vcou

Церковь и коронавирус. Священники о коронавирусе

Тема «коронавирус и церковь» — достаточно серьезная. Дело в том, что коронавирус хорошо распространяется в церкви, как показывают факты. Например, в Киево-Печерской лавре заразились все священнослужители[1].

Ходить в церковь, особенно церковные праздники, во время пандемии — опасно для общества. Потому что в случае, если церковные фанатики «не верят» в коронавирус, то они могут заболеть сами, а также заразить окружающих. Включая не только соратников по мировоззрению, но и членов семьи, родственников.

Православная церковь о коронавирусе: начальный период

Изначально церковь реагировала на коронавирус «скептически». Не было однозначного ответа, как будет развиваться ситуация в России, потому что на момент начала распространения коронавируса в мире казалось, что в России все под контролем.

Однако когда начались уже ограничительные меры, все же церкви пришлось на это реагировать. Например, типичная новость в феврале:

«В Благовещенске по воскресеньям будут совершать «молебны о спасении от коронавируса» на русском и китайском языках.

Как сообщили в Благовещенской епархии РПЦ, первый молебен состоится 16 февраля в главной церкви Приамурья.

Краткое богослужение о прекращении эпидемии коронавируса возглавит клирик Благовещенского кафедрального собора иерей Димитрий Чжан. Он вместе с прихожанам прочтет молитву на русском и китайском языке.

Молебны о спасении от эпидемии будут совершаться каждое воскресенье до стабилизации ситуации»[2].

Подобные акции проходили во многих городах России, и реакция на это была явно неоднозначной, потому что молебны многими россиянами воспринимались как потенциальный риск, причем иначе подобное оценить невозможно.

На начальном этапе «выжидательную» позицию РПЦ вряд ли можно считать разумной. К примеру, в марте митрополит Иларион заявляет следующее:

«Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановке»[3].

Нужно сказать, что данная позиция была ошибочной, и это позиция церковного руководства примерно до конца марта.

Церковь: группы

Прежде, чем говорить о реакции православной церкви на коронавирус в период, когда уже была пандемия и когда пришлось закрывать храмы, необходимо вот что отметить: внутри церкви есть условное разделение на группы.

Тут уместно процитировать социолога Митрохина:

«Идейных направлений среди духовенства сейчас три. Это модернисты (либералы), традиционалисты (консерваторы) и фундаменталисты»[4].

Ситуация актуальна для современного периода. Чтобы понять, кто есть кто, необходимо отметить, что модернисты, они же либералы, это священнослужители, которые выступают за свободу дискуссий, даже часто выступают за церковные реформы, нередко среди модернистов есть сторонники экуменизма и перевода церковных текстов полностью с церковнославянского на современный русский.

Из определения, данного Митрохиным, можно понять, что суть модернистов как течения включается в себя:

«Тенденцию к освобождению той или иной разновидности религиозной идеологии от строго фиксированной авторитарно-догматизированной формы и придания ей характера достаточно гибкой, открытой, развивающейся системы, способной быстро реагировать на развитие социальной практики, науки и культуры»[5].

Представителей подобного течения в РПЦ мало. Прежде всего по той причине, что тенденция к модернизму была особо активной в период СССР, и поэтому «возрождение духовности» является ответом на модернизм. На долгие годы модернизм считался большинством правосланых «ересью».

Но отдельные представители церкви близки к подобным взглядам. Например, диакон Кураев в каких-то аспектах соответствует данному определению. Его сторонники в РПЦ, естественно, тоже. Один из самых ярких представителей модернизма в РПЦ — Георгий Кочетков.

Традиционалисты (консерваторы) — это в данном случае большинство церковного руководства. Это лица, которые хотят все сохранить, как есть сейчас; хотят дружить с нынешней властью и использовать данный фактор в свою пользу. К таким лицам относится патриарх Кирилл и большинство его соратников, то есть большинство митрополитов РПЦ как минимум (особо важно, что митрополиты Тихон и Иларион, которые считаются преемниками Кирилла).

