Православная психиатрия для чайников

c45eybПравославная наука — явление известное в богоспасаемой России после краха СССР. Сегодня узнаем, что такое православная психиатрия. Кого удивляет, что такое вообще существует, рекомендую также ознакомиться с православной политологией, экономикой, правом и даже физикой.

Ранее уже была статья о православном психиатре, который заявлял: рациональность — признак шизофрении. Причем, как считает православный специалист, заразиться можно сим недугом из-за моды на западничество.

Рассмотрим книгу Авдеева Дмитрия Александровича под названием «Православная психиатрия»[1]. Это не индивид, который называет себя психиатром, а практикующий психиатр и кандидат медицинских наук.

Это не просто фрик, называющий себя «православным экспертом» или активистом. Он действительно имеет (скорее имел) отношение к психиатрии, регулярно читает лекции[2], выступает и издается.

Сразу заметим, что психиатрия — «отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения»[3]. Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений, как говорил Рене Декарт.

У психиатрии не лучшая история, потому что в прошлом это в основном изуверские методы «лечения» душевнобольных. До сих пор в отдельных странах это положение сохраняется. Поэтому сразу надо отметить, что настоящая психиатрия — научная психиатрия, где используются принципы доказательной медицины. Остальная психиатрия — православная, шаманская или какая иная к науке не относится.

Хотя у научной психиатрии проблем достаточно, в частности, экспериментально доказано, что многие психиатры не могут выявить симуляцию[4], следовательно, их диагноз зачастую не обоснован, и определяется только по справочной литературе. Но, несмотря на ряд проблем, все же психиатрия помогает людям с психическими проблемами. Часто они решаются при помощи правильного медикаментозного лечения или терапии с доказанной эффективностью. Именно поэтому психиатрию хотя и критикуют, но не отвергают полностью. Тем более что со временем лечение эффективнее, а методы, что применялись в прошлом, особенно изуверские, все-таки остались в истории и сегодня не применяются.

Можно ли в такой ситуации выдумывать всякие «православные психиатрии»? Безусловно, это глупо, потому что к психиатрии научной есть вопросы, а тут еще и православная! Конечно, православная психиатрия к науке отношения иметь не может, потому что расстройства анализируются не через методологию медицины, а несколько иначе.

Возвращаемся к книге «православная психиатрия». Автор предупреждает:

«Как врач, я считаю своим долгом способствовать духовной защите психического здоровья людей, ограждать их души от посягательств многочисленных новоявленных псевдоцелителей».

Духовная защита — православный культ. Интересно, а почему не другой какой-то культ, а именно православный? Аналогичный «врач» в Индии, вероятно, продвигал бы индуизм. Интересно только, как это может быть связано с наукой.

Так называемый врач утверждает, что одна из глав книги: «составлена по творениям святых и некоторых других душеполезных книг». Вот уж неплохой фундамент для лечения психических заболеваний.

Авторы учебников часто рассматривают серьезные источники, прежде чем приниматься за труд, собственно и ссылок в научном труде должно быть много, но тут: «при подготовке к изданию этого материала я подолгу беседовал со священниками, монашествующими и приходскими, и получил их одобрение относительно главных выводов книги».

Никого не должно смущать, что эти замечательные люди никакого отношения к психиатрии не имеют.

Кому нужна эта книга:

«Книга, надеюсь, будет полезна коллегам-врачам, в чьих сердцах есть искра веры Христовой, и всем тем, кого интересуют проблемы психического здоровья».

Выходит, это миссионерство среди врачей, а с другой стороны — искаженная психиатрия для широких масс. Ведь люди некомпетентные купят эту книжку и решат, что собственно психиатрия есть то, о чем пишет автор.

Начнем со лжи:

«Психиатрия… Пожалуй, нет в медицине такой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатров душа человека — то, что выделяет нас над всем животным миром, что создано по образу и подобию Божиему».

Психика — это не душа, а совокупность процессов и явлений, свойство живого существа, которое развилось в процессе эволюции. Надо заметить, что психика, вопреки утверждению автора, есть не только у людей, но и у животных. В то же время она не статичная, данная раз и навсегда, а поддается коррекции.

