vcou

Будет ли бог в Конституции России? О предложении патриарха Кирилла вписать бога в конституцию

15 января 2020 года президент Владимир Путин заявил о том, что в Конституцию пора внести поправки. Для этого сформировали рабочую группу, которая рассматривает варианты, как можно изменить Конституцию.

В процессе хотят поучаствовать разные силы, закрепляя свое влияние в основном законе стране. Обсуждение поправок в Конституцию не могли проигнорировать религиозные лидеры.

Патриарх Кирилл вскоре после предложения президента заявил, что было бы неплохо изменить Конституцию таким образом, чтобы там хоть как-то упоминался бог. Рассмотрим, насколько это предложение адекватно и могут ли его принять.

Предложение патриарха

Патриарх Кирилл сказал, что большинство россиян верит в бога. Поэтому необходимо упомянуть бога в Конституции:

«Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем основном законе упоминался Бог. Если в гимне может быть "хранимая Богом родная земля", почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции? Пока еще этого нет, но я думаю, что общими усилиями и молитвами мы будем содействовать тому, чтобы такая возвышенная идея, каковой является вера в Бога, которая формирует нравственность и личную, и общественную, и политическую, чтобы она присутствовала в том числе и в нашей Конституции. Считаю, что сегодня можно было бы начать дискуссию об этом»[1].

При этом глава РПЦ подчеркнул, что речь идет о боге не только православных христиан:

«Большинство российских граждан в Бога верят. Я не говорю только о православных - я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других».

На самом деле аргумент, что большинство во что-то верит, сложно назвать серьезным основанием для принятия решения. Возможно, большинство верит в приметы, но это ведь не означает, что приметы необходимо упомянуть в Конституции.

Как же можно вписать бога в Конституцию России? Его хотят церковники вписать в преамбулу. На данный момент преамбула такая[2]:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вероятно, сюда при желании действительно можно вписать бога. Например, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» заменить «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро, справедливость и бога».

Ну, или какие-то другие аналогичные варианты. Это не суть. Бог действительно упомянут в гимне России, а также нужно отметить, что в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» упомянут хотя и не бог, но православный культ и другие «традиционные религии»[3]:

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Так что со стороны церковников в этом предложении явно нет «ничего необычного», и они рассчитывают на то, что предложение примут. Потому что тогда будет зафиксировано в основном законе привилегированное положение «традиционных религий», особенно РПЦ. Кто бы что ни говорил, но если по требованию лидера религиозной организации вносят поправки в Конституцию, то это означает, что государство не такое уж и светское.

На данный момент епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) предложил так вписать бога в Конституцию:

«Едва ли, в отличие от, например, ирландской Конституции («Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти…»), у нас прозвучит что-то наподобие «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный промыслом и милостью Бога общей судьбой на своей земле...» (хотя мне нравится). Но вот фраза: «Чтя память предков, передавших нам веру в Бога, любовь и уважение к Отечеству… » — представляется вполне уместной и справедливой. Вера в Бога — это конституирующий признак нашего народа»[24].

Сторонники предложения патриарха Кирилла

Предложение патриарха Кирилла поддержало немало людей. Понятно, что позитивно к этой идее отнеслись служители культа и отдельные политические деятели, которые всегда были лояльны к РПЦ.

Ближайший соратник патриарха Кирилл митрополит Иларион заявил:

«Бог нужен всем - как верующим, так и неверующим: даже если они не признают существование Бога, все равно они от Него зависят - их здоровье от Него зависит, их жизнь Им дана»[4].

Удивляться тому, что для основных функционеров церкви древнееврейская мифология — истина, конечно, не приходится. Но в то же время неверующие едва ли готовы согласиться с митрополитом Иларионом. Тем более что его аргумент лишен научных оснований, с таким же успехом можно сказать, что здоровье людей зависит от древнегреческого бога Зевса или какого-нибудь Велеса. Для чего нужно в Конституцию вносить желание людей с магическим мышлением? Вероятно, только для того, чтобы подкрепить их веру в это самое магическое мышление.

Стоит относиться к позиции Илариона и патриарха Кирилла как к позиции всей церкви. Потому что эти люди — руководители церкви, им должны подчиняться люди, которые иерархически находятся ниже. По этой причине само предложение патриарха Кирилла раскритиковали только церковные оппозиционеры вроде Кураева.