Ну и фундаменталисты — это люди, которых нередко оппоненты РПЦ называют мракобесами. Это деятели, которые буквально верят в ритуальный характер казни Николая II, в жидомасонские заговоры и прочие подобные вещи. Предыдущая статья сайта Kritix «Теории заговора и русское православие: масонские заговоры, компьютер “зверь”» как раз во многом посвящена данному явлению.

Все эти группы различным образом реагируют на коронавирус. И почему важно говорить о позиции всех групп? Потому что у каждой из подобных групп есть сторонники среди верующих. Меньшинство поддерживает модернистов, а большинство — традиционалистов. В период пандемии игнорировать такой фактор нельзя.

Консерваторы (традиционалисты). Патриарх Кирилл о коронавирусе

Выше отмечалось, что до конца марта церковные консерваторы относились скептически к коронавирусу, то есть были против того, чтобы прекращать церковные службы. Патриарх Кирилл, когда начинал говорить об этом вопросе, часто использовал абстракции:

«Мы должны посмотреть на эту ситуацию через призму духовных знаний и подумать, что все это означает и почему Господь попускает эту язву. Здесь возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это было в истории, но, скорее всего, о милости Божией»[6]

Понятно, что подобные разговоры особого смысла лишены, и в итоге все же пришлось выработать официальную позицию, которая бы не входила в противоречие с позицией властей, потому что объективно цель традиционалистов — строить союз с властью. Официальная позиция с конца марта 2020 года такая:

«Воздержитесь от посещения храмов. Я бы никогда этого не сказал, если бы не удивительный, святой пример преподобной Марии Египетской»[7].

Собственно говоря, если бы подобного не было, то тогда патриарх бы не смог у власти просить льготы или отсрочки в плане оплаты коммунальных услуг[8] и рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государства. Патриарх может рассчитывать на эту помощь, потому что является лояльным.

Далеко не все служители культа поддержали позицию патриарха. Особо это можно отметить по той причине, что пожертвования для большинства попов — главный источник дохода, и таким образом они эти доходы теряют. Более того, открытое письмо от клириков Самарской митрополии в связи со всеми этими событиями представляет интерес:

«Вы, Ваше Святейшество, обращались к Мишустину с просьбой освободить все приходы от уплаты коммунальных услуг (только непонятно, какие именно приходы — нами всем в нашей епархии счета уже пришли). Вы, Ваше Святейшество, признали то, что храмы лишились доходов. А во многих храмах есть сотрудники, которым мы должны в конце месяца выплачивать зарплату. Как же заботливо и по-отечески выглядело все это. На камеру и на всю страну Вы показали заботу о нас, простых священниках, но по факту это оказалось игрой на публику.

В каждую епархию нашей Самарской митрополии пришло письмо от Вашего имени с требованием неукоснительно оплатить все взносы на содержание Патриархии в полном объеме, не убавив ни рубля. Можно спросить, как это понимать? Неужели Вы реально думаете, что мы способны оплатить все взносы в такое время?»[9].

В общем, ситуация для попов действительно сложная, и денег брать неоткуда, а патриарх по этому поводу ничего слышать не хочет, ему нужно, чтоб попы, которые занимают низшие ступени в церковной иерархии, платили, как и раньше.

Митрополит Иларион подобным попам ответил так:

«Я считаю, что призывы патриарха игнорировать нельзя. И когда некие священники в Москве распространяли видеоролики, говоря о том, что призыв патриарха — это всего лишь его пожелание, вы можете прислушаться, а можете не прислушаться, осуждать никого не надо, ни тех, кто ходит в храм, ни тех, кто не ходит. Я с этими благоглупостями категорически не согласен»[10].

В общем, в церкви по этому поводу имеет место конфликт интересов. Служители культа в последние дни стали активно продвигать идею пожертвований онлайн. Пример деятельности приходов в условиях коронавируса:

"Таинство соборования совершать только чинопоследованием "поскору", расстояние между участниками соблюдать не менее 1,5- 2 метров (...) Предусмотреть электронный способ подачи имен для поминовения в храмах и совершения пожертвований"[11].

