vcou

Религиозные взгляды Адольфа Гитлера. Был ли Гитлер противником христианства

345ygРелигиозные взгляды Адольфа Гитлера — достаточно исследованная тема. И если бы только ссылались на авторитетные источники по этому вопросу, то, вероятно, никто бы и не стал особо дискутировать по поводу религиозных взглядах лидера нацистской Германии.

Но поскольку в обществе до сих пор выдвигаются тезисы, что Гитлер был язычником или атеистом, приходится все же данную тему затрагивать. С точки зрения христианской идеологии выгодно представлять Гитлера как неоязычника или атеиста, то есть выставить его маргиналом, который не сможет дискредитировать «самую правильную религию» — христианство.

Однако проблема: факты свидетельствуют — Гитлер был христианином, а не кем-то еще. Причем ничего удивительного в этом нет, так как христианская идеология времен Гитлера уж очень сильно отличалась от того, что принято в современности или, по крайней мере, до конца Второй мировой войны.

Гитлер как антихристианин

Представлять Гитлера как антихристианина выгодно с той точки зрения, что таким образом Гитлер не может собой дискредитировать массовую религию. Сторонников версии, что Гитлер был противником христианства, достаточно много.

Это положение высказывают как обыватели, так и историки. Например, позиция историка Егора Яковлева: «никаким другом Православия, и вообще христианства, Адольф Гитлер не был»[1].

Приведем самые типичные примеры, которые показывают, каким Гитлер был антихристианином. Во-первых, рассмотрим популярный ресурс «Русская семерка», где автор, похоже, не знаком с азами логики и способен всего в нескольких абзацах себе же противоречить:

Адольф не отходил от католичества, но и практически не имел к последнему прямого отношения. С другой стороны, многие исторические факты указывают на то, что фюрер был заядлым сторонником антихристианства. Тому подтверждения всемирно известные застольные речи Гитлера, в которых он высказывался, что христианство способно уничтожить всё благородное в людях. При этом большинство историков сходятся во мнении, что фюрер стремился категорически запретить любую религию в Германии, установив вместо нее культ поклонения древним языческим богам.

Публичное отношение фюрера ко всей религии можно определить как оппортунистический прагматизм. В открытую Гитлер никогда не отстаивал идею атеизма, но при этом стремился как можно сильнее уменьшить влияние христианства на граждан Германии. При этом, он не однократно заявлял, что нацизм – это светская идеология, которая основана исключительно на научных исследованиях, и для которой в перспективе не приемлемо сосуществование с любой религией.

При всем этом деятельность фашистов под руководством Адольфа Гитлера была во многом направлена на пропаганду неоязыческих оккультных идей. Тому подтверждение экспедиции за знаниями в Тибет, создание специального подразделении «Аненербе», работники которого изучали оккультизм, попытки в нордическом направлении переписать Библию, выбор свастики с индийскими корнями и пр. [2]

Такое ощущение, что автор ставил знак равенства между язычеством и атеизмом, а вместе с тем позволяет себе говорить, что Гитлер от католичества не отходил, но затем не имел к нему никакого отношения.

И главное здесь то, что нет никакой ссылки. Подробно разбирать этот поток сознания смысла не имеет. Потому что есть более интересный источник, который уже все-таки пытается как-то подкреплять свою мысль ссылкой.

Это апологет православия «Успокоитель», который довольно долгий период в «Живой журнале» отстаивал ценности православия. Итак, его аргументация:

«Высказывания же Гитлера в зрелом возрасте чрезвычайно противоречивы. Однако бросается в глаза то, что его добрые слова в адрес церкви и христианства имели место в основном на раннем этапе становления фашизма с целью обеспечения политической поддержки, либо нейтралитета со стороны верующих. Но на самом деле саму церковь и ее служителей - презирал.
С одной стороны: "Правительство Рейха видит в христианстве непоколебимый фундамент морали и нравственности народа." "(1)(1933 год - год победы Гитлера на выборах)
С другой стороны: ""Величайший ущерб народу наносят священники обеих конфессий. Я не могу им теперь ответить, но все заносится в мою большую записную книжку. Придет час, и я без долгих церемоний рассчитаюсь с ними.
Если бы не опасность распространения большевизма по всей Европе, я бы не стал препятствовать революции в Испании: там бы истребили всех попов. Если у нас попы придут к власти, то в Европу вернутся самые мрачные времена средневековья.
Партия хорошо делает, не вступая ни в какие отношения с церковью. У нас никогда не устраивались молебны в войсках. Пусть уж лучше - сказал я себе - меня на какое-то время отлучат от церкви или предадут проклятию. Дружба с церковью может обойтись очень дорого." "(Эта фраза была сказана уже в 1941 году)»[3]
.