Понятие «душа», которое использует автор книжки, к науке отношения не имеет, это религиозное понятие, им в свое время объяснялись сложные процессы, которых иначе объяснить было невозможно. Ошибкой многих людей будет смешивать эти понятия — материалистическое (психика) и идеалистическое (душа). Несмотря на то, что изначально психика — синоним душевных процессов в представлении древних людей, со временем понятие изменилось. Рассматривать психику, используя древнегреческое понятие — примерно так же разумно, как рассматривать физику исключительно по представлениям древних греков, как будто категория и собственно научные представления никак не развивались со временем.

Далее специалист осуждает материалистический подход и использует вечный аргумент — «репрессии». Так он описывает один случай:

«Речь шла о молодом человеке, которого направили на обследование доктора из военкомата, не на шутку обеспокоенные психическим состоянием 18-летнего паренька. Факты, которые заставили врачей насторожиться, были таковы: бросил институт, уехал в деревню и поступил послушником к священнику, соблюдает посты и ритуалы. В истории болезни в качестве возможных симптомов фигурировали вера в Бога и загробную жизнь, в бессмертие человеческой души. Мне стало страшно за этого парня, за врачей, старательно описавших «сумасшествие», за судьбы других людей».

Надо иметь в виду, что он вуз окончил в конце 80-х, то есть его история, мягко говоря, сомнительна, в то время отмечали 1000-летие крещения Руси при поддержке государства. Более того, если тогда вера в бога, загробную жизнь и проч. считались сумасшествием, то почему это не отражено в справочной литературе, почему в стране действовали не только тысячи храмов, но и учебные заведения РПЦ? Почему печатали православную и др. религиозную литературу? Скорее всего, эта история либо выдумана, либо притянута за уши. Не исключено, что истинная причина в том, что этот парень хотел откосить от армии, а тогда с этим было строго, и его желание стать священником для власти в те годы — не аргумент.

О связи психиатрии и церкви:

«Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей России в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. Братия с христианской любовью молитвами, крещенской водой и безропотным уходом облегчала их страдания. Больной был не Лишним и не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи. Процесс отделения психиатрии от церкви начался примерно с конца XVIII века».

Вспоминают историки об этом если не все, то большинство. Это предыстория психиатрии. Но научная психиатрия появилась намного позже. Монастыри не лечили болезнь, а просто держали взаперти сумасшедших. Какое это лечение? Это не психиатрия, церковь не внесла никакого вклада в эту науку.

Автор осуждает проклятых ученых, отказавшихся от монастырского заточения:

«Психиатрия предпочла стать более «объективной», а ученые и практики - опереться только на факты, данные клинических наблюдений и лабораторных исследований. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональное объяснение и поставить точки над “i”».

Интересно, а почему в кавычках объективной? До этого, если считать «монастырский период», никакой помощи и не было. Людей запирали — и все. Их судьба неизвестна. Особой моралью в древних монастырях и не пахло. Безусловно, в такой ситуации желательно опереться на факты и создать науку вместо бессмысленной практики.

Авдеев приводит цитату Сергея Нилуса — мракобеса и антисемита, который активно распространял «Протоколы сионистских мудрецов» в Российской империи:

«Случайность, известное стечение обстоятельств, психическая реакция, нервы, дряблость разнузданного барича, атавизм и много другого, одинаково мало объясняющего, приведут мудрецы века сего в объяснение психологии данного момента. Но они даже и не дадут себе труда объяснить его: им дорога не истина, а усвоенная ими их псевдонаучная точка зрения. Отказаться от нее — значит признать свою несостоятельность, а у кого из них на это хватит мужества?».

Обскурант считал, что причина болезней — божественная кара, а виноваты во всем «жиды». Конечно, авторитет. Радует, что индивид, которого кто-то считает врачом, полагается на авторитет человеконенавистника, это многое о нем говорит. Имел ли любитель «Протоколов» медицинское образование? Нет. Он известен просто как «религиозный писатель» и распространитель антисемитской литературы.

Какой вред психиатрии нанес СССР:

«Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с позиции физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое».

Проще было признать, что все — воля бога, а факты — глупость. Всех больных — в монастыри, и у них никакого шанса. Неплохая альтернатива, духовная. Интересно, а как этот человек вообще лечит? И кто ему за такое лечение платит деньги?