Понятно, что даже частично все это не вариант для того, чтобы вернуть прошлые доходы. Поэтому и неудивительно, что попы сейчас ищут любую возможность заработать деньги. Но те, кто лоялен патриарху, должны четко следовать простому правилу: отказаться от прежней активности.

Церковные «либералы»

Позиция церковных «либералов», или модернистов, достаточно здравая, причем таковой она была изначально. Сторонники подобных взглядов в церкви сразу же, как только ВОЗ объявила о пандемии, призывали отказаться от посещения церковных служб, оставить идею приложиться к мощам и прочее.

Рупором подобной позиции был и остается Андрей Кураев. Кураев уже в феврале предупреждал[12]:

«В данном случае я вспомню слова Христа: "Не искушай Господа Бога твоего". Можно снять в машине тормоза и ремни безопасности, и надеется на то, что Господь убережет, но я не думаю, что все действует именно так».

«Есть интереснейшая инструкция, которую распространяла Московская патриархия во время эпидемии холеры в Советском Союзе. В частности, там было правило, что настоятели храмов обязаны предъявлять для осмотра и контроля все сосуды органам санитарного контроля. Там еще забавный был пункт, что обязательно после каждой службы священник должен ополаскивать руки одеколоном. Мы не в первый раз сталкиваемся с подобными вещами, и кое-чему можно было бы поучиться у истории».

Кураев также прокомментировал ситуацию по поводу того, что многие священники заболели коронавирусом:

«Печально, что период хвастовства в нашей среде растянулся на два месяца. Суеверия во время эпидемий опасны. Когда Глава миссионерского отдела РПЦ митрополит Иоанн публично заявляет, что колокольный звон убивает все вирусы - это никуда не годится. Когда же жителям столицы сказали, что в Москве посещать церкви нельзя, они тут же ломанули в соседние области и при этом, не исключено, разнесли инфекцию. Страна у нас большая, но 3/4 заболевших все же - Москва и Санкт-Петербург»[13].

Подобная позиция характерна практически для всех «либеральных» священников. Их мало, но если бы сторонников модернизма было большинство, то многих проблем в условиях коронавируса удалось бы избежать.

Православные фундаменталисты

Православные фундаменталисты не молчали по поводу коронавируса. Они, как правило, заняли позицию, согласно которой коронавирус — либо миф, либо нечто, разработанное в США или Китае против русского православия.

Типичные конспирологические теории распространялись среди фундаменталистов активно еще с февраля. И здесь вот что важно: многие фундаменталисты открыто пошли против патриарха Кирилла, то есть отказались подчиняться главе церкви в условиях пандемии.

Эти люди, подобные исламским фанатикам в Иране, готовы подвергнуть себя и окружающих смертельной опасности ради торжества «духовности». Из публичных деятелей первым выделился Димитрий Смирнов. Он заявил, что если власти закроют храмы, то у православных есть повод к гражданскому неповиновению:

«Есть в "Основах социальной концепции" такой пункт - в каком случае должны люди оказывать гражданское неповиновение. В данном случае, если приказ начальства, городского или федерального, о каких-то действиях, которые противоречат нашей вере, мы должны им пренебречь»[14].

После выступления патриарха Смирнов был уже не столь активен, но все же заявлял подобное:

«Чего бояться? У нас 100 тысяч человек умирает от туберкулеза, и что-то никто не боится, не слышно о мерах предосторожности. Существуют определенные правила, как можно общаться с человеком с открытой формой (туберкулеза), а так-то все, тишина полная. Жизнью и смертью распоряжается не вирус - коронный, или он там в другом головном уборе, это же не играет роли! Жизнью и смертью распоряжается один господь бог»[15].

Это означает, что, с одной стороны, от своих взглядов Смирнов не отказывается; но, с другой стороны, открыто идти против патриарха Кирилла он не хочет, так как опасается последствий. При этом отметим, что Смирнов сам заболел коронавирусом в итоге[25].

