vcou

РПЦ и власть: по поводу пенсионной реформы в России

vcbrg3Пенсионная реформа в России — сложный вопрос для РПЦ, если учесть отношение общества к этому делу. Ведь большинство россиян против реформы[1], тогда как большинство официальных политиков (депутатов, губернаторов, сенаторов) — за нее, о чем свидетельствует тот факт, что реформу приняли.

В данном случае мы рассматриваем не справедливость или несправедливость реформы, а отношение РПЦ к ней. Сразу же отметим, что по данному вопросу нет 100% единодушия среди служителей культа.

РПЦ и политика

Патриарх Кирилл так говорит о себе же: «патриарх Кирилл сегодня свободен так, как никто никогда в Русской церкви не был свободен»[2].

Патриарх Кирилл признает зависимость церкви в прошлом, что уже плюс. Однако в то же время независимость патриарха Кирилл под большим вопросом.

Приведем пример из истории. Бывший охранник Ельцина Коржаков, который до 1996 года был больше, чем просто охранник, фактически отчасти определял будущее страны, отвечал за многие сферы, вот что рассказал о будущем патриархе (на тот момент — митрополите):

«Я не признаю Кирилла. Это не мой патриарх. Когда он был замом Алексия, ко мне в Кремль приходил, и мы с ним часа четыре пили коньяк. Хороший коньяк молдаване подарили Ельцину и мне. У меня тогда было отдельное поручение президента контролировать торговлю оружием. Не бандитов ловить, а международную торговлю контролировать. Мы со Службой создали Росвооружение. И заводы, и люди на них начали хоть получать деньги тогда. Так вот, нынешний патриарх тогда меня уговаривал, чтобы мы с продажи оружия 10% в церковь отдавали. Они тогда уже с алкоголя и с сигарет деньги получали. Сразу сказал ему: «Еще с оружия деньги получать? Даже не уговаривайте». И вот он начал мне объяснять, что у нас нет в стране теперь идеологии, что церковь — единственная идеология»[3].

Как можно заметить, тут «независимость» прослеживается явная. И добавим к этому, что патриарх постоянно возле Путина и регулярно хвалит президента за какие-то не всем ясные «заслуги». Да и награждает церковь, если мы берем политиков, в основном людей, приближенных к власти напрямую, то есть членов партии «Единая Россия», и это происходит намного чаще, чем в случае с оппозицией (что бывает, но тут скорее 1 на миллион).

И еще один пример, подтверждающий, как РПЦ независима от государства:

«Студентов из Самары сняли с пар, чтобы те пришли на лекцию о вреде революций, которую прочли священники РПЦ. Во время лекции студентам запретили выходить из аудитории»[4].

Напоследок просто вспомним типичные «библейские истины»:

«Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом» (Римлянам 13:1).

«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя божье и учении» (1 Тим., 6:1).

Учитывая все это и нужно рассматривать отношение церкви к непопулярной реформе.

Противники пенсионной реформы

Среди служителей культа действительно есть противники пенсионной реформы. Однако тут вот что примечательно: в основном это люди, которые, так сказать, являются либо практически опальными в официальной среде, либо малоизвестными представителями церкви. В общем, они явно не представляют церковный мейнстрим.

В первую очередь противником реформы является Чаплин, который вначале расхваливал РПЦ и даже утверждал, что богатства патриарха Кирилла — это нормальное явление, а теперь критикует Кирилла за любовь к роскоши.


Причина тут проста: его отстранили с должности, и теперь Чаплин — опальный для церкви человек. Вот поэтому он как будто бы мстит своему начальству. Нет никаких сомнений в том, что если бы он и сегодня занимал пост председателя синодального отдела по взаимодействию церкви и общества московского патриархата, то не выражал бы радикальных взглядов.

Итак, позиция Чаплина по вопросу:

«Неужели власти думают, что православный верующий народ забудет им безнравственную пенсионную реформу? Забудет то, что простым людям предпочли обнаглевшие от богатства элиты, их раздутые интересы?
Не забудет ни сейчас, ни через века, ни в вечности. Как не забудет «Матильду», насланное которой проклятие сейчас осуществляется. Как не забудет все непотребства в «личной» жизни, которую не скроешь ни от Бога»
[5].

