vcou

Главные догматы христианства. В чем нельзя сомневаться?

vcdd44В христианстве, в данном случае рассмотрим православный культ, есть догматы, то есть некие положения, которые принимаются верующими без всяких сомнений[1]. Мы говорим о религиозных истинах, которые невозможно никаким образом оспорить.

Собственно о чем идет речь? Возможно, не все критики христианства понимают, что такое догматы и в действительности, если ознакомятся с ними, поймут, что в христианстве сомневаться не стоит?

Отметим также, что недавно в России теологию признали научной специальностью[2], и вот в рамках как раз таки православной теологии догматы тоже считают абсолютной истиной, не подвергаются сомнению даже в рамках так называемых теологических исследований.

Ознакомимся с догматами, чтоб понять истинностью православного вероучения. Ну, или хотя бы ознакомиться с тем, что теоретически должны люди понимать как истину, хотя на практике, конечно, с этими догматами большинство тех, кто считает себя православным, не знакомо.

Приступим к рассмотрению догматов, выделяя 12 штук[3].

  1. Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
  2. Истина о совершении греха каждым из нас;
  3. Искупление грехов;
  4. Воплощение Сына Всевышнего;
  5. Воскрешение Иисуса Христа;
  6. Вознесение на небеса;
  7. Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
  8. Возрождение значения и роли Церкви;
  9. Воскрешение простых смертных;
  10. Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
  11. Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон.

Как можно понять, догматы в представлении верующих, которые не просто говорят, что верят в бога, но которые читают «духовную литературу» и считаются с решениями христианских соборов, это нечто такое, в которое можно только верить, потому что ничего сколько-нибудь разумного в догматах нет.

Собственно чтоб стать «неверным» в православном культе в самом строгом смысле слова — необходимо сомневаться или отрицать какой-либо из 12 догматов. Причем догматы — штука историческая.

Например, если мы берем последний догмат о почитании икон, то отметим, что в христианской истории был период иконоборчества, когда иконы однозначно признавались «идолами» и уничтожались. Это происходило с 754 по 787, и впоследствии было отменено решением седьмого Вселенского собора.

Однако спустя которое время вновь эту «священную» традицию восстановили по решению императора Византии Льва V, окончательно иконоборчество было отменено лишь в 843 году[4].

Надо понимать, что по такому серьезному случаю была уничтожена не одна тысяча икон и физически ликвидированы многие люди — как с одной, так и с другой стороны. Хотя теоретически в «священном» писании все же скорее одобряется позиция иконоборцев, особенно если мы учитываем Ветхий Завет, где запрещено поклоняться любым идолам, например, взять хотя бы такой отрывок: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…».

Почему особое внимание стоит обратить на последний догмат? Потому что он в полной мере показывает, что есть догматы вообще — слепая вера на основании решений большинства на том или ином соборе, причем зачастую конфликт далеко не религиозный, а еще и политический, поскольку противоборствующие силы занимали разные позиции, и когда победили сторонники почитания икон, то прошла чистка как в политических, так и в религиозных кругах.

Что же касается догматов в целом, то это именно такие «истины», которые в наименьшей мере могут быть доказаны, и являются именно предметом слепой веры, то есть «в это нужно верить, потому что иначе ты еретик».

Источники

Источники

  1. Давыденков О. Догматическое богословие, 2013.
  2. Паспорта научных специальностей. URL: http://vak.ed.gov.ru/316
  3. Основные догматы христианства и православия. URL: https://ikona-i-molitva.info/osnovnye-dogmaty-xristianstva-i-pravoslaviya/
  4. Иконоборчество // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.