Представители ислама пошли дальше патриарха Кирилла. Талгат Таджуддин, 1-й Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, заявил:

«В нашем гимне Бог уже упомянут. Значит, есть все основания упомянуть Всевышнего и в Основном законе России».

И добавил, что государство должно помогать традиционным религиям «морально и материально»[5].

Вот этот пункт особенно интересен. Что значит — государство должно помогать материально? Неужели государство, по мнению Таджуддина, должно, например, ежемесячно выделять религиозным деятелям бюджетные деньги или еще что? Это уж точно противоречит светскому характеру государства.

А вот как обосновывает данное решение первый заместитель главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков:

«Патриарх Кирилл призывает народ и элиты не бояться прямо заявить о своей вере, о своей идентичности, о своих убеждениях и о своих намерениях строить свободное общество на нравственных основаниях. Это не ослабит, а наоборот, укрепит Россию и привлечет к ней уважение миллионов жителей планеты, в разы увеличит символический капитал нашей страны»[6].

Щипков несколько иначе трактует слова патриарха Кирилла. Дело в том, что Кирилл как раз заявлял, что включить абстрактное понятие «бог» в Конституцию — это выгодное решение для верующих всех конфессий. А тут же Щипков четко указывает, что это исключительно в интересах конкретной религии и идентичности. Он, безусловно, честнее патриарха Кирилла в данном случае.

Также поддержали идею патриарха Кирилла некоторые депутаты «Единой России». И первый здесь — Виталий Милонов, который не просто является сторонником РПЦ, но еще и прислуживал пономарём в церкви. Более того, сам Милонов указывал, что его давняя мечта — стать священником[7]. Милонов не исключает, что если покинет политику, может стать священником.

Так что Милонов поддержал на 100% предложение патриарха и еще предложил включить в Конституцию полный запрет абортов[8].

Спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров заявил:

«Я целиком и полностью поддерживаю позицию Святейшего патриарха Кирилла. Россия - православная страна. Россия - миродержавная сила. Как мы говорим, последняя надежда Бога на земле»[9].

Как видно, высший чиновник не говорит, что Россия — светское государство, для него главное то, что Россия — православная страна, хотя ни в каком законе это не указывается. А утверждение, что Россия — последняя надежда бога на земле, прямо скажем, комично.

На идею вписать бога в Конституцию интересно отреагировал депутат Александр Ильтяков («Единая Россия»), который объяснил, почему данную идею, скорее всего, не поддержит большинство его коллег:

«Они побоятся сделать этот шаг, взвалить на себя такую ношу. А если мы примем на себя такую ношу, то мы пощекочем дьявола за бороду. Внести в преамбулу Конституции слова о Боге — серьезный шаг, это значит отречься от своей мирской жизни во имя духовного. Многие ли на это готовы?».

На этом мракобесие не заканчивается. Депутат продолжает рассказывать интересные истории:

«Власти занимаются строительством школ, но у нас нет детей, которые бы ходили в эти школы. Посмотрите, сколько в районах брошенных школ! А потому что русская женщина не рожает, у нее нет уверенности в завтрашнем дне, а именно вера дает русской женщине цель и уверенность. Деньги не есть цель»[10].

Важно указать на обман со стороны депутата. Потому что в плане школ есть статистические факты: по результатам аудита Счётной палаты было выявлено:

«Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц»[11].

По каким районам депутат ходит и видит брошенные школы — большая загадка. Но даже если он и видит эти самые брошенные школы, то их закрыли исключительно из-за оптимизации. Подробности этого позорного процесса раскрыты в документальном фильме Константина Сёмина «Последний звонок»[12].

Остается только радоваться, что в Госдуме есть адекватные депутаты, которые только и занимаются, что «щекочут дьявола за бороду». Радует, что за столь важные вещи полагается зарплата в размере 400 тысяч рублей.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов сообщил следующее:

«Статья 14 Конституции РФ устанавливает отделение церкви от государства, и там упоминается, что ни одна из религий не может устанавливаться в качестве официальной. То есть если бы патриарх предложил сделать официальной религией православие либо ислам, буддизм, тогда бы это противоречило светскому характеру нашего государства. С точки зрения светского характера государств и упоминания Бога в конституции, думаю, нет противоречий, потому что это не означает превращения государства в теократическое»[13].

