vcou

Что такое «благочестивый обман» для церкви? Дар Константина как пример

cvx5В истории церкви часто встречаются моменты, когда служители культа «доказывают» невежественной толпе истинность христианского учения. Эти моменты связаны с тем, что, например, кусок плоти «святого» является не просто нетленным, а еще и чем-то, что исцеляет людей от серьезных болезней.

Нужно это для того, чтоб убедить народ не только в том, что божество существует, но еще и в том, что именно христианская религия — истинная, а остальные — нет. Начнем с определения благочестивого обмана, возьмем несколько версий.

Вначале французский философ Поль Гольбах:
«Так называются святые плутни, религиозные враки, набожные надувательства, к которым вполне законно прибегает духовенство с целью поддержать благочестие черни, способствовать торжеству церкви, вредить своим врагам, по отношению к которым, как известно, все средства хороши»[1].

Или определение из философского словаря:
«Восходящая к отцам церкви морально-теологическая доктрина о допустимости сознательного обмана для «вящей славы божьей» и спасения души. Наиболее четкое и циничное выражение Б. о. получил у иезуитов с их принципом «цель оправдывает средства». Церковь учит, что высшая цель компенсирует грех лжи во имя победы над более тяжким грехом неверия. Б. о. активно используется для защиты самых аморальных методов, вроде фабрикации чудес и реликвий, подделки исторических документов, нарушения тайны исповеди и т. д. Теория и практика Б. о., как одно из самых ярких проявлений религиозного ханжества, на протяжении веков служили объектом апологетических усилий богословов и беспощадной критики со стороны свободомыслия и атеизма»[2].

                        

Это универсальный метод, который применялся не только ранними христианами, которые собственно и участвовали в формировании, а затем редактировании «священных» для себя книг, но и современными сторонниками культа. В этом смысле изменилось только то, что сейчас меньше людей доверяет подобным россказням. На историческом примере покажем, что такое благочестивый обман.

Дар Константина

Дар Константина[3] — это дарственный документ, который якобы вручил император Константин папе Сильвестру I. Самое примечательное, что в тексте указывается: права церкви должны быть расширены максимально.

Однако в то же время о документе узнали лишь спустя примерно 400 лет после предполагаемых событий. Мягко говоря, это должно было наводить на определенные мысли. Однако — нет. Потому что документ объявила истинным сама церковь. И то, что он был в интересах церкви — простое совпадение.

Сразу же отметим то, что было в самом послании. В будущем равноапостольный император Рима хотел исцелиться от проказы, но не знал, как это эффективно сделать. Язычники предложили императору уничтожить младенцев и искупаться в их крови. Якобы Константин уже почти все сделал, но его остановил плач родителей этих детей — и он оставил идею. После чего ему являются персонажи нового завета — Павел и Петр — и предлагают исцелиться.

План следующий: император должен найти главного церковника того времени — Сильвестра, — креститься, а затем он якобы исцелится. Согласно легенде, так и произошло (данная ситуация в полной мере напоминает библейские рассказы).

Как же благодарит Константин святого попа? Он фактически наделяется его безграничной властью: признает его владыкой других попов из иных стран, а также говорит, что главный римский церковник — владыка глав государств.

В легенде даже указывается, что Константин передал Сильвестру корону свою, но тот отказался, однако не отказался от формального права фактически быть главой всего христианского мира.

И самое главное — Константин передает церкви огромные земельные владения и имущество, где указывается, что это актуально «до скончания века». И вот какое «чудо»: никто об этом «даре» вообще никогда даже не слышал до VIII века.

Для чего это было нужно церкви? Очевидно, для того, чтобы закрепить свое высокое положение и чтоб одновременно подчинить себе светских властителей и религиозных деятелей, которые уже были достаточно самостоятельны и не хотели на 100% зависеть от Рима. Таким образом данный документ был абсолютно выгоден римской церковной верхушке. И естественно, что активнее всех именно церковная верхушка признавала — и заставила признавать — этот документ.

Фальшивка использовалась как аргумент до XIX века, то есть почти 1000 лет церковная верхушка во главе с папой римским опирались на это странное дело. Подложный документ был не просто обоснованием существования Ватикана, но еще и основанием для расширения земель этого церковного государства.

Всякий раз, когда в средние века возникал конфликт между папой и главой того или иного государства, то в споре использовался «Константинов дар», а поэтому уже достаточно рано появились и критики подлинности этого самого «дара», особенно, конечно, это было характерно для православного культа, где, естественно, главенство папы признаваться не могло.

***

Как можно понять, это лишь пример, каким образом церковь в своих интересах создает фальшивки. И мы прекрасно осознаем, что речь идет о крупном заговоре всей церковной верхушки.

С точно такой же легкостью и представители других церквей говорят о тех же «чудесах». Ведь если посмотреть внимательно на подобные истории, то всегда заметно, как сообщают об исцелении, к примеру. Приводят такие истории: «пришла женщинам с серьезной болезнью» — исцелилась. В историях подобного толка конкретики никакой нет, а если и есть, то речь идет о людях, которые давно померли.

Это и есть в полной мере благочестивый обман, когда, конечно, лгут не только в пользу того, чтоб человек приобщился к чему-то «высокому», а лгут зачастую для личной выгоды, что отлично иллюстрирует история с Константиновым даром.

Источники

Источники

  1. Гольбах П. Карманное богословие, 1961.
  2. Благочестивый Обман. URL: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/Благочестивый_Обман
  3. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 515-516.