Чаплин уникален тем, что даже когда выражает мысли, с которыми отчасти многие могут согласиться, все же добавляет какое-то мракобесие, что разрушает веру в его вменяемость.

Далее отметим игумена Вениамина (Райникова). Вероятно, многие о нем слышат впервые, что неудивительно. Но среди таких, малоизвестных служителей культа, есть действительно люди, выступающие против реформы. Вот что сказал Вениамин:
«Эта реформа бесовская, антинародная, античеловеческая. Россия перестает быть социальным государством. Люди, которые имеют деньги, хотят их больше разными способами – такими циничными, как грабить Пенсионный фонд. Понятно, что мало людей доживает до пенсии. Обратите внимание, что повышение продолжительности жизни планируется потом, а реформа принимается сейчас»[6].

Стоит отметить, что выступление этого священника удивило власть, поскольку ранее представители «Единой России» думали, что могут опереться на позицию этого самого попа. Ведь озвучил свою независимую позицию Вениамин прямо в Общественной палате Свердловской области.

И напоследок отметим такого противника пенсионной реформы, как Димитрий Смирнов. Этот служитель культа примечателен тем, что является приближенным к патриарху человеком, но часто высказывает весьма сомнительные с точки зрения церковного начальства вещи.

Например, он отрицает существование СПИДА[7] и поддерживает христианский анархизм[8]. При этом отвечал в свое время за взаимоотношение церкви и армии, причем все действия государства явно одобрял. То есть это человек в известном смысле противоречивый даже в рамках РПЦ. Его же позиция по пенсионной реформе такова: он называет ее грабежом[9].

Как можно понять, такая позиция по отношению к реформе наименее популярная. В основном ее предпочитают замалчивать, но это довольно проблематично, так как многих прихожан интересует позиция служителей культа по таким вопросам.

Духовный взгляд на пенсионную реформу

Поистине духовный взгляд на пенсионную реформу можно услышать от тех попов, которые к церковной верхушке всегда относятся лояльно и особо не противоречат «генеральной линии».

К примеру, можно вспомнить Чаплина Алексея:

«Многие начнут возражать, что это опять государство виновато, что не обеспечивает семью необходимыми социальными гарантиями. Надо же? А как же это наши деды и прадеды без всяких социальных гарантий сумели после войны восстановить страну и генофонд нации? И бедность для них не была препятствием для многодетности. Пенсионная реформа — это лишь предвестник гораздо более страшных социальных кар. Это наказание Божие, призывающее к исправлению, но еще не сама казнь. Поэтому надо не скулить и не роптать на несправедливость государства, а по-христиански благодарить Господа за скорби»[10].

Тут можно заметить действительно «духовное послание» в стиле последних книг Ветхого Завета. Это заявление к тому же отчасти и политическое, потому что направлено в первую очередь на тех верующих, которые митингуют против повышения пенсионного возраста. Таким образом служитель культа хочет, что они лишь «благодарили бога» за все хорошее.

Здесь уместно вспомнить цитату из дореволюционной церковной публицистики:

«Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи»[11].

Нужно для церкви и для государства, которое поддерживает церковь, чтоб цепь никто не разорвал.

Именно примеры в этом духе мы и рассмотрим. А их немало. Приведем, понятно, не все примеры, но они зачастую копируют приведенную выше цитату из дореволюционных времен.

Итак, вот что утверждает священник Сергий Карамышев:

«Страшно представить, сколько наглых глоток в случае организации референдума по поводу пенсионной реформы вдруг откроются и не будут закрываться 24 часа в сутки! И это вместо того, чтобы спокойно работать! Дорогие сограждане! Поменьше наглости. Побольше смирения. Понесите в терпении в этой жизни сравнительно легкую епитимью, дабы иметь, что ответить на Страшном суде Христовом»[12].