Что значит этот комментарий? Прежде всего то, что Ельянов воспринимает понятие «бог» как абстрактную категорию, которая ни на что особо-то не повлияет. А если религиозным деятелям это упоминание так уж важно — почему нет?

Примечательно, что идею патриарха Кирилла поддержал лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Безусловно, было бы наивно заявлять в очередной раз, что это какое-то противоречие, когда лидер коммунистической партии поддерживает такие вещи. На деле для Зюганова это не является чем-то странным. Он продвигает позицию еще с начала девяностых, что между коммунизмом и религией никаких противоречий нет[14].

Аргументы Зюганова интересны:

«Этот образ соответствует нравственно-духовным основным ценностям нашей державы. В послании апостола Павла есть главный лозунг коммунизма — кто не работает, тот и не ест. Собственно говоря, во многом моральный кодекс строителя коммунизма списали из Библии. И кто бы там ни пытался говорить другое, то просто положите рядом эти документы»[15].

Почему данная аргументация лишена логики? Во-первых, потому что он из посланий апостола Павла Зюганов берет то, что ему нравится. Он не берёт, например, указание рабам — подчиняться своим господам, игнорирует какие-то внутренние культовые вещи, но пытается среди всего написанного найти какую-то мелочевку. Причем штуку предельно банальную. Что-то подобное мог сказать кто угодно, это банальность, а не открытие; здесь нет конкретно коммунистической позиции.

Более того, Зюганов заблуждается, что цитата апостола Павла является «главным лозунгом коммунизма». На самом деле как такового «главного лозунга» у коммунизма нет, но условно все же корректнее в качестве лозунга привести «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»[16], чем «кто не работает, тот не ест».

По поводу морального кодекса строителя коммунизма. На самом деле Зюганов, скорее всего, повторяет все за Путиным и Бурлацким. Путин вот тоже заявляет, что моральный кодекс строителя коммунизма — это «примитивная выдержка из Библии»[17]. При этом Путин, скорее всего, плохо знаком с понятием примитивность. Так как для него текст середины XX века является чем-то более примитивным, чем древнееврейские тексты, что весьма странно.

Фёдор Бурлацкий заявлял о «моральном кодексе» следующее:

«— Знаешь, Фёдор, позвонил «наш» (так он звал Пономарёва) и говорит: «Никита Сергеевич Хрущёв просмотрел всё, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трёх часов его переправить в Москву».

И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой ― «свобода», третий ― «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.

Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошёл на “ура”»[18].

То есть текст, написанный за полтора часа, где не использовались прямо библейские положения, а где «по памяти» авторы что-то придумывали, Зюганов сравнивает с библией.

Надо сказать, что библия — это объемный труд, а моральный кодекс — это вот:

  1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
  2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
  3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
  4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
  5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
  6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
  7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
  8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
  9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
  10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
  11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
  12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Сложно теперь, спустя время, сказать, действительно ли авторы «вдохновлялись» библией или же нет. Но даже если и вдохновлялись, то минимально, как видно из самого кодекса. Большая часть того, что в нём указано, никакого отношения не имеет к библии. Да и если человек считает этот кодекс главный документом коммунизм, то, мягко скажем, адекватным его назвать нельзя. Ведь по сути это всего лишь 12 лозунгов — ни больше ни меньше.

Понятно, что по данному вопросу наиболее важно мнение Владимира Путина. Однако Путин никак не прокомментировал ситуацию. Его позицию озвучил пресс-секретарь Песков:

«Состав комиссии очень широкий, там высказываются разные точки зрения, формулируются разные предложения, в том числе и это предложение будет там обсуждаться»[19].

Подобная реакция означает, что Путин оценивает ситуацию и пока на 100% не решил, что делать с данным предложением. При этом скажем сразу, что отдельные предложения Путин заранее либо отверг, либо поддержал.

Противники предложения патриарха Кирилла

Далеко не все поддержали предложение патриарха Кирилла. Например, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы Павел Крашенинников считает:

«Моя точка зрения, что Бог, если он есть в душе, то он есть, независимо от того, будет ли он прописан в тексте закона или нет. Есть другие тексты, которым мы можем следовать»[20].

Отметим при этом, что Крашенинников — член рабочей группы по внесению поправок в Конституцию России. И нужно сказать, что он один из основных членов данной группы, если смотреть по статусу.

