vcou

РПЦ и российское общество. Насколько религиозны граждане России?

vcxfdsf34tКонфликт в Екатеринбурге по поводу строительства храма в сквере завершился победой противников строительства храма[1]. В дело вмешался Путин, представители РПЦ признали поражение.

В целом граждане победили. На фоне этого конфликта необходимо понять, является ли РПЦ влиятельной организацией в обществе. А также является ли общество настолько религиозным, как заявляют церковники.

Религиозность россиян с точки зрения РПЦ

В РПЦ заявляют, что общество в России крайне религиозно. Почему это выгодно? Во-первых, потому что тогда власть будет в большей мере опираться на церковь, в том числе наделять церковь особыми правами и привилегиями.

Церковники при благоприятной ситуации добиваются статуса государственной религии, в чем нет никаких сомнений. Все притязания церкви рассчитаны на то, чтобы в перспективе церковь только расширялась.

Так что доводы церковников о количестве верующих граждан едва ли могут быть объективными. Так как чем больше верующих — тем выгоднее церкви. Что же заявляют церковники?

Цитируем не какого-то там попа, а главу церкви патриарха Кирилла:

«Около 75% россиян считают себя православными, а общее число членов Московского патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 млн человек»[2].

На официальном сайте РПЦ указывается, что православных в России от 50 до 80 миллионов человек[3]. Разброс, конечно, удивительный, так как эти данные явно противоречат высказыванию патриарха.

Интересный момент в том, что нигде нет ссылок, откуда они берут информацию. Судя по всему, из головы. Сегодня 50 миллионов, завтра 80, потом придумают еще что-нибудь. И тут не нужно быть каким-то гением, чтобы понять: разница в 30 миллионов уж очень сомнительное явление. Ошибиться при подсчете верующих, скажем, на сотню тысяч — это уже много, но не критично, а тут уж совсем странно все выглядит.

А патриарх привык, что паства его слова воспринимает как истину, поэтому и высказывается таким образом. И главное еще тут то, что никто не говорит о качестве подобных «православных», важно почему-то лишь количество. И это, очевидно, можно расценивать только как привлечение внимания со стороны власти, которая должна считать, что РПЦ обладает колоссальным влиянием в обществе и способна многим людям диктовать свои, в том числе политические, условия, нормы и законы.

Власть и религия

После краха СССР союз власти и православной церкви очевиден. Это и обязательные церковные обряды во время праздников, где участвуют представители высшей власти, различные подачки, реституция и многое другое.

Цель тут может быть только одна: власть хочет, чтобы россияне веровали. А все потому, что церковь предлагает верующим запомнить простую «истину» — всякая власть от бога. Поэтому РПЦ не только освящает нашу власть, но она же благословляет любые действия со стороны власти, например войны. Называя их «подвигом во славу божью».

Представители власти, будь то президент, депутаты Госдумы, сенаторы или еще кто, постоянно говорят о необходимости сотрудничества с церковью. Причем всегда выделяют православную церковь.

Вот что говорил Путин в этом году:

«Государство продолжит активно развивать созидательное партнерство с церковью во всех значимых областях, в первую очередь - в воспитании молодого поколения, в сбережении культурного достояния, в решении насущных общественных проблем»[4].

И это, как можно понять, не пустословие, а руководство к действию. Поэтому на главных мероприятиях страны представители РПЦ появляются практически гарантировано. И высказывают свою — выгодную нынешнему правительству — позицию.

Важно подчеркнуть, что РПЦ является придатком официальной идеологии, а вовсе не основой или важной составляющей частью. Дело в том, что политические партии, которые радикально выступали за установление православия как государственной религии, были в 90-е годы. Тогда же, в незначительный период 90-х, священники открыто участвовали в политике, становились депутатами. Но их участие в политике показало, что россияне не очень их хотят видеть «у руля».

Это положение грамотно резюмировал крупный специалист по РПЦ Н. А. Митрохин:

«Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви»[5].

