vcou

Религиозность россиян: наиболее распространенный пол и возраст верующего в 2019 году

РелигиозностьРассматривать религиозность общества исключительно по переменным: пол и возраст не совсем верно. Это не картина в целом, не потрет верующего, а скорее зарисовка к данному портрету. Рассмотрим, какой пол и возраст типичного верующего в России в 2019 году.

В данном случае мы не учитываем экономическое, социальное положение и тем более такой момент, что общество до краха СССР было в основном нерелигиозным, причем нельзя сказать, что прямо идейно атеистическим, скорее безразличным к религии.

А затем был резкий скачок, и в 90-е появилось такое явление, как формальная религиозность, когда большинство относило себя к той или иной религии, что приветствовалось на высшем уровне и считалось поведением социально одобряемым, тогда как критика религии именно в начале 90-х, на первых порах «возрождения духовности», не приветствовалась как минимум.

Однако затем интерес к религии начал явно спадать и поддерживался преимущественно за счет государственной политики. Спад посещаемости храмов признавался на высшем уровне, например прошлый патриарх Алексий II отмечал в 2004 году:

«Сегодня нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера: это общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской деятельности, слабая посещаемость храмов молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения»[1].

Несмотря на этот момент, РПЦ сумела пролоббировать проект, чтоб в школах преподавались «Основы православной культуры». Это предмет, который можно выбрать из комплекса «Основы религиозных культур и светской этики», однако в то же время по нему есть ряд вопросов.

Во-первых, в отдельных регионах к этому предмету прямо принуждают. Простой пример:

«Псковские школьники начальных классов обязаны изучать факультативный предмет «Основы православной культуры». Об этом узнали родители и запросили информацию у администрации учебного заведения. Руководство объяснило, что это — требование исполнительной власти города, и если ребёнок не будет посещать занятия, его ждёт незачёт. Городское управление образования рассказало родителям, что курс преподаётся как “светский учебный предмет”»[2].

Ну и плюс к этому нужно также сказать, что в отдельных российских регионах еще до 2012 года «Основы» преподавались как безальтернативный курс. Например, в Курской области с 1996 года[3].

Следовательно, все это должно с точки зрения религиозных деятелей приносить некие плоды, вот это и проверим.

Пол

По всей вероятности, если взглянуть на любые фотографии с верующими, то может сложиться впечатление, что женщин просто в разы больше, чем мужчин, особенно это актуально на фотографиях с массовых событий (крещение, пасха).

Посмотрим, насколько это коррелируют с самоидентификацией граждан по опросам. Итак, по опросу Фонда «Общественное мнение»[4], 79% населения относят себя к той или иной вере, иногда речь идет о просто «духовных практиках», то есть не религии в традиционном понимании слова, просто это люди, которые верят в некие высшие силы.

Среди них православных — 65%, сторонников ислама — 7%. Из этого и будем исходить. Если брать православие, то сторонниками данной традиционной религии себя считает 57% мужчин и 71% женщин. По исламу — 9% мужчин и 7% женщин.

По поводу ислама очевидно: достаточно распространено явление миграции в России на работу из среднеазиатских республик, и преимущественно это, конечно, мужчины, а не женщины, отсюда и получается, что в процентном отношении мужчин больше.

Но вот если брать титульную нацию и большинство в целом, то тут очевидный перевес в сторону женщин. Хотя и нельзя сказать, что он сильный именно в плане самоидентификации, то есть тут разница не в несколько раз. К сожалению, у нас нет аналогичных данных о воцерковленных гражданах, так как тут, возможно, перевес был бы значительнее.

Возраст

С возрастом все намного интереснее, потому что так можно определить, какое поколение более религиозно. А также проверить, насколько эффективно работает церковная пропаганда среди молодежи, так как для этого делается немало (уроки «Православной культуры», а еще недавно в Госдуме вообще предложили на уроках литературы изучать библию[5]).

Причем самое забавное, что библию предложили изучать вместо «Архипелага Гулаг», который является мифом. Собственно говоря, по поводу «Архипелага», конечно, можно сказать, что там много лжи, причем данную книгу разоблачали представители научного сообщества, профессиональные историки[6].

Но при всем негативном отношении к Солженицыну, едва ли есть сомнения в том, что в библии мифов по крайней мере не меньше, чем в произведении Солженицына. Абсурдно делать такую замену. Это как менять гомеопатию на уринотерапию, например.

Данные по возрасту верующих в России возьмём из крупного опроса ВЦИОМ[7]. По опросу ВЦИОМ сторонников православия 63%, то есть разница с опросом ФОМа в рамках статистической погрешности.

Итак, рассмотрим на этот раз исключительно сторонников православия по возрасту, потому что представители других религий по сравнению с православием не дадут практически никаких точных данных. Их слишком мало.

