vcou

Как создаются православные мифы: Евгений Родионов

cveЕвгений Родионов — участник Первой чеченской войны. Во время этой войны он попал в плен, и в итоге был казнен. Через какое-то время после казни появились сведения о том, что Родионов принял «мученическую смерть» и что он чуть ли не умер «за православие», «за веру». Как будто бы он не был участником боевых действий, а был «просто православным».

Как это подтверждается? Ну, во-первых, Родионова представляют однозначно как невинную жертву, православного христианина, мученика, а его врагов — чеченцев — как противников самого светлого религиозного течения — православия, как будто данная война — борьба против православия, иных мотивов там якобы не было. Это идеальная история для православно-националистической пропаганды. Однако необходимо все же рассмотреть ситуацию с источниками, в том числе рассмотреть версии и легенды.

Православная «история»

Начнем, пожалуй, с истории православной, которая представляет Родионова как христианского мученика. Историю в представлении православных деятелей, сторонников канонизации Родионова, нужно пересказать.

Возьмем авторитетный для православных ресурс «Православие.ру»:

«Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом — убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели.

Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения»[1].

Как видно, тут было недостаточно сказать о человеке, который участвовал в войне и погиб, нужно было все так описать, чтоб у людей был чуть ли не образ Иисуса Христа перед глазами.

И чтоб понять, что автор православного текста — выдумщик, нужно взять хотя бы историю с Лениным. Случай с крестом — известен. Вот какие источники есть на этот счет:

«Считается, что толчком к разрыву Ульянова с религией стал следующий случай. Однажды, беседуя с гостем, Илья Николаевич пожаловался, что его дети плохо посещают церковь.

«Сечь, сечь надо!» — наставительно заметил гость, пристально глядя на Владимира.

Эта фраза так возмутила Владимира, что он выбежал из дому и в знак протеста тут же сорвал с груди нательный крестик.

Отвечая позднее на вопрос анкеты «Если вы неверующий, то с какого возраста?» — Ленин написал: “С 16 лет”»[2].

То есть методология создания православного чуда — вспомнить нечто, что слышал очень давно, но очень плохо запомнил и вместо того, чтобы сказать «не помню», как бы заново построить историю, причем чем красочнее, тем лучше. В истории с Лениным не хватает продажи души дьяволу или чего-то в этом духе.

Служитель культа поп Константин, к примеру, отмечает вот что:

«Сложить голову на поле брани, как это ни прискорбно, – святая честь для каждого воина, который защищает свое Отечество. Попасть в плен и не сломаться – это гораздо сложнее. Пуля потому и дура, что прошибает навылет и не оставляет возможности выбора – это солдатская доля в бою. Жене Родионову, которого мы чтим как священномученика, выпала более тяжелая участь. Ему был дан непростой выбор между жизнью и отречением от веры»[3].

В общем, кратко православная версия звучит так: жил был простой русский солдат Родионов, его взяли в плен враги рода человеческого, пытали, а затем хотели, чтоб он отрекся от веры православной, но он не стал этого делать, за что и был казнен.

Версия другой стороны

Версий с другой стороны мало по понятным причинам, и необходимо сразу же отметить, что к другой версии нужно относиться так же скептически, как к версии православной. Итак, Иса Абу Али о ситуации:

«Эти пацаны попали в плен, их держали в плену, вначале связанными, а потом, взяв с них слово, что они не сбегут, развязали их. Дело было в Бамуте - селе, которое подвергалось ожесточенной бомбардировке, и которое никак не могли взять. В один из таких моментов, когда начался воздушный налет, когда группа чеченцев выдвинулась на позиции, пленные остались под присмотром лишь одного часового, который доверился словам пленных, что они не будут устраивать побег. Пленные захватили его оружие, открыли по нему огонь из его же оружия, прострелили легкое (он потом выжил), и сбежали. Когда группа вернулась обратно, было понятно, что совершен побег. Пленных быстро поймали, их было, по-моему, четверо. Они признали свою вину, и были приговорены к расстрелу за попытку побегу и убийство, нарушение данного ими же слова. (Один из пленных ранее принял ислам, но также был расстрелян за нарушенное слово, побег, и попытку убийства, вместе с остальными. Когда производили казнь, у Родионова был крест на груди. Один из чеченцев подошел к нему, и сорвал его с груди со словами "Ты не достоин его носить", и бросил на землю. Командир группы, Хильдехароев, (а именно с его слов все это было рассказано. Впоследствии, он станет шахидом, иншаллах, в одном из боев) вернул крест приговоренному Родионову, и с ним в кулаке он и был расстрелян. Были казнены все четверо, кто участвовал в побеге, в результате которого была неудавшаяся попытка убийства часового. Командир и помогал матери Родионова найти могилу ее сына, когда она потеряла надежду добиться какого-либо внятного ответа от своих же военных и штабных»[4].

