vcou

Христианство — источник морали? О порнократии

vcbrСторонники христианства полагают, что данный религиозный культ — источник морали, якобы без опоры на религиозные предрассудки человечество не могло бы быть нравственным.

Рассмотрим один интересный период в истории христианства, — период порнократии. Это начало и середина X века. То есть христианство уже не одну сотню лет — государственная религия. Однако с моралью и так называемой духовностью все было, мягко скажем, не очень.

Христианство идеальное

В любой период доминирования христианской религии над остальными, в основном обществу прививаются определенные ценности, часть из которых может быть даже необходимостью для стабильности.

Так происходило в прошлом, так происходит и сейчас. Однако всегда возникает вопрос к служителям культа: а почему они сами не следуют своим нормам морали? Со стороны это выглядит так, что люди с грязной репутацией советуют нечто благое людям простым.

Понятно, что главная цель христианства — сохранить ту социальную среду, которая позволяет христианству доминировать. Сохранить статус-кво для христианства — главная цель со времен официального признания.

Однако если мы все-таки рассмотрим любой исторический момент, то он всегда будет противоречить основным постулатам этой «самой мирной религии». И ладно, если эти противоречия возникают внутри общества, где люди, надо признать, большую часть истории даже теоретически не могли быть знакомы в полной мере с христианским культом хотя бы по той причине, что не имели доступа к информации, да и не могли ей воспользоваться при всем желании. Хотя бы по той причине, что зачастую не умели читать, да и времени на это у них попросту бы не нашлось, так как жили такие люди в жестких условиях.

Почему в качестве рассматриваемого периода была выбрана порнократия? Потому что это яркий пример того, что происходит с христианством в условиях, когда, казалось бы, все возможности для прививания «духовности» и даже формирования идеального с христианской точки зрения общества налицо.

Порнократия

Период порнократии в истории христианства не самый популярный по понятным причинам. Тут можно сразу же сослаться на то, что «время было такое», однако подобное объяснение нельзя считать разумным с христианской точки зрения.

Ведь до периода порнократии мы что наблюдали? Мы наблюдали государство, которое помогает церкви и признает церковь истиной в последней инстанции. Церковь, следовательно, декларировала «вечные христианские ценности», причем делала это на протяжении 600 лет. Следовательно, если за 600 лет не получается «исправить» нравы даже среди верхушки церковников, то на что в таком случае вообще можно претендовать?

Итак, период порнократии начинается с правления славного папы римского Сергия III. Чем примечателен этот деятель? Прежде всего тем, каким образом его характеризовали. Например, он:
«Наполнил папский хор любовницами и незаконнорождёнными детьми, и превратил папский дворец в воровской притон»[1].

Но это не главный признак периода порнократии. Главное тут то, что фактически папский престол контролировало семейство Теофилакта, который был папским казначеем и серьезно влиял на многих святых отцов и после смерти своего ставленника Сергия. Собственно почему побеждали люди, которых он мог контролировать? Потому что он фактически сам назначал римских пап, выборы там были не сразу.

Историк Эдвард Гиббон также отметил о периоде интересную особенность:

«Влияние этих двух шлюх (речь идет о дочери и жене Теофилакта — kritix), Марозии и Теодоры, было основано на их красоте и богатстве, а также было результатом их политических и любовных интриг. Своих самых упорных любовников они награждали папскими тиарами. Эпоха их правления, возможно, и является основанием для легенды о женщине-папе. Святой престол занимали незаконнорождённый сын, внук и правнук Марозии. Редкая генеалогия для наместников святого Петра на Земле»[1].

Марозия, дочь Таофилакта, была одновременно одной из любовниц папы Сергия III, матерью папы Иоанна X и бабкой папы Иоанна XII, то есть, как можно понять, святые отцы не особо долго держались на святом престоле.

Ничего удивительного, что эта самая Марозия со временем стала сенатором, и таким образом уже могла определять не только состав высших чиновников в местности, но и римских пап. На этом поприще она преуспела.

Примечательно, что Марозия погибла при интересных обстоятельствах: ее ликвидировал собственный сын Альберих II Сполетский, который решил положить конец разврату римских пап и участия своей матери в этом деле. Ее арестовали прямо в замке святого ангела[1].

Самое интересное в этом периоде — свидетельства, которые сохранила история. К примеру, кардинал Бароний утверждал:

«Никогда никакие раздоры, ни гражданские войны, ни преследования язычников или гонения на еретиков и схизматиков не причиняли стольких страданий церкви, как эти чудовища, овладевшие троном Христа путем симонии и убийства... Римская церковь превратилась в бесстыдную девку, покрытую шелком и украшенную драгоценными камнями, публично проституировавшую себя за золото. Латеранский дворец превратился в гнусный вертеп, где духовные лица всех наций оспаривают у продажных женщин первенство в отношении разврата и разнузданности. Никогда священники, и особенно папы, не совершали столько прелюбодеяний, насилий, грабежей и убийств!»[2].

Конечно, многих людей это возмущало, потому что центр христианской цивилизации просто загнивал, и ситуация усугублялась тем в большей мере, чем значительнее была власть у самих римских пап, то есть с духовностью дела обстоят очень плохо тогда, когда положение дел в той или иной местности контролирует святое духовенство.

Папы периода порнократии долго не жили. То их убивали мужья тех женщин, которых они совратили, то их травили конкуренты, то они умирали от каких-нибудь болезней или перееданий. Выделять какого-то папу из этого периода неразумно, так как в целом они повторяли данный путь.