Смирнов не является самым ярким обскурантом в РПЦ. Если мы говорим о коронавирусе, то здесь отметился прежде всего бывший духовник депутата Натальи Поклонской — cхиигумен Сергий (Романов). Стоит отметить, что данный благочестивый муж попал в церковь сразу же после тюремного срока. Данный индивид в советский период проходил по статьям «грабеж», «кража» и «убийство», вышел из тюрьмы высокодуховный персонаж только в 1997 году. Зато сразу начал совершать «подвиги» в пользу церкви[16].

О коронавирусе Сергий заявляет подобное:

«Наше духовное руководство вместе с предтечами антихриста закрывает храмы, ссылаясь на псевдопандемию, прикрывая свое малодушие и трусость, предлагает общаться с Богом онлайн […] Предлагаю страдающим старческим маразмом, старческой пандемией, духовной проказой, предлагающим русскому самоизоляцию, забыть Бога, запретить ходить в храмы, выселить их по выбору в Биробиджан или на остров Мартиника, либо на остров Спиналонга. Смею вас уверить, как только это произойдет, тотчас же закончится несуществующая коронавирусная эпидемия в России. Кто посягает на закрытие храмов, да будет проклят он и весь его род!»[17].

Как видно из обращения, этот персонаж проклял не только главу церкви и ближайших его соратников, но и большинство верующих в целом. Закономерно, что этому духовному лицу запретили проповедовать[18].

Тут была попытка фундаменталистов показать свое влияние на РПЦ. И, если уж говорить прямо, попытка неудачная. Потому что мало кто поддержал этого человека. А его позиции стали еще более шаткими. Но возмущение фундаменталиста понять можно, если на секунду вообразить, что все, во что он верит, имеет хоть какое-то отношение к реальной жизни.

Ведь храмы закрыли, причем это поддержало руководство церкви. И никто по этому поводу особо-то не возмущается. Все это свидетельствует о том, что «возрождение духовности» — миф. А людей, которые «боятся бога» больше, чем коронавирус — очень мало.

Интересный комментарий прозвучал со стороны лидера движения «Сорок Сороков» Кормухина:

«Поэтому я принял для себя решение. Я гражданин тысячелетней России, сохранивший в себе память предков,передавших мне идеалы и веру в Бога.И мой Бог-Христос будет ждать меня в храме на Пасху,а не у телевизора онлайн. Поэтому я пойду в храм.Что мне сделают?Оштрафуют?Не имеют права.Для меня храм более жизненно-необходим,чем продуктовый магазин или аптека.Задержат?Не имеют права,у нас нет режима ЧС и я не нахожусь на карантине и по Конституции России имею право на передвижения по местам не указанным в законах.Если меня не пустят в храм,буду молиться на улице.Если меня незаконно оштрафуют или задержат, переживу,но постараюсь сделать всё,чтобы в Праздник праздников прийти на встречу с Богом.Он за меня жизнь свою отдал на Кресте.И если Он мне определил умереть за Него от коронавируса, значит на то воля Божия и от неё не спрятаться в четырёх стенах.

Как-то в одном их своих интервью Президент Путин сказал правильные слова,комментируя желания мировой закулисы избавиться от России,он сказал "зачем нужен такой мир,если в нём не будет России". Перефразируя Президента я хочу сказать:Зачем такие чиновники и их указы,если они отнимают у нас Христа Живого и предлагают неживого он-лайн? У такой России нет будущего.Крепкие многодетные семьи в России будут создавать в подавляющем большинстве верующие в живого Христа люди. Православие он-лайн убьёт Россию и без Христа у неё будущее только в лапах мировых сатанистов,которые хотят нас оцифровать и чипировать.Без Христа нас ждут гораздо большие катаклизмы и лишения,чем этот коронавирус,который пришёл к нам,чтобы мы задумались об обмервщлении нашей веры и теплохладности нашей души.

Никого не призываю делать как я,но если нас таких будут сотни тысяч или миллионы,мы сможем договориться с властью,чтобы службы были организованы со всем соблюдением санитарных норм и согласно наших идеалов и веры в Бога,а иначе зачем такая поправка в Конституции?!»[19].