Но ужас был не только в СССР:

«В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии».

Связано это с переходом от традиционного к современному обществу, следовательно, ряд функций религии передавался другим социальным институтам. Это нормальный процесс для любого общества.

«Ученый» сетует:

«Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к 30-40-м годам в среде психиатров да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм».

Что значит «установка»? Звучит так, как будто этих ученых принуждали быть атеистами, хотя речь шла все еще о странах, где часто была официальная религия, о чем нельзя забывать. Среди ученых действительно много атеистов. И скорее это напрямую связано с тем, что они занимаются наукой, так как для себя ликвидируют пробелы в знании, а эти пробелы нередко являлись источником веры. Когда-то верить заставляли, но к атеизму этих людей, а говорит Авдеев именно о западных специалистах, никто не склонял намеренно, они осознанно к этому пришли.

Совсем не ясно, какое это имеет отношение к психиатрии:

«Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это профессор-психиатр Д.Е. Мелихов, хирург С.С. Юдин, архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), терапевт Н.К. 1оряев и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь».

Почему он вспомнил лишь одного психиатра, а остальных просто приписал для веса? Потому что примеров не так уж много. И надо отдать должное Мелихова — человеку верующему. Он занимался наукой, внес вклад, а верил отдельно. От Авдеева эти люди отличаются.

И тут Авдеев обращается к коллегам:

«Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры и духовности. Господь наш Иисус Христос спросит нас за каждый день, за каждого пациента. Во Славу ли Божию работаем или нет? Вопрос этот остается пока открытым».

Такая спекуляция навредит человеку, который полагает, что вера важнее научного знания, а такие примеры, к сожалению, есть. Безусловно, если человек начнет практиковать «православную психиатрию», то к науке с этих пор он отношения иметь не будет, так как православная психиатрия — не наука, а лженаука. Это ничем не отличается от «ведической психиатрии» или чего-то подобного.

Теперь же обратимся к открытиям православной психиатрии:

«Всякая болезнь имеет в первую очередь духовную, а уже затем психофизиологическую природу».

Сразу надо отметить, что доказательств никаких нет. Врожденные проблемы, видимо, тоже имеют в первую очередь духовную природу, дело, похоже, в первородном грехе, только в одном случае первородный грех тяжелее прочих. Все логично, не так ли?

О психофизиологической природе можно и забыть, жить станет проще с осознанием того, что главное — духовная природа. Ведь объяснить можно таким образом буквально все. Представляете себе зубного врача (и др. подобные примеры), который в первую очередь видит духовное проявление? Будет забавно. Так дойдем до православной урологии.

Доказательная база православной психиатрии. В первую очередь:

«Человеческая природа была повреждена грехом».

Потому что:

«Вкусив запретный плод в Эдемском саду, Адам и Ева совершили первый грех».

Чудно. Таким образом выстраивается причинно-следственная связь, что любая болезнь и недуг, даже внешний вид, связан с грехом. Поскольку это главная причина, то и лечится довольно просто — молитвы, беседы с попами и прочее. Неплохая альтернативная медицина.

По поводу неврозов:

«По моему глубокому убеждению, для понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции православного вероучения и святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания — духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие».

Нет статистики, подтверждающей, что среди больных больше неверующих. Не обоснована связь. В то же время подобные проблемы характерны и для религиозных обществ, поэтому само признание «духовной сущности» болезни ни к чему не приведет.

Допустим, что действительно корень болезни «духовный» — что дальше? Молиться с больным — не способ исцеления, как признавал сам автор, ведь больные остаются больными, но «братьями во Христе». Также совсем понятно, какое отношение россказни попов и старцев относятся к психиатрии?

Мы можем предположить на секунду, что они правы. Но это ровно никуда не приводит и ничего не решает. Больной остается больным, но с верой во Христа. Это лучше с точки зрения христианского культа, потому что блаженные спасутся, но для психиатрии это не результат.

Пример аргументации автора, который используется постоянно, просто разные имена «святых»:

«Святитель Феофан Затворник указывает на то, что «естественное отношение составных частей человека должно быть по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием».

Авторитет для психиатра — затворник, а в прошлом обычный пропагандист православия. Это неплохой рецепт для того, кто хочет тронуться умом, покинуть общество навсегда. С этим спорить не стану, но психиатрия тут вообще при чем?

