Это же энциклопедия! Надеешься, что будет история еврейского народа, то есть данные археологии, этнографии и др. наук. Но вместо этого очередной пересказ древних мифов. Радует, что хотя бы история средних веков и современности написана нормально, но вот если речь идет о дохристианском периоде, то все скверно.

Выжимки из «энциклопедической» статьи:

«Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического и религиозного элементов, и нельзя игнорировать ни один из них».

Согласимся с этим. Нельзя игнорировать важные факторы в истории, но и зацикливаться на них не стоит. Почему же авторы игнорируют материальные источники, предпочитая религиозные сказки?

По поводу объективного подхода «Википедии»:

«Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах)».

Это действительно XXI век, а не средневековье? Как можно подходить к истории с таких невежественных позиций? Сколько столетий должно пройти, прежде чем в научных изданиях перестанут пересказывать мифы и все-таки займутся историей?

И последнее, что можно выделить в статье, хотя и так все понятно:

«В Ханаане был заключён Завет между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама. Через некоторое время Аврааму пришлось побывать и на берегах Нила, где уже процветала окончательно сложившаяся египетская цивилизация, с её грандиозными пирамидами, многочисленными храмами и обелисками и всевозможными проявлениями своеобразной культуры мудрейшего народа древнего Востока».

Таким образом «Википедия» доказывает существование бога? Почему нельзя было назвать все это библейскими мифами? В общем, если человек захочет узнать еврейскую историю, то, скорее всего, обнаружит кучу мифов, причем не только в книгах публицистических, но и в исторических, а также в научных статьях. Неважно, какое издание он возьмет в руки, хоть оно написано 200, хоть 100, хоть 5 лет назад. Есть исключения, но там редко разбирается вся история. Там разбираются лишь отдельные моменты, причем скрупулезно. Это вряд ли заинтересует человека, которому интересна вся древняя история евреев.

Нельзя сказать, что «Википедия» — единственный источник. Возьмем сайт Хронос. В общем, хронология там обычно довольно точная, но снова проблема, когда речь идет об истории евреев. Там прямо говорится:

«1320 до н.э. Совершился исход евреев из Египта. По мнению некоторых авторов (С.М. Дубнов) - в 1250 г до н.э.»[3].

Исход евреев из Египта — исторический факт или библейский миф? Единственное свидетельство об этом исходе — библейская история. Никаких серьезных источников, подтверждающих, что евреи действительно были в рабстве в Египте, что якобы происходили события, описанные в библии, нет. Остается что? Только верить библии. Вот многие историки верят. Оснований для этого нет никаких. Материальные источники, в частности работы археологов, свидетельствуют, что никакого исхода не было[4].

Кажется, что это даже рассматривать всерьез не стоит, потому что мифы. Но для израильских ученых, которым надоели мифы, это важно. С каждым годом все больше людей в научном сообществе Израиля, которые критически относятся к этому странному факту, что библия воспринимается как исторический источник.

Удар по псевдоистории нанес доктор исторических наук, профессор общей истории Шломо Занд, который издал в 2009 году книгу «Кто и как изобрёл еврейский народ». Это только начало для научного изучения истории еврейского народа. Автор книги утверждал: «Настоящая научная история Израиля находится в Израиле под фактическим запретом!»[5].

Он говорит об академических изданиях, где ортодоксия сохраняется и сегодня. Его книга — борьба за историю. А ведь одна из главных задач современных историков — демифологизация истории, использование данных других наук (археология, этнология и др.).

Можно ли что-то почерпнуть из мифов? Можно. Потому что авторы библии жили в определенное время. Можно примерно определить, когда был написан тот или иной библейский отрывок; можно понять, в каких примерно условиях жили люди, чем питались и, конечно, во что верили (приблизительно). Не стоит также забывать о сравнительной мифологии.

Так что некоторые детали в библии можно и позаимствовать, но именно детали. Библия не может быть основным источником, так как она искажает историю, передавая идеалистические, или религиозные, настроения представителей культа.

Для примера можно вспомнить радикальных церковников современности, посмотреть, что они пишут. У них близок апокалипсис, второе пришествие Христа; они вечно всех проклинают и прочее. Кажется, что их рассказы оторваны от реальности полностью, но это не совсем так, ведь они живут в определенной социальной среде, то есть они упоминают технические устройства, политических лидеров и многое другое, что вполне достоверно.

Но если принимать эти бредни за истину в последней инстанции и на их основе создавать учебники по истории, то выйдет нечто вроде РЕН-ТВ, что сейчас и происходит с «историей еврейского народа».

Шломо Занд утверждает, что еврейство — религиозная общность, а не отдельная нация. Он подчеркивает: «концепция единого биологического еврейского народа, прошедшего невредимым через тысячелетия государственности и диаспоры, — недавнее изобретение».

Распространение евреев по миру — следствие деятельности прозелитов, то есть еврейская религия в прошлом распространялась как христианство. Это происходило по той причине, что не было еще понятия нация в современном виде, а понятие появилось, по утверждению Бенедикта Андерсена, только после развития «печатного капитализма»[6]. В традиционном обществе гражданская нация — пустое понятие.