Вот это мы и должны подробнее рассмотреть, потому что здесь имеет место основная аргументация в пользу того, что Гитлер не был христианином, а был принципиальным противником христианской религии.

Собственно в чем проблема цитат? Первая цитата из публичного выступления Гитлера, к ней претензий быть не может. Однако вторая цитата — не публично выступление. Эта цитата взята из книги «Застольные беседы Гитлера». Собственно книга написана после Второй мировой войны Генри Пиккером, который был заключенным в Великобритании. Это книга «по воспоминаниям», где задним числом человек мог от себя что угодно сказать. Но христианами, которые хотят доказать «антихристианство» Гитлера, конечно, выгодно использовать данный источник.

Как могла выйти данная книга? А вот какая там легенда: Пиккер якобы записывал монологи Гитлера в Верховной ставке в период войны с СССР. Что тут примечательно? А то, что якобы после окончания работы Гитлер лично разрешил Пиккеру все эти записки забрать с собой. Нигде, кроме как у самого Пиккера, их почему-то не оказалось.

Отметим, что Пиккер в послевоенные годы нуждался в деньгах, и книга изначально издавалась как потенциальный «бестселлер», где нужно было показать, что Гитлер был демоном из преисподней. Скажем то, что первоисточников у Пиккера не было. Он «по памяти» писал то, что якобы слышал 10 лет назад. Доверять этому или нет — вопрос открытый.

Но нужно отметить, что антихристианские высказывания Гитлера имеются только у Пиккера, который никогда не входил в круг ближайших соратников Гитлера. Пиккер по факту был юристом, занимался бумажкой работой. Несомненно, что с Гитлером он пересекался, но сомнительно, что Гитлер перед ним начал бы так сильно откровенничать. Это было явно невыгодно Гитлеру, который в публичной политике выставлял себя как сторонник христианства, причем активным. Любая утечка информации подобного рода могла бы стать для Гитлера не очень приятной.

Также отметим, что Гитлер как антихристианин есть не во всех «застольных беседах», а исключительно в нескольких переводах. Особенно это заметно в переводе Хью Тревора-Ропера, чей перевод историки считают некорректным, так как, по их мнению, в перевод Тревор-Ропер внес много своего[4]. И если другие переводы еще вызывают споры, то перевод Тревора-Ропера, безусловно, относят в основном к фальшивке[5].

Почему это игнорируют сторонники христианства? Главный источник информации о том, что Гитлер был антихристианином — это книга весьма сомнительного автора, который некоторое время в Верховной ставке был юристом, причем даже не единственным. Никто, кроме него, из этой ставки о подобном же не свидетельствовал.

Ричард Докинз по поводу Гитлера отмечал следующее:

«В 1920 году близкий соратник Гитлера, впоследствии ставший заместителем фюрера, Рудольф Гесс написал о нём в письме премьер-министру Баварии: «Я очень близко и хорошо знаком с герром Гитлером. Это — необычайно благородный человек, исполненный бесконечной доброты, религиозных чувств, хороший католик». Мне, конечно, могут возразить, что, поскольку Гесс так отчаянно промахнулся с «благородством» и «бесконечной добротой», возможно, и «хорошего католика» не следует принимать слишком всерьёз! Вряд ли к Гитлеру можно без иронии применить эпитет «хороший» в его прямом значении; кстати, последнее замечание приводит на ум уморительный, самый нелепый из слышанных мною аргумент, почему Гитлер должен был быть атеистом. Много раз в разных вариантах повторялся следующий довод: Гитлер был дурным человеком, христианство учит добру, следовательно, Гитлер не мог быть христианином! Замечание Геринга о Гитлере «только католик может объединить Германию», следовательно, имело в виду просто воспитанного в католической вере человека, а не верующего католика?»[6].

Вот этот вопрос и рассмотрим подробнее. А также сравним, в пользу какой версии аргументов больше — в пользу того, что Гитлер был христианином или в пользу того, что Гитлер был язычником или атеистом.