Тем более что:

«Глубинная сущность неврозов — тайна, известная только Господу».

Еще один хороший научный пример — тайна господа.

Изложение в книге странное, потому что автор постоянно повторяет, что душа — главное, что Адам и Ева совершили первородный грех. Такое ощущение, что Авдеев пишет для людей не вполне здоровых. Безусловно, книгу можно было бы сократить раз в десять, и она бы от этого ничего не потеряла.

А теперь немного вранья от ученого:

«Чаще всего ко мне на прием приходят неверующие; либо те, кто не ведает истинного Бога (иноверцы, неоязычники). Немало и тех, кто находится в поисках истины. От психотерапевта может зависеть многое».

Во-первых, единичные случаи — не доказательство (где статистика?), а во-вторых, стоит особо выделить место работы так называемого психотерапевта:

«Работал в лечебных учреждениях, врачом-психотерапевтом Душепопечительского Центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Вел врачебный прием при храме св мученика Вонифатия (Областная психиатрическая больница, Москва)»[5].

Сразу возникает вопрос: пошли бы атеисты и иноверцы в центр праведного Иоанна Кронштадтского и на врачебный прием при храме? Не исключено, что кто-то пошел, но тут уж скорее большинство — православные верующие.

Тут же автор утверждает:

«Однако ныне среди психиатров и психотерапевтов верующих — меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах».

Пускай бы привел высокую эффективность своей работы, а не выдумывал примеры. Сравнил бы свою работу и работу неверующих психотерапевтов; доказал бы, что православная психиатрия действительно эффективнее научной. Но нет. Вместо этого он возглавил шарашкину контору под названием «Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям». Сразу заметим, что, несмотря на название, это просто автономная некоммерческая организация.

Автор «православной психиатрии» от практики отходит, вместо этого «просвещает» фанатиков, в том числе посредством этой книги, разных лекций и т. д. (вероятно, его деятельность отчасти спонсируется религиозными организациями, а его литература распространяется в тех же культовых учреждениях, что достаточно выгодно). Скорее всего, всякие ведические психотерапевты работают по аналогичной схеме.

Главные проблемы современной психиатрии не в том, что еще остаются недоказанные положения, эффективность которых сомнительна, а:

«Обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пытались и пытаются решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры Христовой».

Видимо всем пора уверовать во Христа и РПЦ, тогда и не будет психических проблем. Причем это относится не только к богоспасаемой России, но и к странам, где проживают иноверцы, в частности иудеи и мусульмане. Автор подчеркивает много раз, что польза будет только от православия, но не от другой религии. Католикам, видимо, тоже не очень повезло.

Еще одна особенность православного автора: он не просто повторяет свои же тезисы из раза в раз, но еще вставляет длиннющие цитаты. Вот как это начинается:

«К святительской мудрости епископа Феофана Затворника я решил прибегнуть для углубленного разъяснения поднятой темы. В книге владыки Феофана «Начертание Христианского нравоучения» есть глава «Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни, противоположной ей». Она может стать руководством для психологов и врачей, в чьих сердцах есть искра веры Христовой. С радостью выписываю некоторые фрагменты из творения святителя Феофана».

Ни к психиатрии, ни даже к науке сие творение отношения не имеет. Но это не страшно, для православного психиатра должна быть в первую очередь важна пропаганда православия. Короче, дальше большое цитирование. Тогда как автор мог бы просто указать, что с этой книжкой православные должны ознакомиться.

Есть ли там мудрые мысли? Снова заметим, что речь идет о невежде и затворнике. Подобное выдается за мудрость:

«Душевность же в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. Тот, кто порабощен преимущественно ей, или душевен человек, не приемлет, яже Духа Божия».

Не объясняется, чем это отличается от прочих творений попов за 500 лет до этого и через 100 лет после. Собственно попы в основном пишут одно и тоже, одним и тем же языком. Даже ссылаются друг на друга. Это бессмысленный труд, потому что они пишут только руководствуясь догмами — «истинными» и «нерушимыми».