Доказать этот тезис очень просто. Почти во всех странах мира есть еврейские общины. Ни о какой концепции единого биологического еврейского народа и говорить не стоит. Хотя в националистическом Израиле и верят в это, как и в библейские сказки. Европейские евреи отличаются от африканских и от азиатских. У них нет ничего общего, кроме религиозного культа (язык и традиции различные).

Приводить все примеры — дело долгое, это тема для отдельной статьи. Вспомним лишь о северо-западной Эфиопии, где есть племя, известное миру как «Дом Израиля». От других эфиопов это племя отличается только религиозной принадлежностью. Они иудеи, считающие себя евреями. Примечательно, что они никогда не были сионистами, то есть не хотели захватить Израиль. Для них Израиль — «духовное» понятие.

Немецкий историк Теодор Моммзен раскрыл причину такого странного явления:

«Иудейство древнейших времен вовсе не было замкнутым; напротив, оно было столь же преисполнено фанатического миссионерского рвения, как впоследствии христианство и ислам»[5].

А сионизм, националистические концепции — продукт позднего времени:

«Оригинальная идея подменить иудейский религиозный коллектив, состоящий из разнородных субэтносов, вечной нацией-расой, сохраняющей биологическое единство, не только фактически нова, но и является типичной политической теорией Нового времени».

Занд продолжает:

«Огромную роль в этой фальсификации сыграла еврейская историография, как бы заместившая умирающую иудейскую религию. Еврейские историографы не просто переписали историю, взяв Библию в правую руку, а расовый миф — в левую; они шаг за шагом стирали в коллективной памяти элементы реальности, современной и исторической, бывшие ранее её естественной частью».

Самое странное, что подобных исследований довольно мало, тогда как западные историки все-таки библейские мифы серьезным источником не считают и нередко критикуют, причем уже с XVIII-XIX вв.

Это относится не только к евреям. В конце XIX и особенно в XX веке были сформированы десятки разных наций, иногда с нуля, когда буквально придумывали язык, а затем интеллектуалы составляли «великую героическую историю», которую изучали в школах бывших колонизированных стран. Миф неизбежен в процессе формирования нации.

Возвращаясь к еврейской истории, необходимо подчеркнуть, что миф — не только египетское пленение, но и великая империя царя Давида и др. эпизоды, которые как будто среди историков не вызывают сомнений. Всплеск пропаганды иудаизма среди отсталых народов — II век до н. э. Иудаизм навязывался жестким образом. Также Занд подчеркивает, что никакого изгнания евреев из Иудеи после иудейских войн не было, потому что евреи там оставались и при римском владычестве, они же там проживали в годы византийского владычества. Даже «великое изгнание» — миф. Но миф, обосновывающий притязания евреев на землю.

К сожалению, это обосновывает открытый расизм Израиля, который не так часто и осуждают. Шломо Занд подчеркивает:

«Израиль называет себя не государством израильтян, а государством евреев. Вы можете себе представить, чтобы Франция, например, решила, что она является не государством граждан Франции, а страной только лишь белых католиков?»[7].

В Израиле дискриминация других народов — норма, хотя дело в религиозной принадлежности ближайших родственников по материнской линии. Доказать национальные и религиозные притязания невозможно. Официально в Израиле евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки или кто прошел гиюр (обращение в иудаизм).

В чем-то схожая ситуация была в ЮАР, когда страну контролировали расисты. Тогда в учебных пособиях для школьных учителей указывалось:

«История должна преподаваться в свете Откровения и пониматься как исполнение воли Божьей по отношению к миру и к человечеству. Мы верим, что Сотворение мира, Грехопадение, Воскресение Иисуса Христа являются основополагающими историческими фактами и что жизнь Иисуса Христа была великим поворотом в мировой истории.

Мы думаем, что Бог задумал существование отдельных наций, отдельных народов и даровал каждому из них свое призвание, свои задачи, свои способности. Молодежь с верой воспринимает обеты старших только в том случае, если она знает историю, т. е. имеет ясное представление о нации и о ее наследии. Мы считаем, что вслед за изучением родного языка единственным способом внушения любви одних к другим является патриотическое обучение национальной истории»[8].

Как можно заметить, мракобесие подобного толка чаще всего обосновывается при помощи религии.

Раввин Адин Штейнзальц подчеркнул:

«Еврейство - не национальность. Это метафизическая общность людей, несущих определённую миссию, призванных стать инструментом для исполнения и реализации божественного промысла»[9].

Кто-то считает, что это можно использовать против евреев, однако это нелепо, потому что практически любая нация формировалась примерно тем же образом, только у них преимущество в том, что это произошло ранее, когда выдумки не вызывали сомнений. Претензии по отношению к Израилю именно в том, что все обосновывается в XXI веке древними сказками.