Заместитель председателя Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России, член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Ирина Киркора также высказалась против предложения патриарха:

«Упоминание бога в основном законе противоречит статье 14 Конституции о том, что Россия является светским государством. Внесение данной правки некорректно также из-за многоконфессиональности России и из-за того, что некоторые россияне являются атеистами»[21].

Интересно, что как сторонники патриарха, так и оппоненты указывают то, что упоминание бога либо противоречит, либо не противоречит 14 статье Конституции. Нужно привести текст данной статьи[22], которую точно менять не будут в рамках поправок к Конституции:

  1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Противоречит ли данному положению из основного закона страны упоминание бога? Сложно сказать, если честно. Однако в то же время действительно аргумент члена СПЧ здесь уместен. Так как если все религиозные объединения отделены от государства и равны, то упоминание одного бога — штука противоречивая. Ведь опять же помимо атеистов есть религиозные люди, которые верят в то, что существует не один бог, к примеру. Таким образом эта ситуация может в какой-то мере противоречить 14 статье Конституции.

Андрей Кураев оригинально прокомментировал ситуацию:

«Если стоит задача максимально расширять свое влияние и, ссылаясь на наличие этого слова в гимне, требовать административно-финансовой и иной поддержки от государственных структур, то тогда, конечно, такая новелла в Конституции кому-то нужна.

Это проявление того, о чем мне приходилось ни один раз говорить. В православие не встроен ген политического аскетизма. Наши епископы могут отказаться от сосиски, от сексуальной радости. Но когда появляется возможность взять еще кусочек власти над людьми, они никогда не отказываются»[23]

В этом есть смысл. Потому что очевидно: патриарх не хочет просто, чтобы было упоминание бога. Это не какая-то формальность. Это на самом деле доказательство влияния православия, и если идею примут, то у патриарха будет куда больше оснований для других требований в интересах своей организации.

Остальные реплики против предложения патриарха Кирилла цитировать бессмысленно, потому что большая часть содержит те же аргументы, что и приведены выше: противоречие светскому характеру государства и расширение влияния церкви в плане принятия решений на высшем уровне, что тоже противоречит светскому характеру государства.

***

Впишут ли бога в Конституцию? Если исходить из имеющихся фактов, то это вопрос спорный. Опять же отметим, что отдельные предложения, которые требуют включить в Конституцию, уже поддержаны на высшем уровне, например предложение запретить отчуждение территорий России, а вот предложение вписать бога в Конституцию на высшем уровне поддержку на нашло.

Но в то же время со стороны Путина или его пресс-секретаря Пескова не было комментариев, где бы говорилось, что бога не впишут в Конституцию. Тут можно сказать, что этот вопрос будет решаться на высшем уровне, и исход покажет, будет ли усиление влияния церкви в России или нет.

Аргументы в пользу данного решения на данный момент следующие:

  • В России большинство людей верит в бога;
  • Это укрепит нравственные основы российского общества.

Как можно понять, эти аргументы не особо-то корректны с точки зрения права, и доказать их невозможно. Например, если кто-то действительно считает, что упоминание бога в Конституции укрепит нравственные основы общества, то это попросту глупость, потому что общество с Конституцией вообще не знакомо, что признал пресс-секретарь Путина Песков, который также отметил, что даже отдельные члены рабочей группы по поправкам в Конституцию её никогда не читали[25].

А то что большинство во что-то верит — разве значимая вещь? Допустим, большинство верит в существование привидений. И что? Нужно это вписывать в Конституцию? Большинство, согласно опросам, верит во многие вещи, и включать их все в Конституцию России как-то странно. Конституция все же нормативный правовой акт, а не отражение общественных предрассудков, невежества и глупости.

Аргументы против включения бога в Конституцию тоже очевидны:

  • Это противоречит 14 статье Конституции;
  • В России проживают не только верующие в единого бога люди.

В данном случае аргументы логичны, и их сложно не учитывать. Но думать, что если нечто логично, то подобное будет учитываться партией «Единая Россия», Владимиром Путиным и др. представителями власти — наивно.

Для этих людей в приоритете реальная политика, прагматизм. Очевидно то, что атеисты, антиклерикалы — не их целевая аудитория, тогда как активные сторонники РПЦ — скорее да.