Грубо говоря, возьмем любой простой текст — например сказка о колобке, представим, что 1000 лет разные авторы, считая этот текст важным, просто пересказывают его на разный лад миллион раз. Ссылаются при этом на себя. Там по сути тот же самый смысл, но другими словами. Интересно такое читать было бы, не так ли? Тут ситуация еще хуже, потому что люди пишут о вещах, о которых они не только ничего не знают, но даже и узнать не могут, так как речь идет о мифах.

Вот еще пример мудрости «святого» авторитета, с которым Авдеев предлагает ознакомиться:

«Итак, у грешника ясного сознания быть не может. Его и нет. Он ходит как в тумане, как бы объуморенный, кружится как в вихре. Как полусонный слабо различает предметы от себя и полусознает только себя, таков и преданный страстям. Это явление очень странно: в гордости он никого не считает выше себя, а между тем сам себя слабо сознает».

Явно божественная мудрость. И вдогонку:

«Мертвящая сила греха состоит: В отчуждении человека от Бога. Грешник отчужден от жизни Божией».

Да, специалистам было бы полезно ознакомиться с таким трудом. Возможно, они бы определили некоторые особенности психики данного персонажа, но не более.

Еще глупость от автора:

«Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, благословение Господне, испытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, нестабильность. Нестроения эти чреваты скандалами, разводами, искалеченными детскими судьбами. Неладная семья-поставщик неврозов, болезней, пьянства и даже правонарушений».

Вспомним семьи в православной России, то есть в Российской империи, где практически все семьи были православными, с чем бы автор спорить не стал. Алкоголизм:

«У детей встречается гораздо чаще, чем это принято думать… 90% пьющего населения начинают обучаться употреблению спиртных напитков в юные годы»[6].

Чем же еще отличилась православная Российская империя? Эпидемия сифилиса, охватившая не только деревни, но и города[7]. Среди православных крестьян нормой считался инцест, педофилия, многоженство и проституция. Самый мягкий пример из истории:

«В рапортах, направленных в духовную консисторию тамбовской епархии, благочинных округов, характеризуя состояния деревенской паствы, отмечали: «непристойные песни и пляски», «нравственную распущенность», «разгул и большие вольности», «нарушение уз брачных и девственных». В отчёте в Святейший Синод за 1905 год курский владыка признавал, что в деревне происходит “ослабление семейных уз, незаконное сожительство, как следствие увеличение числа внебрачных детей”»[8].

К этому стоит добавить, что характерным для русской деревни XIX века (после отмены крепостного права) было изнасилование детей любого пола[9].

Все эти факты приведены не к тому, что православие делает людей безнравственными, а к тому, что важнее базис, социальные основы общества, а не религия. Скажем так, в конкретной социальной среде будет больше неврозов, и причины надо искать в социальных проблемах, но никак не в религии или ее отсуствии. А примеры из истории православной России просто показывают, что религия не делает людей нравственными или невосприимчивыми к «греху».

Проблема автора книги в том, что он живет в сказке, так как начитался разного рода «святых», монахов, чьи труды связаны с идеальными (богословскими) представлениями, то есть к реальности отношения практически не имеют. Абсурдно читать советы о семейной жизни от монахов.

И тут в связи с крестьянской историей забавно слышать:

«Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для некоторых лишь пережитки прошлого, архаизм».

Интересная верность выходит, когда отцы отдают своих жен и дочерей в проститутки. Собственно это была нормальная практика, когда женщины уезжали на заработки, и зарабатывали часто именно проституцией, к началу Мировой войны около 70% городских проституток приехали из деревень на заработки[10]. Такой вот замечательный идеал «прошлого», что хотелось бы считать пережитком и архаизмом.

Автор не мог обойтись без лженаучной чуши:

«Я уже упомянул об абортах. Аборт-это тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери».

Доказывается все просто. Мол, плод — уже человек, а у человека есть душа. Неплохая православная наука. Причем причина, по которой женщина делает аборт, вообще не рассматривается. Не нужно делать — и все тут.

Еще в качестве доказательства своего тезиса Авдеев цитирует патриарха РПЦ, который цитирует Христа и цитирует святых, которые цитируют Христа и других святых. Замечательно, ничего не скажешь, аргумент почти научный.

Доказательства почти всегда такие:

«Сплошь и рядом распространен так называемый атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей… Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется».