Путин пользуется большой поддержкой среди населения, и он свой авторитет пытается перенести хотя бы отчасти на РПЦ, но не выходит. То есть Путин посещает храмы по праздникам, но большинство населения этого не делает. А ведь прошло с тех пор уже почти 20 лет, результат особо не изменился с тех пор.

По поводу «православного большинства»

Рассмотрим, насколько верны оценки церкви, когда заявляют по поводу 75-80% православных в России. Представители института социологии РАН отмечают в наши дни, что:

«Обращает на себя внимание низкий уровень востребованности у всех современных россиян (включая средние слои) религиозных организаций как форм общественной самоорганизации: почти во всех слоях и группах в них участвует лишь 1% (а в высокодоходной - вообще практически не участвуют). Этот ничтожный процент показывает, что постсоветское «возрождение религиозности» если и происходит, то как факт сугубо конфессиональной жизни, но не жизни гражданского общества, для которого церковь так и не стала (в отличие, например, от ситуации в Польше) существенным каналом социально-политической активности. Одной из причин этого, возможно, является то, что в традиционных конфессиях России индивидуальное самовыражение не приветствуется, а новые конфессии (как правило, западно-протестантского происхождения) не одобряются властями и потому не получают широкого распространения»[6].

Подобная оценка базируется преимущественно на исследованиях социологов о религиозности россиян. Практически любое исследование подобного толка прямо свидетельствует, что православных в религиозном смысле в России мало.

Много людей, которые называют себя православными, но по факту это такие православные, значительная часть которых отрицает существование бога. Например, среди опрошенных, православными себя действительно называет большинство, однако среди формально православных не верят в бога 30%[7].

А ведь этих людей РПЦ считает православными в подлинном (религиозном) смысле. То есть в РПЦ пытаются сделать вид, что реально 70-80% — православные христиане, которые хоть в какой-то мере являются преданными сторонниками религии. На деле лишь незначительная часть является активом РПЦ, причем незначительная часть — это еще очень мягко сказано.

Для того чтобы понять «качество» православных, которых к себе приписывает РПЦ, необходимо потихоньку отделять последовательных сторонников религиозного течения от формальных. Начнем, конечно, с того, что в бога не верят 30% православных. Грубо говоря, почти треть. Это много, но это не все, что нужно знать о численности и качестве верующих в РПЦ.

Возьмем конфликт на Украине. Тема жаркая, даже не столько религиозная, сколько политическая. Однако если мы смотрим на религию, то ни в коем случае не можем игнорировать так называемый религиозный раскол. Тем более что эта тема очень важна для церкви.

Следовательно, верующие должны интересоваться этим процессом, так как это удар по церкви и даже по российскому правительству отчасти. Однако лишь меньшинство верующих вообще хоть как-то трогает данный вопрос. Согласно опросам, это интересно только 21% тех, кто называет себя православным. Остальным либо данный вопрос не интересен вовсе, либо они даже об этом не задумываются[8].

Если мы предположим, что 21% — это искренние сторонники РПЦ, готовые следовать указаниям церкви, то ошибёмся. На самом деле и это завышенный показатель. Тут дело скорее в политической позиции, то есть любые акции Украины против России многими оцениваются как нечто негативное, а акции против Украины как нечто позитивное. Среди таких людей и есть «беспокойство», и не обязательно это религиозные лица.

Опрос о причастии россиян показал, что только 5% православных хотя бы раз в месяц причащаются. Причем 54% православных вообще заявили, что не причащались никогда и не собираются этого делать. Напомним, что речь идёт о людях, которые считают себя православными[9].

Подобные показатели можно приводить долго. Ограничимся еще парочкой важных: строго соблюдают посты лишь 2% православных[10]. И 2%, согласно статистике МВД, пришло в церкви отмечать пасху[11].