По возрасту все выглядит интересным образом:

18-24 года — 23%

24-35 лет — 62%

34-44 года — 65%

45-59 лет — 65%

От 60 и более лет — 74%

Как можно заметить, результаты примечательные. Возможно, отчасти они обусловлены тем, что массовый пик религиозности, который пришелся на 90-е годы, активировал религию как формальную принадлежать человека, но эта связь с каждым поколением ослабевала.

То есть людям, которые родились в конце 80-х и начале 90-х родители еще передали формальную религиозность, а вот новое поколение, как видим, «духовностью» больно в минимальной мере.

И именно по этой причине служители культа так сильно активизировались: они осознают, что их влияние на нынешнее молодое поколение крайне низко, так как среди молодежи выпячивать религиозность сегодня, мягко скажем, «не модно». Тогда как, например, в 90-е годы, особенно в начале и середине, посещение храмов считалось чем-то обыденным даже среди лиц такого возраста.

***

Если смотреть по опросам, то «средний верующий» по полу и возрасту — женщина за 60 лет. Собственно ситуация особо не меняется в этом плане с 90-х. Да и с тех пор принципиально что изменилось? Вот взять учебник «Социология религии» и прочитать о ситуации 90-х:

«В статье "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее" игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их "русскости"»[8].

Изменилось вот что: больше людей формально себя причисляет к православию, это факт. Но это единственное, чего добились власти с тех пор, потому что посещаемость храмов — а значит воцерковленность — с тех пор особо не увеличилась. Причем у многих создается впечатление, что уменьшилось число воцерковленных, хотя это, судя по всему, не так.

Просто тут есть разница в следующем: ранее храмов было намного меньше, поэтому храмы были переполненными нередко, особенно во время праздников. Сейчас же храмов более чем достаточно (но не для РПЦ, там стройка идёт полным ходом), и поэтому может уменьшиться число посетителей наиболее массовых в прошлом храмов, так как люди предпочитают «шаговую доступность», что понимает РПЦ и именно поэтому занимается строительством храмов шаговой доступности, а не реставрируют многие храмы в глубинке, которые являются заброшенными и не интересуют церковь.

Есть исключительно интерес в максимизации прибыли и, конечно, последующем расширении, экспансии, в чем сомнений нет. Церкви не очень-то нравится, что основная аудитория православных храмов — женщины за 60 лет, потому что тут имеются следующие проблемы: низкие доходы (в основном пенсия), нередко негативный образ церкви.

Негативный образ создается отчасти из-за подобной среды, которая нередко бывает токсичной. Например, в условном храме скапливается масса женщин за 60, которые «познали истину», и к новым прихожанам они могут относиться негативно, постоянно их действия критиковать, что, мол, не так шапку надел, не так перекрестился, не так поцеловал икону и прочее.

Именно поэтому церковь всеми силами пытается привлечь на свою сторону молодежь. Если в начале нулевых РПЦ резко критиковала тот момент, что дети могут стать зависимыми от интернета, то сейчас сами же миссионеры от РПЦ активно действуют в сети, есть видеоблоги, например.

Характерно признание патриарха Кирилла:

«У нас с вами непочатый край работы. Нам нужно в десятки, сотни раз увеличивать молодежный православный актив. Недавно мне представили подробную статистику, и цифры там вроде большие: сегодня в Русской православной церкви примерно 49,5 тысячи составляет молодежный актив. Неплохо. И ведь это только актив, не вся церковная молодежь. Но если все это разделить на общее количество крещеных молодых людей православного воспитания, то пропорции будут не в нашу пользу»[9].

Впрочем, учитывая сейчас авторитет религии и достаточно критический настрой молодежной массовой культуры по отношению к религиозным культам, едва ли у РПЦ есть шансы привлечь на свою сторону именно молодое поколение. И навязывание «православной культуры», под чем скрывается «Закон божий», о чем прямо говорил патриарх Алексий II[10], конечно, пока мы можем считать для РПЦ экспериментом неудачным.

Источники

Источники

  1. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы. URL: https://mospat.ru/archive/2004/12/8340/
  2. Родители школьников выступили против православных уроков. URL: https://www.rotfront.su/roditeli-shkolnikov-vystupili-proti/
  3. Регулирование межконфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций и иные вопросы религии в законодательстве субъектов Российской Федерации. URL: http://www.dpr.ru/pravo/pravo_22_13.htm
  4. Влияние РПЦ на общественную жизнь, политику, культуру. URL: https://fom.ru/TSennosti/14179
  5. В Госдуме предложили заменить «Архипелаг ГУЛАГ» на уроках литературы на Библию. URL: https://vz.ru/news/2019/6/30/984970.html
  6. Книга, обманувшая мир: сборник критич. статей и материалов об «Архипелаге ГУЛАГ» А.И. Солженицына, 2018.
  7. Православная вера и таинство крещения. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9847
  8. Гараджа В. Социология религии, 2005.
  9. РПЦ столкнулась с наследием "лихих 90-х". URL: https://ria.ru/20190824/1557848484.html
  10. Закон божий или "православная культурология". URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2002-10-30/1_law.html