Увы, научных доказательств в книге нет от слова совсем. Зачем было ее называть православной психиатрией, когда там психиатрии нет? Можно было назвать книгу «православие и проблемы современного общества», например. Понятно, что книга бы от этого лучше не стала, но все же таких книг тысячи, верующие их читают.

Но вы думали, что нет в книге открытий? Они есть:

«Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть инициированы неумеренностью. При облитерирующем эндартериите обнаруживают боязливость».

Как можно понять, ссылок нет. Надо поверить в это. Неважно, что в научных трудах эти причины основными никогда не являются. Ученые лгут, чтобы скрыть истинное учение Христа, которое, мягко скажем, вообще не затрагивает эти темы.

Автор демонстрирует свою ученость верой в нетленные мощи:

«К нетленным мощам такого святого, преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного, мне посчастливилось прикладываться в Киево-Печерской лавре».

Повторим в очередной и в последний раз, а также выделим схему:

«Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных состояний, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненной подавленности и уныния является именно он».

В общем, в книге много раз говорится о разных болезнях и недугах. Причина — грех. Способ избавления — покаяние, вера в бога. Однако этот способ не помогает часто из-за того, что тут либо тайна господа, либо испытание от господа. Этот шаблон применяется ко всем болезням, так что повторять его больше не будем. Вероятно, автор верит, что бог может вырастить и ампутированную ногу. В писаниях святых, особенно века V, VI могут даже быть такие истории, в которых сомневаться не стоит. И подкрепим это простым фактом:

«Об этом говорят святые отцы. Об этом свидетельствует весь аскетический опыт православия».

И еще доказательства:

«Воспользуюсь очень ярким примером, который описан в небольшой книжечке с названием «Когда болеют дети». Ее автор врач и священник О.Алексий Грачев. «Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о «неполноценности». И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную»), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение…» Подобные примеры не единичны, их множество…».

Рассчитано на то, что люди поверят. Более того, разве других факторов — кроме веры в Иисуса — быть не могло? А то, что таких примеров множество — не удивительно, потому что чаще всего такие примеры — что-то из разряда городских легенд. Либо православные деятели не учитывают, что детям помогло что-то еще. Вот перед операцией больной молится богу, а затем считает, что выжил благодаря богу. Врачи тут ни при чем.

Со временем такой человек в своем рассказе о божественном исцелении может вообще исключить всякие действия врачей, потому что точно уверен, что помог ему персонаж древнееврейской мифологии.

Интересное рассуждение:

«Людям, не имеющим настоящей веры, угрожают суеверия, всевозможные эрзац-ценности (магия, оккультизм, фетишизм и т.д.). Найдутся и «духовные» наставники, готовые несколькими пассами «исцелить» души и тела страждущих. Их рекламные плакаты или объявления в прессе свидетельствуют об умопомрачительных «эффектах». Например: «Всего за два сеанса лечу гипертонию, астму, рак, диабет и т.д».. Через запятую перечисляются десятки заболеваний, которые должны исчезнуть после нескольких мановений рук какого-нибудь экстрасенса или колдуна».

Автор чуть ли не в каждом абзаце говорит о лечебной силе православной веры. Чем это отличается от вышеперечисленного? Такое же мошенничество, если говорить о целебной силе. Важно заметить, что далеко не все православные верующие согласны с утверждением автора, что якобы вера — панацея.

Авдеев предлагает психиатрам промывать мозги пациентам, которые якобы находятся «в поиске истинной веры»:

«Если же на приеме оказывается человек, душа которого хочет обрести Господа, но мечется в неведении, то православный психотерапевт должен и духовно помочь ему. Он не подменяет собой священника. Он лишь предшествует ему».

Вместо реальной помощи человеку промоют мозги религиозными «наставлениями». Вот чем, по мнению мракобеса, должны заниматься современные врачи:

«Нередко пациенты спрашивают меня о смысле собственной жизни, видя в моем кабинете иконы. Евангелие. И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о христианстве, о христианском понимании смысла жизни, смысле страдания».

Вообще, было бы замечательно, если бы не только православные психотерапевты, но все врачи занимались подобным. Отличная медицина бы получилась — духоподъемная. Работа врача должна быть:

«“Мостиком” в православие. Я искренне радуюсь, видя своих бывших пациентов в храме. Впоследствии если они и заходят ко мне, то только в гости, ибо обретают их души Всемогущего целителя — Господа нашего Иисуса Христа».