Тут самое интересное, каким образом все это закончилось. Рассмотрим путь последнего папы периода порнократии — Иоанна XII-го. Это, конечно, внук Марозии. До того, как стать римским папой, этот человек был князем Рима. И когда он стал папой, после смерти очередного духовного лица, то сохранил и высшую власть над городом.

То есть это должен был бы стать некий триумф духовности, клерикализм в полном смысле слова. В плане духовного развития Иоанн не отличался от остальных пап периода порнократии. О нем писал Лиутпранд Кремонский:

«Иоанн XII вел мессу, не принимая причастие. Иоанн, епископ Нарни, и Иоанн, кардинал-диакон, исповедовались, что они сами видели, как диакон был рукоположен в конюшне. Бенедикт, кардинал-диакон, с другими священниками сказал, что они знали о фактах посвящения папой епископов за взятки... они свидетельствовали о его прелюбодеяниях: он прелюбодействовал с вдовой Ренье, со служанкой отца Стефана, с вдовой Анной и с его собственной племянницей, и он превратил священный дворец в публичный дом. Они сказали, что он ослепил своего духовника Бенедикта, и после этого Бенедикт умер; что он убил Иоанна, кардинал-иподиакона, после его кастрации... Все священнослужители, а также миряне заявили, что он пил вино с дьяволом. Они сказали, что при игре в кости он взывал к Юпитеру, Венере и другим идолам. Они даже сказал, что не празднует утреню и не делает крестного знамения»[3].

Откуда пошли разговоры о дьяволе? Дело в том, что невежественные жители, которые застали этого замечательного папу, считали его дьяволом. Его презирали и католики. Луи-Мари Корменен писал:

«Иоанн XII был достоин того, чтобы быть конкурентом Элагабала ... разбойник, убийца и кровосмеситель, недостойный представлять Христа на папском престоле... Этот отвратительный священник осквернял кафедру Святого Петра в течение девяти долгих лет и заслуживает того, чтобы называться самым мерзким из пап»[4].

Это был настолько интересный глава христианства на земле, что даже официальные католические организации не признают за ним особой духовности.

Моральное лицо со временем решило, что занимает слишком маленькую территорию, что для главы церкви и Рима просто недопустимо, поэтому он попытался расширить владения, которые находились под контролем князей. Естественно, у него не получалось это сделать, так как особого энтузиазма у жителей Рима не было.

Папе пришлось обратиться за помощью к Оттону I, будущему императору священной римской империи, чтоб тот сумел всем местным князьям показать, где находятся владения папы и чтоб на них никто не смел посягать. На самом деле это была главная ошибка Иоанна XII. Потому что сам Оттон, когда увидел, как живет этот самый благочестивый муж мира — представитель бога на земле, решил с ним в итоге покончить.

Примечательный момент: Оттон пытался общаться с папой по поводу «духовности». Оттон критиковал Иоанна за безнравственное поведение, и тот обещал исправиться. После того, как Оттон Великий покинул Рим, папа начал рассматривать возможность объединения с князьями Италии против Оттона, так как боялся, что однажды Оттон может заставить святого человека поступиться принципами, то есть стать действительно на путь исправления.

В итоге, когда Оттон узнал о заговоре папы, тут же собрал войска и отправился в Рим. Он достаточно быстро взял Рим, однако переговорить с папой Иоанном не смог, так как тот вместе с королем Италии Адальбертом и папской казной бежал из Рима.

Оттон пытался вызвать к себе папу Иоанна XII, однако тот через посланников дал понять, что не придет, и отлучил Оттона от церкви, тем самым ополчит против него всех «христианских правителей» (на самом деле так было только в представлении самого папы). Оттон поступил умно: инициировал отлучение Иоанна от церкви и выбрал нового римского папу.

Но когда он уехал из Рима, бывший папа вернулся и отбил власть, так как с ним была папская казна, на которую он мог подкупить наемников. Эта ситуация могла продолжаться еще очень долгое время, однако все завершила смерть папы Иоанна. Смерть достаточно загадочная, так как истинной причины никто не знает. В одних источниках указывается, что его убил муж женщины, которую папа совратил, в других — от апоплексического удара[5].

Это не столь важно. Важно то, что после Иоанна период порнократии был завершен. Как его завершили? Во-первых, император священной римской империи начал жестко контролировать папский престол, и поэтому новый папа по имени Лев действительно был аскетом, за этим очень активно следили. Также в скором времени папа стал должность выборной, а не когда влиятельные лица могли просто выбирать «наместника бога на земле».

На этом не завершилась яркая история папства, ведь было еще семейство Борджиа и целый ряд не совсем уж нравственных персон. Однако история показала, что чем сильнее государство контролирует (в своих интересах) пап в плане нравственности, тем в меньшей мере проявляются духовные подвиги вроде тех, что были в период порнократии.

Сложно после периода порнократии выступать в качестве проводника народной нравственности. Однако проблема решается достаточно просто: о порнократии особо часто не упоминают, как будто это не что-то принципиальное — значительный отрезок истории, — а какое-то незначительное событие, о котором лучше забыть.

Источники

Источники

  1. Фортунатов В. Всемирная история в лицах, 2012, с. 168.
  2. Таксиль Л. Священный вертеп, 2002.
  3. Иоанн XII. URL: https://www.inpearls.ru/1182837
  4. DeCormenin, Louis Marie; Gihon, James L., A Complete History of the Popes of Rome, from Saint Peter, the First Bishop to Pius the Ninth (1857), pp. 296—298.
  5. Chamberlin, Russell, The Bad Popes. Sutton Publishing (2003), p. 955—963.