Гитлер как христианин

Теперь рассмотрим версию, что Гитлер был христианином. Вначале об отношении Гитлера к язычникам и атеистам. Благо, Гитлер по этому поводу все же высказывался однозначно.

Вот позиция Гитлера по поводу язычников:

«Большинство же [язычников] пробиралось в наши ряды для того, чтобы продолжать тянуть свою собственную волынку и получить возможность проповедовать свои прежние старинные идеи. Ну, а что это были за идеи, это даже трудно пером описать.

Самым характерным для этих натур является то, что у них всегда на устах примеры из эпохи старогерманского героизма, что они постоянно болтают о седой старине, о мечах и панцирях, каменных топорах и т. п., а на деле являются самыми отъявленными трусами, каких только можно себе представить. Размахивая в воздухе зазубренными жестяными мечами, натягивая на себя страшную шкуру медведя и напяливая на голову самый страшный головной убор, они для текущего дня проповедуют борьбу посредством так называемого "духовного оружия" и разбегаются как зайцы при появлении первой же группки коммунистов с резиновыми палками в руках. Будущие поколения никак не смогут увековечить образа этих людей в новом героическом эпосе.

Я слишком хорошо изучил этих господ, чтобы испытывать к их фокусничеству что-либо другое, кроме чувства презрения. В народной массе они вызывали только смех. Появление таких "вождей" было только на руку евреям. Для евреев это были подходящие защитники идеи нового германского государства. К тому же претензии этих господ совершенно чрезмерны. Они считают себя умнее всех, несмотря на то, что все их прошлое красноречиво опровергает такую претензию. Наплыв подобных людей становится настоящей карой божией для честных прямодушных борцов, которые не любят болтать о героизме прошлых веков, а хотят в наш нынешний грешный век на деле выказать хоть немножко собственного практического героизма»[7].

Это не слова какого-нибудь юриста, который работал в ставке, а это слова самого Гитлера, его жизненная позиция, от которой он никогда не отказывался. Если тактические союзы со сторонниками эзотерики были возможны до победы полной, то после победы эти тактические союзы исчезали.

Например, Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф был создателем «Общества познания бога» и союза «Германский народ», часто негативно высказывался против официальных религиозных культов — католичества в особенности. После победы Гитлера его эзотерические структуры были запрещены, как и многие религиозные секты[8].

Еще один пример: Рудольф фон Зеботтендорф, неоязычник, который в 1933 году издал книгу «До прихода Гитлера: документы раннего периода национал-социалистического движения». Книга моментально была запрещена, а Зеботтендорф бежал из Германии. Причем это был сторонник нацизма с языческими взглядами[9].

Теперь по поводу атеистов. Гитлер говорил прямо:

«У нас не было сомнений, что людям нужна, необходима эта вера. Поэтому мы повели борьбу с атеистическим движением, и не только путём теоретических дискуссий: мы вырвали его с корнем»[10].

Под борьбой имеется в виду запрет атеистических обществ, потому что для Гитлера атеизм — практически синоним марксизма. Также Гитлер высказывался о светских школах:

«Светские школы недопустимы, так как в таких школах нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение без религиозного основания зиждится на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны основываться на Вере. Нам нужные верующие люди»[11].

Когда нацистская партия стала правящей партией, по инициативе Гитлера было закрыта организация Deutscher Freidenkerbund[27] (Немецкий союз свободомыслящих), где преимущественно находились атеисты, но не коммунисты. То есть нетерпимость Гитлера к атеизму очевидна.

Теперь же к вопросу о вере Гитлера. Во-первых, Гитлер состоял в нацистской партии, а там было 25 пунктов. В 24 пункте указано следующее:

«Мы требуем свободы для всех религиозных вероисповеданий в государстве, до тех пор, пока они не представляют угрозы для него и не выступают против нравственных и моральных чувств германской расы. Партия, как таковая, стоит на позициях позитивного христианства, но при этом не связана убеждениями с какой-либо определённой конфессией. Она борется с еврейско-материалистическим духом внутри и вне нас и убеждена, что дальнейшее выздоровление нашего народного организма может быть достигнуто путём постоянного оздоровления внутри себя. Последнее возможно осуществить, реализуя принцип приоритета общественных интересов над своими личными»[12].

Гитлер выступал за единство католиков и протестантов ради «высшей цели». Но, однако, партия однозначно называла себя христианской, и никогда от этого не отказывалась. В сети мы можем увидеть много фотографий с молебнов, где присутствуют члены партии НСДАП[13].