Можно понять, в чьих интересах распространяются подобные речи — явно не в интересах большинства населения, а исключительно в интересах правящего класса. И тут уместно вспомнить слова Фридриха Энгельса:

«…Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни — отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных»[13].

А вот «патриотизм» от священника Александра Шумского:

«Пенсионная реформа: не ошибка, а необходимость! Сейчас самое главное – не подогревать внутреннюю ситуацию в стране, а проявить терпение и молиться за нашего Президента! Запад во главе с США собирается в ближайшее время нанести по России одновременно два удара. Первый – по Сирии, с целью сокрушить авторитет Владимира Путина. Второй удар – по Русской Православной Церкви и по Патриарху Кириллу»[14].

Это не только оправдание пенсионной реформы, но еще и пример, насколько церковь независима от власти. Приводить аналогичные примеры можно долго, но смысла в этом нет, потому что мы рассмотрели частные позиции.

И читатель может подумать, что эти позиции равнозначны. Поэтому тут необходимо в первую очередь учитывать позицию основных представителей церкви, чье слово решающее для тех, кто считает РПЦ «духовной скрепой» или чем-то подобным.

Позиция верхушки РПЦ

По той причине, что пенсионная реформа непопулярна среди граждан и, несомненно, сторонник пенсионной реформы нанесет себе репутационный ущерб, если ее открыто поддержит, патриарх Кирилл по этому поводу старается не высказываться.

Однако помимо патриарха Кирилла в церкви есть люди приближенные к нему, в том числе митрополиты, то есть важнейшие для церкви лица, но рангом ниже патриарха. Вот их позиция по данному вопросу представляет как раз особый интерес, чтобы понять, чья позиция ближе верхушке РПЦ.

Начнем с пресс-секретаря патриарха Кирилла Волкова. Он не озвучил позицию патриарха:

«Дело в том, что церковь не может вступать в этой дискуссии участником, потому что она тогда окажется одной из сторон, а вместе с этим тема пенсий все же не лежит в прямой проекции церковного участия»[15].

РПЦ почему-то в одних темах может участвовать в дискуссиях, а в других — нет. Например, в теме культуры, запретов — может.

Тут также интересен взгляд представителя синодального отдела РПЦ по связям с обществом и СМИ Щипкова, который часто озвучивает позицию РПЦ на публике, то есть говорит не столько от себя, сколько от верхушки РПЦ (его работа):

«Идет сражение внутри элит. И в данной конкретной ситуации эту тематику одна из сторон использует для того, чтобы втянуть на свою сторону народные массы, как выразились бы лет 50 назад. Вот, собственно, что происходит. Это абсолютно политическое противостояние, к деньгам не имеющее ни малейшего отношения. Вся эта возня вокруг пенсий — это один из элементов «оранжевых технологий»[16].

Как можно понять, комментарий во многом прокремлевский. И тут забавно звучат слова «к деньгами не имеющее ни малейшего отношения». То есть пенсионная реформа никакого отношения к деньгам не имеет? Это интересная логика не только работника РПЦ, но еще члена Общественной палаты, который фактически заменил собой Чаплина.

Вот данная позиция, пожалуй, как раз выражает взгляд РПЦ на проблему. То есть власти нужно подчиняться, а то движение, что направлено против тех или иных «реформ» правительства — это оранжевые технологии. Примерно такую же позицию озвучивают и лица вроде Дмитрия Киселева или Владимира Соловьева.

И напоследок приведем цитату митрополита ростовского Меркурия. Это, пожалуй, один из самых высоких лиц церкви, кто публично высказался о ситуации вокруг пенсионной реформы. Этот человек не является рядовым священником, и поэтому его мнение как бы «выше» мнения какого-нибудь Всеволода Чаплина или любого другого рядового попа. Вот что высказал митрополит:

«Когда человеку необходимо разобраться в жизни, своей или общественной, то его место не на баррикадах, не за трибунами полемизирующих и далеко не правильно ведущих себя политиков, его место в церкви, в молитве у раскрытого Священного Писания, потому что только там он может почерпнуть правильные ответы своей жизни»[17].