Врачи не особенно-то и нужны. Их дело — обратить человека в христианство, а в дальнейшем можно и без них обойтись. «Добрые дела» Авдеева:

«Мой духовный наставник священник о. Борис Закиров, хорошо знакомый с вопросами психологии и философии, неоднократно приезжал к нам в клинику. Он встречался с врачами, знакомился с нашими задумками, многое порекомендовал и благословил программу «во славу Божию и на помощь ближним». Желающим пациентам мы стали читать поучения святых отцов».

Что за поучения читали пациентам:

«С особенным вниманием мы вместе с больными и выздоравливающими читали поучения святителя Феофана Затворника. Как ясно, как четко епископ Феофан, угодник Божий, говорит о болезнях, об их значении для нашей жизни. С радостью процитирую святого: «Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое».

Это не деформирует психику, а помогает. Интересно, как он поступит в следующий раз, когда нужно будет обратиться за врачебной помощью? Посчитает, что бог послал болезнь во спасение? Вот бы все так считали, тогда государству не нужно было бы зря тратить бюджетные деньги на всякую медицинскую глупость.

Врач опечален тем фактом, что многие больные, даже православные, не понимают всей радости своей болезни, особенно когда у них был инфаркт:

«Годы атеизма не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. В своей практической врачебной деятельности я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (имею в виду крещеных православных), очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали».

Болезни (любой) нужно радоваться, потому что болезнь — это буквально (по утверждению автора книги) «посещение господне». Не то, что раньше:

«Как тут не вспомнить дореволюционные больницы. Иконы, возженные лампады, сестры милосердия, священник, исповедующий, причащающий, соборующий».

Только автор забывает о низком эффекте и охвате больных, потому что в конце Российской империи массовые эпидемии, особенно венерических заболеваний — норма. И врачи со своими иконами ничего тут поделать не могли. А частные врачи лечили в основном только представителей элиты.

Но обскурант полагает: раньше было лучше. Пускай больше людей умрет, зато спасутся. Что может быть важнее? Однако сам автор, как мне кажется, лечится не молитвами. А других просто призывать. Как легко какому-нибудь чиновнику или олигарху призывать граждан воевать за его интересы, но ни он, ни его дети этого делать, конечно, не будут.

В книге есть большой раздел под названием «Приложения по творениям святых». Это нечто. Там призывы вроде:

«Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: “Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нея; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется (2 Коринф.4,16)”».

Подобной дикостью промывают мозги православным гражданам, которые хотят укрепиться в вере. Безусловно, если они воспримут весь этот бред всерьез, то болезнь может стать для них роковой.

Среди цитат мракобесов полно таких, где призывают отказаться от лечения и терпеть:

«Прошу тебя, сын мой, терпи и благодари за преткновения, случающиеся в болезни, по слову сказавшего: «все, елико аще нанесено ти будет, приими за благо» (Сир. 2, 3), чтобы намерение Промысла исполнилось на тебе, сын мой, так, как Ему благоугодно. Итак, будь мужествен, укрепляйся о Господе и (уповай) на Его попечение о тебе».

«(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, — как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, — и заимствуй из сего отраду болезням твоим».

«От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, — и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари: за вольные сласти в юности — невольные болезни в старости».

Лжец внушает читателям мысль, что серьезную болезнь могут исцелить некие «старцы»:

«За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших и язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет.

1831 года 9 сентября батюшка отец Серафим одним словом исцелил меня от всех болезней моих».

Как исцелил? Верой конечно. Приводится несколько примеров подобных исцелений. Но оснований верить этому нет.

Завершение книги:

«Любезный читатель, Вы перевернули последнюю страницу этой книги. Буду рад, если она помогла Вам разобраться в каких-то сложных и неоднозначных вопросах относительно затрагиваемых тем.

Сознаю, что многое из того, что заслуживает освещения не попало на страницы этого издания. Надеюсь на то, что в будущем, по мере накопления опыта и дальнеигаего изучения душевных балезней с позиции православной духовности, мною или иными авторами будут восполняться эти пробелы».