В 3 рейхе постоянно возводились новые храмы и почти любые общественные мероприятия не обходились без присутствия представителей культов. Выше приводилась цитата от христианского апологета «Успокоителя», где указывалось, что Гитлер якобы негативно был настроен к служителям культа.

А вот цитата Гитлера настоящая по поводу служителей культа:

«Надо признать, что на одного недостойного священника приходятся тысячи и тысячи честных пастырей, сознающих все величие своей миссии. В нашу лживую развращенную эпоху люди эти являются зачастую цветущими оазисами в пустыне»[7].

Однозначное высказывание Гитлера о том, что собой представляет нацизм как движение:
«Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение — христианское»[14].

Подобное Гитлер озвучивал лично и публично. Он всегда представлялся как сторонник христианского учения. Просто из-за того, что в Германии была специфическая ситуация (католиков и протестов было примерно одинаковое количество), НСДАП не выбирал конфессию конкретную, так как это могло бы расколоть движение. Гитлер прямо агитировал за то, чтобы ради нацистских идей объединялись католики и протесты.

В 1936 году с Гитлером беседовал кардинал Михаэль фон Фаульхабер, который после беседы докладывал Ватикану:

«Канцлер Рейха несомненно живёт с верой в Бога. Он признаёт христианство строителем западной культуры»[15].

Касательно 1941-45 гг., когда якобы и были написаны эти «застольные беседы Гитлера», адъютант Гитлера Герхард Энгель в своем дневнике писал, что Гитлер утверждал:

«Сейчас, как и раньше, я католик и навсегда останусь им»[16].

Заметим, что, конечно, считать это абсолютно достоверным свидетельством невозможно, однако это записано именно в 1941 году, а не в 1951, то есть это никакие не конъюнктурные соображения, а личная запись, которая соответствовала высказываниям Гитлера, как публичным, так и в узком кругу.

Период войны

Отметим, что в период нацистской Германии существовало отдельно движение «Немецкие христиане»[17], которое поддерживало идеи Гитлера и призывало в свои ряды всех христиан-протестов. Это движение не подвергалось никаким гонениям и до последнего дня поддерживалось нацистским режимом. Исчезло движение с самим режимом (лидер, как и Гитлер, застрелился).

Есть версия, что якобы в годы войны Гитлер резко стал негативно относиться к религии. Эта версия «подкрепляется» при помощи «застольных бесед Гитлера». Ссылаясь на «застольные беседы», отдельные западные историки считают, что Гитлер во время войны уж точно был «антиклерикалом»[18].

Эрих Редер писал, что после того, как Гитлер стал главой Германии, в армии в плане «духовного окормления» ничего не изменилось:

«Нацистская партия провозгласила „позитивное христианство“ в качестве составной части своей программы. Военные капелланы продолжали отправлять свои службы, как и до этого… Я старался поощрять возможно более тесное общение офицеров и слуг Божьих»[19].

Возможно, это касается лишь простой армии, но в том же СС были язычники? Так вот, в СС была брошюра «Тебя зовут СС», где было написано следующее:

«Вера — священное слово. Поэтому его не стоит употреблять всуе… Вера создает человека, безверие губит его…

Мы не верим в слепую судьбу, управляющую людьми. Однако мы верим в Божественное Провидение, вдохнувшее осмысленность в каждую жизнь, избравшее нас орудием Божественной Воли… Вы сами вольны решать, каким путем пойдете в этой жизни. Вами не управляет слепой рок. Вы выбираете по собственной воле — следуйте наставлению совести, ибо это путь к Богу. Это путь из вечности в вечность…

Никогда не проси награды — трудись во исполнение долга. Тот, кто требует от нас быть добрыми и набожными за серебряники, искушает нас и уводит от Бога. Он посланник дьявола, даже если сулит нам рай».

С СС все интереснее потому, что там была статистика. И вот: В 1940 году 54,2 % личного состава СС называли себя протестантами и 23,7 % — католиками[7]. Естественно, надпись Gott mit uns (бог с нами) на пряжках солдат третьего рейха символизирует не какого-то языческого бога, а именно бога христианского.

В годы войны активно использовалась тема «богоборчества» большевиков: изображались плакаты, где большевики разрушают церкви и кресты, а нацисты — оберегают их. Вместе с тем особо нужно сказать о православном культе.