То есть человек не должен выражать свои интересы, не должен за них бороться. За него все решат, а ему остается лишь уповать на боженьку. Неплохо. Как раз в стиле дореволюционной публицистики. И этот взгляд в действительности в полной мере выражает позицию РПЦ в нынешних реалиях, когда митрополиты и патриарх с власть связаны напрямую, а независимыми являются только на словах.

Ведь, как говорил Ленин: «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов»[18].

В чьих интересах вещает верхушка РПЦ, вероятно, ни для кого загадкой не является.

***

РПЦ, несмотря на репутационный ущерб, все равно стоит на позиции власти, примерно так же, как в свое время православная церковь оправдывала какое-нибудь крепостничество, угнетение и социальное бесправие представителей низших сословий в Российской империи. В этом смысле никакого прогресса нет и не будет, потому что РПЦ — консервативная сила общества, и ее поддерживают, соответственно, те, кто мечтает, чтобы нынешнее положение вещей было «свято» и законсервировано; любые выходки высших чиновников воспринимались как воля божья.

Ведь за такое обслуживание «священных социальных основ» эти самые чиновники непременно вознаградят служителей культа. Могут отдать здание, оплатить те или иные акции, собрания или даже ввести в школах что-то вроде «Закона Божьего».

Источники

Источники

  1. Отношение россиян к повышению пенсионного возраста. URL: https://fom.ru/Ekonomika/14104
  2. Патриарх Кирилл назвал себя самым независимым от властей предстоятелем за всю историю РПЦ. URL: https://www.newsru.com/religy/05sep2018/kirill.html
  3. «Знаю их всех». Говорит Александр Коржаков. URL: https://zona.media/article/2016/05/09/korzhakov
  4. Студентов заставили посетить лекцию священников РПЦ о вреде революции. URL: http://newizv.ru/news/society/05-04-2017/studentov-zastavili-posetit-lektsiyu-svyaschennikov-rpts-o-vrede-revolyutsii
  5. https://vk.com/id352520495?w=wall352520495_67861
  6. Игумен назвал закон о повышении пенсионного возраста "дерьмом" и "бесовщиной". URL: https://www.nakanune.ru/news/2018/06/28/22512014/
  7. Священник РПЦ разбирает в ВИЧ, СПИД лучше врачей. Смирнов В УДАРЕ! URL: https://www.youtube.com/watch?v=KH69TiMnHjQ
  8. Совместимы ли анархизм и христианство? URL: www.dimitrysmirnov.ru/blog/questions-3789/
  9. О Дмитрий Смирнов О повышении пенсионного возраста Это не по христиански ! 27 июня 2018 г. ULR: https://www.youtube.com/watch?v=5Rl81v3DnEs
  10. Настоятель храма РПЦ призвал благодарить Бога за повышение пенсионного возраста. URL: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20180622-nastoyatel-hrama-prizval-blagodarit-boga-za-povyshenie-pensionnogo-vozrasta
  11. Православный собеседник, 1909, т. II.
  12. Пенсионная реформа как епитимья. URL: http://державный-путь.рф/post/126
  13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 20, с. 328.
  14. Пенсионная реформа: Не ошибка, а необходимость. URL: http://zavtra.ru/blogs/pensionnaya_reforma_ne_oshibka_a_neobhodimost_
  15. В РПЦ отстранились от дискуссии по изменению пенсионного законодательства. URL: https://www.interfax.ru/russia/618004
  16. В РПЦ назвали обсуждение пенсионного возраста «возней». URL: http://politsovet.ru/59503-v-rpc-nazvali-obsuzhdenie-pensionnogo-vozrasta-vozney.html
  17. Глава Ростовской епархии призвал недовольных ходить не на митинги, а в церковь. URL: https://www.znak.com/2018-07-04/glava_rostovskoy_eparhii_prizval_nedovolnyh_hodit_ne_na_mitingi_a_v_cerkov
  18. Три источника и три составных части марксизма (март 1913 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.