Научные данные еврейскими историками (речь идет не обо всех историках, а только о тех, кто занимается «историей еврейского народа) игнорируются. Не так давно израильские археологи опубликовали данные своих исследований[10]. Понятно, что эта информация опровергают библейские сюжеты. Археолог Зеэв Херцог сравнил библейские истории с рассказом о Ромуле и Рэме, что вполне логично. Вывод исследователя кратко:

"Так мы копали и копали. Постепенно стали появляться первые противоречия. В конечном итоге, все эти раскопки привели к тому, что стало ясно: израильтяне никогда не были в Египте, никогда не бродили по пустыне, никогда не завоевывали землю, чтобы потом передать ее Двенадцати коленам израилевым. Ни одно из центральных событий истории евреев не подтверждалось тем, что мы находили.- Исход, например, мог касаться всего лишь нескольких семей, история которых затем была расширена и "национализирована" по теологическим соображениям".

"Величие Царства Давида и Соломона - эпическое, не историческое. Быть может, последним доказательством этого является то, что мы так и не узнали, как оно называлось. Иерусалим весь перекопан. Раскопки дали впечатляющее количество материалов, относящихся к периодам, предшествующим и последующим существованию объединенного Царства Давида и Соломона. Ничто не подтверждает факта существования Царства, ни один глиняный осколок. И это не значит, что археологи искали не в том месте. Они получили многочисленные свидетельства того, что во времена Давида и Соломона Иерусалим был большим поселением, в котором не было ни центрального храма, ни царского дворца. Давид и Соломон были главами племенных княжеств, контролировавшими небольшие районы, Давид - в Хевроне, Соломон - в Иерусалиме. Одновременно с этим на холмах Самарии возникло отдельное государство. Израиль и Самария были изначально двумя отдельными, порой враждующими между собой царствами".

Примечательно здесь то, что изначально археологи хотели доказать истинность библии. За какой бы сюжет исследователи не рассматрвиали, все связано либо с выдумками в целом, либо с огромными преувеличениями. Вероятно, более-менее правдиво представлена история в книге Маккавеев.

Некоторое время евреи пытались доказать, что в прошлом действительно сторонники иудаизма были в рабстве в Египте, что якобы это рабство длилось несколько сотен лет. Казалось бы, за такой период должно было что-то сохраниться? Поэтому исследовали все, что только можно, в том числе захоронения. Хотели найти хоть что-то, что могло бы подтвердить историю Моисея. Но ничего не нашли. Археологи Еврейского университета признали, что нет оснований считать, что евреи были рабами в Египте и что египтяне страдали от всяких «божественных кар»[11], описанных в библии. Соответственно, и исход — миф.

Миф живуч по той причине, что нет достойной альтернативы, только обрывочные сведения. Над проблемой нужно работать. Если обратиться к «сырой версии», то наиболее вероятное появление евреев в Палестине (то есть на территории, которая сегодня так называется) — основание мелких поселений семитскими племенами, например амореев из Месопотамии[12], которые оставили после себя немало следов для будущих исследователей.

Что же они там забыли? Это кочевые народы. Из них и выделились евреи, а также другие известные в современности народы. И у каждого народа своя «великая история». Религиовед Михаил Богословский верно заметил:

«У каждого народа есть свои мифы. Одни мифы были нужны, чтобы объяснить этот мир, его происхождение и устройство, другие — чтобы приукрасить свое прошлое, свою историю, обосновать свою исключительность, превосходство над другими народами. Третьи — чтобы обосновать свои претензии и право на владение чужой территорией. Но период мифотворчества в основном остался позади. Мифы как отдельный пласт культуры надо оставить истории мифологии и религий. Особенно те из них, которые провоцируют конфликты. Сегодня же народы мира и их руководители должны руководствоваться не мифами, а реалиями современной жизни. Разумный и трезвый взгляд на историю народов и их взаимоотношения составляет единственный путь достижения мира и благополучия на нашей планете!»[13].

К сожалению, сегодня практически вся история еврейского народа — миф. Потому что она основана не на фактах, а исключительно на библейских сказаниях. Вероятно, подлинная история намного интереснее древних легенд, именно ей и стоит заниматься ученым, а не тратить время на пересказ древних книг, чем занимаются академические «историки» в Израиле.

Источники

Источники

  1. Дубнов С. Краткая история евреев, 1997. — C. 2.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_еврейского_народа
  3. История евреев. URL: http://www.hrono.ru/jude.php
  4. Finkelstein., Silberman, 2001, 48-71.
  5. Занд Ш. Кто и как изобрёл еврейский народ, 2010.
  6. Андерсон П. Воображаемые сообщества, 2001.
  7. Профессор истории перестал считать себя евреем из-за политики Тель-Авива. URL: https://russian.rt.com/article/65579
  8. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира, 2014.
  9. NOTA BENE, выпуск 15, 2006, 178.
  10. От Иерихона до царя Соломона: израильские археологи опровергают Библию. URL: https://www.inopressa.ru/article/29Apr2014/repubblica/archeologia.html
  11. J. L. Sheler. Mystery of the Bible. U. S. News and World Report, 1995, v. 118, № 15
  12. Богословский М. Важнейшие мифы еврейского народа // Нева № 6, 2005.
  13. Там же.