Напомним, что человек с подобными взглядами возглавляет хоть и немногочисленное, но все же общественное движение. Именно фанатизм диктует данным лицам «действовать», и они возмущаются, почему другие верующие не берут с них пример. На самом деле ситуация с коронавирусом эти группы верующих маргинализирует в общественном сознании, то есть авторитета у движения «Сорок сороков» будет еще меньше.

В конце можно вспомнить, чем заканчиваются подобные образчики слабоумия и отваги. От коронавируса скончался священник Александр Агейкин. Вот что он говорил незадолго до смерти:

«Мы упраздняем вообще действие божье, если мы говорим "Давайте закроем церкви". Получается, господь не действует в церкви? Действие благодати божьей чем-то ограничено? Потому что мы не доверяем богу, давайте мы лучше закроем храмы. Для чего? Потому что мы не доверяем богу?»[20].

Это закономерный итог слепой веры в то, что за все отвечает бог. И лица, которые придерживаются аналогичных взглядов, представляют опасность не только для себя, но и для окружающих. Увы, но даже после всех проблем, связанных с коронавирусом, еще есть немало фундаменталистов, которые его «отрицают» или предлагают посещать церковь, даже несмотря на позицию руководства РПЦ.

РПЦ и коронавирус сегодня

На данный момент можно сказать так: большинство из РПЦ поддерживает позицию патриарха, потому что большинство должно подчиняться руководству. Однако если говорим о материальной стороне дела, то сейчас попы ищут способы заработка в условиях самоизоляции. Есть большие сомнения, что в этом плане у них будет все удачно.

Поэтому многие из них, даже понимая опасность, все равно пытаются заработать в церкви. И главное последствие: многие священники заболели коронавирусом. Протоиерей Владимир Вигилянский заявил:

«Ни в одном сообществе ни одной страны нет большего процента заразившихся, чем среди московских священников. И это при том, что закрыты храмы. У нас заражаются люди – это менее 1%, а почему-то среди священнослужителей заражаются более 5%. Откуда берется эта цифра? Честно говоря, я просто не понимаю. Вероятно, есть в этом какой-то промысел божий»[21].

Доверять словам Вигилянского на 100% не стоит, однако они говорят просто о том, что священники действительно часто заражаются. Не так давно, например, умер митрополит Иона[22]. Также умер и главврач Троице-Сергиевой Лавры [23].

Действительно, если посмотреть новости, то нередко пишут о том, что часто заражаются служители культа, а церкви, безусловно, в такие периоды представляет опасность для граждан России, потому что, как показывают подобные новости, заразиться там легче легкого, а раз многие служители культа «не верят» в коронавирус, то и рассчитывать на хоть какие-то санитарные нормы не приходится.

***

Во время пасхи во многих городах России правоохранительные органы следили, чтобы в храмы верующие не ходили. Понятно, что иногда эту меру получалось как-то «обходить», но в основном большинство желающих в храмы не попало. Все было организовано таким образом, что пасху отмечали в храмах только служители культа и их ближайшие помощники, рядовых верующих не пускали[24].

Чиновники тоже не стали рисковать, поэтому стандартные стояния со свечками на камеру в этом году не практиковались. Даже Путин не решился на демонстрацию «духовности».

Радует в действительности то, что «духовность» в России не возродилась, несмотря на заявления, потому что в случае её «возрождения» лиц вроде Димитрия Смирнова или схиигумена Сергия было бы намного больше. А так их немного, и реакция на их высказывания среди верующих в основном негативная.