С другой стороны, почему сразу эту идею не поддержали на высшем уровне? Возможно, хотя власть и поддерживает РПЦ, но не хочет усиливать влияние церкви, то есть хочет держать РПЦ в союзниках, но не давать большего, чем есть сейчас, что тоже разумно. Потому что церковь как корпорация хочет усиливать свое влияние, и останавливать экспансию не планирует, тогда как нынешняя власть не хочет строить теократическое государство, поэтому определенным образом аппетиты церкви будет сдерживать.

Источники

Источники

  1. Патриарх Кирилл считает, что в Конституции должен быть упомянут Бог. URL: https://tass.ru/obschestvo/7663175

2.Преамбула. Конституция РФ. URL: http://constitutionrf.ru/preambula

  1. Матвиенко В. А. Политико-правовые аспекты деятельности Русской Православной церкви, 2017.
  2. РПЦ считает, что упоминание Бога в Конституции не противоречит светскости государства. URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=74267
  3. Российские мусульмане предложили закрепить в Конституции поддержку религий. URL: https://lenta.ru/news/2020/02/02/muftiy/
  4. РПЦ: упоминание Бога в Конституции вызовет уважение всей планеты. URL: https://newizv.ru/news/society/05-02-2020/v-rpts-zayavili-chto-upominanie-boga-v-konstitutsii-vyzovet-k-rossii-uvazhenie-planety/rrr
  5. Милонов рассказал о своей мечте стать священником. URL: https://lenta.ru/news/2015/09/25/milonov/
  6. В Госдуме предложили вписать в Конституцию помимо веры в бога запрет на аборты. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2020/02/18/n_14050519.shtml
  7. Спикер петербургского парламента поддержал упоминание бога в Конституции. URL: https://www.interfax.ru/russia/695036
  8. «Если мы примем на себя такую ношу, то мы пощекочем дьявола за бороду». URL: https://www.znak.com/2020-02-04/deputat_gd_ot_edinoy_rossii_iltyakov_podderzhal_ideyu_ob_upominanii_boga_v_konstitucii
  9. Счетная палата сообщила о резком сокращении числа школ в России. URL: https://www.rbc.ru/society/28/06/2019/5d16366a9a7947d218d79f3a
  10. Официальный сайт проекта «Последний звонок». URL: https://lastcall.su/
  11. В Госдуме прокомментировали идею об упоминании Бога в Конституции. URL: https://ria.ru/20200201/1564152109.html
  12. Зюганов Г. А. Вера и верность. Русское Православие и проблемы возрождения России. — М., 1999.
  13. Зюганов заявил, что КПРФ не против упоминания Бога в Конституции. URL: https://www.znak.com/2020-02-11/zyuganov_zayavil_chto_kprf_ne_protiv_upominaniya_boga_v_konstitucii
  14. Маркс К. Критика Готской программы.
  15. Путин сравнил Моральный кодекс строителя коммунизма с Библией, а тело Ленина в Мавзолее - с мощами святых. URL: https://www.nakanune.ru/news/2018/01/14/22494848/
  16. Моральный кодекс строителя коммунизма. URL: Фёдор Бурлацкий: «Судьба дала мне шанс». Беседа главного редактора журнала «Российский адвокат» Р. А. Звягельского с известным политологом, учёным и писателем Ф. М. Бурлацким // Общественно-правовой журнал «Российский адвокат». — № 5. —2007.
  17. Кремль отреагировал на идею внести упоминание Бога в Конституцию. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e37f3cf9a794785a0542658
  18. В рабочей группе выступили против внесения упоминания Бога в Конституцию. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/02/2020/5e39725f9a79473034442f3a
  19. В СПЧ назвали противоречащим Конституции упоминание бога в преамбуле. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2020/02/02/n_13990106.shtml
  20. 14 статья Конституции РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/3655bfcee47bf17d80f9ddbf47d99b3ab4139fde/
  21. Кураев упрекнул патриарха из-за Бога в Конституции. URL: https://nsn.fm/society/kuraev-upreknul-patriarha-v-otsutstvii-politicheskogo-asketizma-iz-za-popravok-v-konstitutsiu
  22. В РПЦ предложили формулировку упоминания Бога в Конституции. URL: http://politsovet.ru/65576-v-rpc-predlozhili-formulirovku-upominaniya-boga-v-konstitucii.html
  23. Песков прокомментировал признание Исинбаевой о Конституции. URL: https://vz.ru/news/2020/2/14/1023796.html