О ситуации в целом

Сразу же отметим, что вокруг этой истории полно мифов по той причине, что собственно практически нет никаких источников. Люди просто выдумывают, что им взбредет в голову. Ну а поскольку это часто подпитывается «духовностью», то в ситуации может появиться даже что-то сверхъестественное.

Вкратце о ситуации: Евгений Родионов в 18 лет начал служить в армии. В тот период (1995-96 гг.) шла чеченская война. В годы войны он попал в плен, где его убили. Трагично? Несомненно, вот только есть ряд моментов.

Во-первых, все-таки Родионов вряд ли считается мучеником, потому что если он мученик, то тогда все участники той войны — мученики, что весьма спорное утверждение. Все-таки он не был мирным жителем.

Но больше всего интересует вопрос, благодаря чему Родионов выделяется среди всех прочих русских солдат. Он якобы «пострадал за веру». Причем в православных источниках дело даже представляют так:

«Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы»[3].

Заметим, что автор явно не дружит с историей, поскольку речь идет о 1996 году, когда православие как раз навязывалось самый активным образом, в том числе в армии. Тогда активно освящалось оружие, и в целом попы достаточно часто посещали солдат. По всей вероятности, автор путает то время с советским периодом.

Далее: нигде не говорится о какой-то особой религиозности Родионова. Например, когда православные консерваторы настаивали на канонизации Родионова, то отдельным попам пришлось все-таки изучить этот вопрос отдельно. Вышло следующее:

«Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии - архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, что она за человек, понять, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения.

К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас - лишь дополнительный штрих к общей ситуации»[5].

Там же о встрече матери Родионова с человеком, который приказал казнить ее сына:

«В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Те диалоги, которые появляются в газетах, типические, они взяты из рассказов других русских солдат, побывавших в плену. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя».

Выходит, что в главной легенде сомневаются отдельные церковные деятели. А почему же был тот самый крест? Вот этот вопрос может заинтересовать многих граждан. Служитель культа Андрей Кураев по этому поводу отметил:

«Евгений Родионов. Наверно, хороший парень. Факт: не вернулся домой с чеченской войны. Миф: исламские боевики требовали от него отречься от Христа, но Евгений отказался и за это был убит. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту". Священники, бывшие с нашими войсками в Чечне, говорят, что это типовой софринский крестик, который они там раздавали тысячами»[6].

О ритуальном характере казни Родионова, собственно мученической смерти в религиозном смысле, свидетельствует следующий пассаж:

«Его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать»[7].

Подобного абсурда полно в данной истории, но к реальности это никакого отношения не имеет. Дело в том, что подобные мифы появляются только в разных православных публикациях, где истории постоянно додумываются.

В итоге что можно сказать про эту историю? Никаких реальных источников за «православно-националистической» версией нет. Довод о том, что якобы Родионову предлагали отречься от веры, и тогда сохранят жизнь, тоже ничем не подтверждается.

Есть лишь вера, а также «воспоминания» заинтересованных лиц, которые никогда свидетелями не были. Именно поэтому они постоянно выдумывают, сколько времени пытали Родионова, как и в какой форме пытались склонить его к отказу от православия, каким именно образом казнили и так далее и тому подобное.

Примечательно, что даже самые ярые противоречия в данной истории не смущают многих православных деятелей. Так как Родионов официально «святым» не считается для всей РПЦ, но для многих служителей культа — является. В отдельных храмах есть иконы с изображением Родионова[8].

А раз уж даже в конце XX века появляются подобные истории, то чего удивляться появлению «святых» — особенно мучеников — в прошлом. В этом плане фальсификация истории всегда очевидна, потому что зачастую в истории любого «святого» отсутствуют очевидцы, а его история либо конструируется по слухам, либо вообще выдумывается спустя несколько столетий после жизни «святого», тогда, вероятно, берется за основу «житие» нескольких «святых» или библейских персонажей.

Источники

Источники

  1. О верности Кресту Христову. К 15-летию со дня убиения воина Евгения Родионова. URL: https://pravoslavie.ru/46670.html
  2. Майсурян А. Другой Ленин, 2006.
  3. Казнили за веру: история подвига погибшего в Чечне рядового Родионова. URL: https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201710211002-f290.htm
  4. Об Евгении Родионове. URL: https://isa-abu-ali.livejournal.com/69493.html
  5. "Церковный вестник": Кто "поспешил" с канонизацией? Синодальная комиссия не нашла оснований для прославления в лике святых солдата Евгения Родионова.(Интервью секретаря синодальной Комиссии по канонизации священника Максима Максимова). URL: http://www.religare.ru/2_8105.html
  6. Георгий Великанов и Евгений Родионов. URL: https://diak-kuraev.livejournal.com/1913747.html
  7. Мученик Евгений. URL: www.pervoprohodcy.ru/pioner/Evgenii.html
  8. Николай Коняев. Святому было девятнадцать лет. Евгений Родионов — новый мученик за Христа. URL: http://www.voskres.ru/army/spirit/eugen.htm