Источники

Источники

  1. В Киево-Печерской лавре коронавирусом заразились все священники. URL: https://www.rbc.ru/society/26/04/2020/5ea572919a79470d65fc9c09
  2. В Благовещенске РПЦ будет проводить молебны о спасении от коронавируса. URL: https://www.rosbalt.ru/russia/2020/02/11/1827312.html
  3. Храм открыт. URL: https://rg.ru/2020/03/17/mitropolit-ilarion-s-koronavirusom-luchshe-perestrahovatsia-chem-nedoocenit.html
  4. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы, 2004.
  5. Модернизм религиозный // Христианство : словарь / под общ. ред. Л. Н. Митрохина. - М. : Республика, 1994.
  6. Патриарх увидел в коронавирусе повод укрепить веру в Бога. URL: https://www.rbc.ru/society/22/03/2020/5e7743e09a7947b59544d5c1
  7. Патриарх Кирилл призвал воздержаться от посещения храмов. URL: https://rg.ru/2020/03/29/patriarh-kirill-prizval-vozderzhatsia-ot-poseshcheniia-hramov.html
  8. Патриарх попросил власти об отсрочке коммунальных платежей для церквей. URL: https://www.rbc.ru/business/21/04/2020/5e9eb8659a79475bee0c769c
  9. Мы много лет исполняли Ваши прихоти. Пришло время и Вам поддержать нас: открытое письмо патриарху. URL: https://ahilla.ru/my-mnogo-let-ispolnyali-vashi-prihoti-prishlo-vremya-i-vam-podderzhat-nas-otkrytoe-pismo-patriarhu/
  10. РПЦ осудила не согласившихся с призывом не посещать храмы на Пасху. URL: https://www.rbc.ru/society/25/04/2020/5ea453969a79473b5d5c85e1
  11. Орловская епархия начнет отпевать умерших заочно и принимать пожертвования онлайн. URL: https://www.interfax-russia.ru/koronavirus-v-rossii/orlovskaya-eparhiya-nachnet-otpevat-umershih-zaochno-i-prinimat-pozhertvovaniya-onlayn
  12. В РПЦ заявили, что при эпидемии коронавируса в России будет можно закрывать храмы. URL: https://newizv.ru/news/society/29-02-2020/v-rpts-zayavili-chto-pri-epidemii-koronavirusa-v-rossii-budet-mozhno-zakryvat-hramy
  13. Андрей Кураев резко высказался о заражении священников коронавирусом. URL: https://www.mk.ru/social/2020/04/28/andrey-kuraev-rezko-vyskazalsya-o-zarazhenii-svyashhennikov-koronavirusom.html
  14. Протоиерей РПЦ призвал прихожан в Италии не подчиняться властям. URL: https://www.dw.com/ru/протоиерей-рпц-призвал-прихожан-в-италии-не-подчиняться-властям/a-52573072
  15. Протоиерей Смирнов предложил не паниковать из-за коронавируса. URL: https://www.interfax.ru/russia/699280
  16. Сергий (Романов). URL: http://cyclowiki.org/wiki/Сергий_(Романов)
  17. Отец Сергий проклял всех, кто посягает на закрытие храмов из-за коронавируса. URL: https://www.znak.com/2020-04-26/otec_sergiy_proklyal_vseh_kto_posyagaet_na_zakrytie_hramov_iz_za_koronavirusa
  18. Священника Среднеуральского монастыря лишили права проповедовать после отрицания им коронавируса. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4332851
  19. Андрей Кормухин: Мои деды и прадеды умирали не за то, чтобы их потомки оказались в цифровом Освенциме. URL: http://katyusha.org/view?id=14097
  20. Умерший священник с коронавирусом выступал против закрытия храмов. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/21/khram/
  21. Ни в одном сообществе ни одной страны нет большего процента заразившихся, чем среди московских священников. URL: http://apn-spb.ru/opinions/article31861.htm
  22. В Москве от коронавируса умер бывший митрополит Астраханской области. URL: https://www.rbc.ru/society/04/05/2020/5eafddc69a79470252cf0b32
  23. Скончался главврач Троице-Сергиевой Лавры, зараженный коронавирусом. URL: https://www.znak.com/2020-05-06/skonchalsya_glavvrach_troice_sergievoy_lavry_zarazhennyy_koronavirusom
  24. Пасхальные богослужения в России прошли без прихожан, но не везде. Главное. URL: https://meduza.io/feature/2020/04/19/pashalnye-bogosluzheniya-v-rossii-proshli-bez-prihozhan-no-ne-vezde-glavnoe
  25. Протоиерея Смирнова госпитализировали с коронавирусом. URL: https://www.rbc.ru/society/08/05/2020/5eb51c079a79477f2c5cc80f