Чем эта книга может помочь? Там буквально нет ни одного дельного совета. Только одна догма вдалбливается — «верь». Причем книга написана с таких мракобесных позиций, что даже священнослужителям современным до этого, как правило, далеко. Ведь они чаще всего говорят, что медицина и религия — это благо. Что, мол, должен быть союз. Здесь же отрицается медицина практически полностью, а в отдельных местах через цитаты всяких «святых» вообще указывается, что она не нужна, так как болезни — от бога благодать.

***

Авдеев живет в параллельной реальности, где самое славное время — период Российской империи. Все из-за обилия икон, монахов и прочих попов. В книге слово психиатрия использовано неизвестно с какой целью. О психиатрии из книги невозможно узнать ровным счетом ничего.

На примере Авдеева можно говорить о профнепригодности. Он отказался от научной психиатрии в пользу православной миссии, чем сейчас и занимается, в частности издает книги подобные «православной психиатрии». Вот некоторые названия его книг:

В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения

Греховные недуги. Психология страсти

Душевные болезни: православный взгляд

Нервность: ее духовные причины и проявления

Очерки православной психотерапии

Православная энциклопедия Домашний доктор в вопросах и ответах

Краткое ознакомления с этими «трудами» дает понять, что автор спекулирует на теме. То есть издает и распространяет это при поддержке РПЦ. По содержанию практически все его книги одинаковы. Ничего нового он сказать не может, потому что руководствуется догмами. Однако и зарабатывать ему нужно — духом питаться автор не станет. Даже на своих сеансах деньги берет, хотя помощи не оказывает, вместо этого проповедует евангелие и учения православных святых.

Результат деятельности:

«Автор более 300 духовно-просветительских, научных и научно-популярных публикаций, в том числе более 50 книг и брошюр, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, грузинском, английском, испанском, немецком языках общим тиражом более миллиона экземпляров».

Научную работу, как можно понять, автор давно прекратил, он сам относит свои «труды» к научным. Где он консультирует пациентов? Ответ на официальном сайте:

«В октябре Дмитрий Александрович Авдеев возобновил консультации в Центре Православной психотерапии. Также проводятся скайп-консультации. В кабинете у доктора Авдеева можно со скидкой приобрести новые книги, аудиокниги с рассказами, диски с записью лекций и бесед. На все книги Дмитрия Авдеева Рождественская скидка до 50%»[11].

Естественно, это уже совсем не относится к психиатрии. За плату промоют мозги православными догмами, а также можете взять с собой еще денег, чтоб закупиться православной продукцией. Только в 2017 году переиздано 9 книг автора[12]. Сие надо сбывать. Все ради спасения духа, но не наживы.

Это замечательный пример, как некто «совмещает науку и религию». А поскольку РПЦ одобряет деятельность «специалиста», то можно понять, что демагогия о том, что наука и религия не противоречат друг другу, — часто лукавство. Потому что тут речь идет об антинаучной деятельности, а РПЦ ее поддерживает.

Источники

Источники

  1. Авдеев Д. Православная психиатрия. URL: https://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-psixiatriya
  2. Лекции по православной психологии. Авдеев Дмитрий Александрович. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hhff5qOp5UU
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Психиатрия
  4. Эксперимент Розенхана: легко ли оказаться в сумасшедшем доме. URL: https://monocler.ru/eksperiment-rozenhana/
  5. Авдеев Д.А. URL: http://www.koob.ru/avdeyev_d/
  6. Детская преступность на закате Российской Империи. URL: https://scisne.net/t-3047
  7. Надежда Мартыненко «Сифилис как главная причина начала регламентации проституции в России в середине ХIХ века». Вестник Волжского университета им. В.Татищева, №4, 2010
  8. Безгина В. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века), 2004.
  9. Владимир Безгин «Против воли её и согласия»: Изнасилование и растление в крестьянской среде и их уголовное преследование (конец XIX – начало ХХ века)», «Новый исторический вестник», №3, 2015.
  10. История проституции в Петербурге. URL: https://scisne.net/a-278
  11. Доктор Авдеев возобновил прием. URL: http://www.daavdeev.ru/novosti/2017/doktor-avdeev-vozobnovil-priem.html
  12. Книги. URL: http://www.daavdeev.ru/knigi.html