Незадолго до войны в Германии появился православный кафедральный собор, причем построен был за государственный счет. Представители православной церкви в эмиграции писали Гитлеру:

Ваше Высокопревосходительство! Высокочтимый Господин Рейхсканцлер!

Когда мы взираем на наш Берлинский соборный храм, ныне нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости Вашего Правительства после предоставления нашей Святой Церкви прав юридического лица, наша мысль обращается с искренней и сердечной благодарностью прежде всего к Вам, как к действительному его создателю.

Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и создание сего храма. Наряду со многими другими предзнаменованиями этот храм укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной Родины еще не наступил конец истории, что Повелевающий историей пошлет и нам вождя, и этот вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу… лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду [20].

Православная церковь за рубежом в целом разделяла взгляды Гитлера и поддерживала его. К православной церкви на территории СССР белогвардейская церковь относилась негативно, причем постоянно данная церковь подчеркивала свой антисемитизм:

«Давнее тесное сближение с коммунистическим правительством, во главе которого стоит кровавый тиран Сталин и в котором участвует достаточное количество евреев, фанатически ненавидящих христианство и беспощадно истребляющих русский народ, набрасывает мрачную тень на облик нового патриарха»[21].

После начала войны многие православные деятели за рубежом открыто поддержали Гитлера. И это использовалось нацистской пропагандой активно. Чего стоят, например, слова Митрополита Серафима (Лукьянова):

«Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот»[7].

Религиозная политика на оккупированных территория была очевидна:

«представители германской администрации и офицеры вермахта помогали открытию храмов и даже приказывали делать это»[22].

Общая статистика по открытию храмов поражает:

Общая статистика открытых в оккупированных районах РСФСР храмов такова: на северо-западе — 470, в Курской области — 332, в Ростовской — 243, в Краснодарском крае — 229, Ставропольском — 127, в Орловской области — 108, Воронежской — 116, Крымской — 70, Смоленской — 60, Тульской — 8 и около 500 в Орджоникидзевском крае, Московской, Калужской, Сталинградской, Брянской и Белгородской областях, то есть всего примерно 2150 храмов. В Белоруссии было открыто не менее 600 храмов, а на Украине — не менее 5400 православных церквей[7].

Ну и официальную позицию нацизма изложил К. Розенфельдер в письме министру А. Розенбергу:

«Использование всех сил на Востоке в борьбе против большевизма также требует привлечения Православной церкви. Поэтому следует разрешить Православным церквам или православным церковным группам созвать всеобщий Синод или Поместный собор против большевизма. Эта уступка может в большей мере способствовать использованию Церкви в германских интересах и создать благоприятное впечатление у верующего населения»[23].

Нельзя сказать, что православная церковь всегда вставала на сторону нацистской Германии. Нет, тут все в основном зависело от того, кто контролировал территорию. Собственно на оккупированных территориях попы в основном молились за победу Германии в войне, а на территориях, которые контролировались СССР, молились за победу СССР. Ничего необычного тут нет.

Некоторые выводы

Какие выводы по поводу религиозных взглядов Гитлера можно сделать, исходя из имеющихся фактов? Во-первых, публично Гитлер всегда был сторонником христианства. Он всегда был противником как язычества, так и атеизма. Атеизм у него ассоциировался с коммунизмом, если судить по речам.

Даже если предположить, что тайно Гитлер негативно относился к христианству, то едва ли это что-то меняет. Тем более никаких оснований считать, что Гитлер был настроен против христианства, нет. В действительности большинство ультраправых движений в странах, где христианство являлось доминирующей религией, были христианскими.

Это и движения вроде Ку-клукс-клана, и фашистское движение в Италии, и движение фалангистов в Испании, а также в прошлом какие-нибудь черносотенские банды. Почему из этого списка «выпадает» Адольф Гитлер с нацисткой партией — понять сложно.


Тем более мы должны понимать, что антисемитизм в рамках христианской религии долгие годы считался нормой. Полно антисемитских высказываний и со стороны католиков, и со стороны протестантов. Например, Мартин Лютер был явным противником иудаизма и еврейского народа в целом. Вот что писал Лютер по поводу евреев:

«Я зарекся более не писать о евреях или против них. Однако когда я узнал, что эти жалкие, проклятые люди не устают заманивать к себе даже нас, христиан, я напечатал эту маленькую книжицу, чтобы находиться среди тех, кто противостоит действиям евреев, полным яда, и кто советует христианам быть настороже. Я бы ни за что не поверил, что христианин может быть втянут евреями в их изгнание и жалкое существование. Но бог этого мира - дьявол, и где бы ни отсутствовало слово Божие, задача дьявола упрощается, причем не только в отношении слабых, но и сильных. Да поможет нам Бог. Аминь»[24].