Также к этому отметим: среди людей, которые посещают церковь во время пасхи немало таких, кто посещает церковь только во время пасхи или других церковных праздников. То есть таких людей по факту очень сложно назвать активом РПЦ в том смысле, что они будут следовать прямым указаниям церкви в той же политике.

Следовательно, назвать процент россиян, на которых РПЦ оказывает решающее влияние, достаточно сложно. Но таких людей по факту мало. Это не православное большинство, а скорее маргинальные «фанатики», к которым население едва ли испытывает позитивные чувства.

Ну а пресловутое православное большинство — это люди, которые религией особо-то не интересуются. Исследователь РПЦ Митрохин о реальной картине в целом:

«РПЦ по-прежнему действует в очень небольшой социальной страте. Церкви по воскресеньям регулярно посещает не более полпроцента населения. 2,5% населения посещают храм несколько раз в год. И до 7,5% — те, кто имеет вообще какое-либо отношение к церковной деятельности: один-два раза в год зайдут, поставят свечку, сходят за крещенской водой. Это не очень большие показатели, и они несильно выросли за последние годы, во всяком случае — в соответствии со статистикой МВД, которое ведет подсчет верующих в храмах на Рождество и на Пасху»[12].

В этом плане ситуация особо не отличается от периода «возрождения религии». В учебнике «социология религии» приводились следующие данные:

«В статье "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее" игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их "русскости"»[13].

Следовательно, особых успехов со времен «возрождения религии» никто заметить не способен.

Зачем тогда власти нужна РПЦ?

Может показаться, что приведенные выше данные свидетельствуют о том, что РПЦ как организация ничего собой не представляет. Это не так. Грубо говоря, если РПЦ контролирует в полной мере даже 0,5-1% населения, даже если эти люди — маргиналы, все равно это означает, что РПЦ — влиятельная организация. Так как 0,5-1% от 146 миллионов — реальная величина.

Власть заинтересована в том, что такие сплоченные люди поддерживали её, верили, что всякая власть от бога. Потому что сплоченная группа, объединенная вокруг одной идеи последовательно — большая редкость для Российской Федерации. Так как в РФ — атомизированное общество[14].

Это доказывается очень легко. Мы можем вспомнить, например, непопулярную пенсионную реформу и многие другие подобные ситуации. По факту против пенсионной реформы выступало большинство, даже, согласно опросам, вначале 53%, а затем и 35% были готовы протестовать против данного решения[15]. Но протестовали единицы. Вероятно, менее 1%.

И это относится практически к любым социальным и политическим группам России, так как эти группы существуют не в рамках солидарного общества. Кто-то может подумать, что противоречие — выступления против строительства храмов, когда храмы пытаются построить в парке или в сквере. Но это не совсем так.


Представьте себе ситуацию, что вот вам заявляют: ваш дом сносят и на его месте построят резиденцию патриарха Кирилла. Естественно, большинство тогда выступит против, то есть люди, которые никак друг с другом не соприкасались, естественно, в такой ситуации выйдут на улицу и, возможно, даже победят. Но затем разойдутся.

У РПЦ же есть постоянный актив тех же фанатиков, готовых в любой момент и по любому поводу действовать в интересах данной организации. Аналогичным же образом, например, в 90-е годы действовали победители бандитских сражений. Они формировали структуры и из-за их реальной силы власть с подобными лицами реально считалась, договаривалась и делилась привилегиями. Поэтому сейчас многие люди той эпохи занимают серьезные позиции если не в государстве, то в каких-нибудь крупных компаниях.

Поэтому недооценивать РПЦ также не стоит. Хотя это организация, у которой слабый актив, но все же это именно актив. Мало кто подобным в современных условиях может похвастаться.

Во что верят россияне?

Рассмотри веру как нечто скорее стихийное, непоследовательное, то есть возьмём явления вроде формального православия и таким образом определим, во что люди верят, но опять же эта вера зачастую ни к чему не обязывает.

Исследователь РПЦ Николай Митрохин уверен, что «Россия религиозна, но не православна»[16]. Собственно если мы возьмём опросы на специфические темы, то тут тоже очень много интересного.

Например, в существовании дьявола уверены лишь 16%, а в существовании ада 17%[17]. Но это все еще имеет отношение к церкви. А что будет, если спросить насчет порчи? В неё верят 24%[17]. В колдовство в целом верит 36%[18]. В приметы верит вообще 50% россиян[19].

Так что в целом данные неутешительны. Потому что по факту значительная часть населения в принципе не знакома с научной картиной мира, а поэтому любой онтологический вопрос может быть разрешен при помощи вмешательства сверхъестественных сил или чего-то подобного.

Итак, несколько тезисов о современном состоянии российского общества и о его религиозности:

  • Общество индифферентно по отношению к религии в основном. Это не вера и не атеизм, а скорее апатеизм, но с самоидентификацией «русский — значит православный». Это присутствует благодаря идеологии нынешнего правящего класса.
  • Общество свободно не только от религиозных догм, но и от научной картины мира, причем с каждым годом, судя по опросам, данные показатели ухудшаются. Ведь уже треть россиян считает, что солнце крутится вокруг земли.
  • У РПЦ нет оснований приписывать себе в актив 70-80% православных. Эти люди далеки от церкви. Однако в то же время у РПЦ есть пускай и условный 1%, зато эти люди активные и последовательные, в отличие от многих других социальных групп в российском обществе. И за счёт этого представители религиозного культа добиваются от властей куда большего, чем даже группы более многочисленные, но менее организованные.

Источники

Источники

  1. Скверный вопрос. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/05/23/80625-skvernyy-vopros
  2. В России недосчитались верующих. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2019-03-05/10_460_opros.html
  3. Число православных в мире. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/worldorth.htm
  4. Путин: государство будет продолжать развивать партнерство с РПЦ. URL: https://tass.ru/obschestvo/6064313
  5. Митрохин Н. А. Русская православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006
  6. Выполняют ли российские средние слои роль социального стабилизатора? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vypolnyayut-li-rossiyskie-srednie-sloi-rol-sotsialnogo-stabilizatora
  7. 30% православных считают, что Бога нет. URL: https://takiedela.ru/2017/04/takaya-rossiya-cerkov/
  8. Большинство россиян не беспокоит раскол Украинской православной церкви. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3826401
  9. Большинство православных в России никогда не причащается. URL: http://politsovet.ru/60974-bolshinstvo-pravoslavnyh-v-rossii-nikogda-ne-prichaschaetsya.html
  10. Великий пост-2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9590
  11. На Пасху в храмы пришло менее 3% жителей России. URL: https://www.ridus.ru/news/250174
  12. Взглядам патриарха Кирилла отвечает католическая модель устройства церкви. URL: https://meduza.io/feature/2019/02/01/vzglyadam-patriarha-kirilla-otvechaet-katolicheskaya-model-ustroystva-tserkvi
  13. Гараджа В. Социология религии, 2005.
  14. Ильин А.Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма // Горизонты гуманитарного знания, 2015.
  15. «Левада-центр»: число россиян, готовых протестовать против пенсионной реформы, снизилось. URL: https://www.znak.com/2018-09-27/levada_centr_chislo_rossiyan_gotovyh_protestovat_protiv_pensionnoy_reformy_snizilos
  16. Исследователь РПЦ Николай Митрохин: «Россия религиозна, но не православна». URL: https://republic.ru/posts/82843
  17. Во что верят россияне? Инфографика. URL: http://actualcomment.ru/vo-chto-veryat-rossiyane-infografika-1711161322.html
  18. Колдовство, сглаз, порча: навстречу Хэллоуину-2016. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115928
  19. Неутешительная статистика от ВЦИОМ: экстрасенсы и НЛО сдают позиции, но в колдовство, приметы и предсказания верит половина россиян. URL: https://habr.com/ru/post/386147/