Если кто-то полагает, что католики терпимо относились к евреям, то стоит помнить про изгнание евреев из Испании[25]. Ну и в православной традиции было нечто схожее. Во-первых, евреи жили за чертой оседлости, то есть отдельно от всего общества, а также периодически имели место еврейские погромы.

Да и задолго до этой традиции антисемитизм присутствовал в христианстве. Например, святой Иоанн Златоуст писал:

«Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?.. Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте? Когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует, — останови, объяви о нём, чтобы тебе и самому не подвергнуться вместе с ним опасности»[26].

В принципе, нужно понимать, что более-менее терпимое отношение к евреям началось в лучшем случае с конца XIX века, причем со стороны далеко не всех христиан. До окончания Второй мировой войны антисемитизм внутри христианских групп был достаточно распространенным явлением. Он имеет место и сейчас, только в меньшей мере. И не является, естественно, официальной позицией ведущих церквей.

Поэтому делать вид, что никаким образом невозможно представить Гитлера христианином — это просто воспринимать историю как нечто механическое с «абсолютными законами», причем судить события по временам современным, игнорируя принцип историзма.

Источники

Источники

  1. Цифровая история: 5 мифов, оправдывающих Гитлера. URL: https://oper.ru/video/view.php?t=2080
  2. К какой религии относил себя Адольф Гитлер. URL: https://russian7.ru/post/k-kakoy-religii-otnosil-sebya-adolf-gi/
  3. Был ли Гитлер христианином? URL: https://ycnokoutellb.livejournal.com/36396.html
  4. Carrier, R.C. (2003). "'Hitler's Table Talk': Troubling Finds" German Studies Review 26 (3): 561-576.
  5. Prowe, Diethelm (2013). "Review Hitler by A. N. Wilson." Central European History 46 (02): 437.
  6. Докинз Р. Бог как иллюзия, 2016.
  7. Жуков. Д. «Оккультный Рейх». Главный миф XX века, 2009.
  8. David Nicholls, Adolf Hitler: A Biographical Companion, ABC-CLIO, 1 January 2000, p.159.
  9. Mark Sedgwick, Against the Modern World, p. 97.
  10. Baynes, 1942, p. 378.
  11. Мартин Лютер и Гитлер о боге, религии, морали и еврейском вопросе. URL: http://www.atheism.ru/library/Heimdall_1.phtml
  12. 25 Punkte Programm der Nationalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei. URL: http://www.documentarchiv.de/wr/1920/nsdap-programm.html
  13. https://imgprx.livejournal.net/fe3d252e99fde64913b7220885eefeb45f925c77/C_VvtWUOOQuT8jbBZxgMUu2TtCgrm-ZqCfcVuAwkuqfbKGj2GL8CfyiPEeBznXtraLfTAd-JqvY3QsC2mOntVlQm7VMIAxxQEmgI3efY_1wrKEH8VTISIfWHP-fdMz92cynIvoU4_Ypu5cX3MEAfFFA9rFfJ4SoFi8yrm5Npn2Y
  14. Речь в Пассау, 27 октября 1928
  15. Kershaw, Ian. Hitler a Biography. — W. W. Norton & Company., 2008.
  16. Toland, John . Adolf Hitler: The Definitive Biography. — New York: Anchor, 1992.
  17. 17. Эванс Р. Третий рейх. Дни триумфа: 1933—1939 — Астрель, У-Фактория, 2010.
  18. Burleigh, Michael (2001). The Third Reich - A New History.
  19. Редер Э. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. М., 2004.
  20. Церковная жизнь, 1938. № 5-6.
  21. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 328.
  22. Там же. С. 144.
  23. Одинцов М.И. «Власть и религия в годы войны. (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)», М., 2005. 540с.
  24. Почему Мартин Лютер был антисемитом? URL: https://inosmi.ru/history/20170422/239183161.html
  25. Цур Й, Евреи в эпоху перемен, с. 140, 2006.
  26. http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/zlato037.htm
  27. https://de.wikipedia.org/wiki/Deutscher_Freidenker-Verband