vcou

Путин и патриарх Кирилл. Что такое политическое православие?

Постсоветская власть на официальном уровне отказалась от идеологии, однако по факту это формальность. Действует типичная схема: идеологию в СССР называют «искусственной», а идеология постсоветского режима воспринимается как нечто «естественное». Это было характерно для любых общественных систем.

Православие стало частью государственной идеологии России ещё со времён становления ельцинского режима. Ведь реакционному режиму необходимо было опираться на что-то, помимо антисоветских лозунгов, которые, если изучить социологические опросы, никогда не были популярны в обществе.

Не просто так политические деятели оппозиционного толка еще на закате советского режима посещали церкви, делали это всегда публично, чтобы подобное событие освещали все крупные СМИ. Мол, смотрите: глава города, крупный чиновник стоит в церкви со свечкой. Зачем это нужно освещать? Исключительно для того, чтобы показать обществу пример одобряемого поведения.

Если подобное было уже в последние годы СССР, то чего говорить о постсоветской России. После краха СССР власть взялась за задачу, которая известная сегодня как «возрождение духовности».

Путин и православие

Владимир Путин стал президентом России в 2000 году. Можно ли сказать, что Владимир Путин сразу же начал использовать религиозность в политических целях? Нет, об этом точно сказать нельзя.

Дело в том, что перед тем, как стать президентом, Путин был крупным чиновником в Москве, а еще до этого — вторым человеком в мэрии Санкт-Петербурга. В этот период ни о какой особой религиозности Путина не может быть и речи.

Путин просто был технократом, в церквях не светился, так как в этом не было смысла. По всей видимости, до определенного момента (примерно до мая 1998 года) Путин не хотел быть публичным политиком.

Путин стал публичным политиком в период, когда его назначили директором ФСБ (1998 год), а затем главой правительства Российской Федерации. В эти периоды он также особенно о религии ничего не говорил.

А когда стал президентом, то в первых интервью, например, критически высказывался о Николае II[1]:

«Журналист: - Я недавно видел фотографию на выставке, где Николай II на крыше этого дома с женой

Путин: - И чё он там делал?

Журналист: - Смотрел на Москву

Путин: - Ну, ему делать нечего было, он по крышам шастал. Вот, Николай II, да?

Журналист: - Да.

Путин: - Ну вот видите, допутешествовался».

Понятно, что это в большей мере политическое высказывание, а журналист, очевидно, ожидал, что Путин положительно оценит Николая II, что было принято в девяностые годы. Но Путин не только не изменил свою позицию, а в будущем также несколько раз негативно отказывался о Николае II, который был не просто политическим деятелем, но еще этот персонаж был канонизирован РПЦ. Путин, например, в публичных выступлениях иногда называет Николая «кровавым»[2].

И еще интересный момент о начальном периоде правления Путина. В интервью Ларри Кингу по поводу веры в высшие силы Путин сказал следующее[3]:

«Л.Кинг: Так Вы верите в высшие силы?

В.Путин: Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю в то, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать, и будем это делать вместе, то нас ждет успех и в отношениях между собой, в отношениях между нашими государствами. Но самое главное, что мы добьемся таким образом самого главного – мы добьемся комфорта в своем собственном сердце».

Там же Путин высказался о том, что не считает правильным демонстрировать публично религиозность высших государственных деятелей:

«Вы знаете, я предпочитаю на эту тему не особенно распространяться. Я считаю, что это такие вещи, которые человек должен хранить при себе. Вера в Бога не должна проявляться во внешних эффектах – она должна быть в человеке, в сердце человека».

Как можно понять, Владимир Путин пытался в первое время отказаться от демонстрации религиозности на публике, однако вскоре свою позицию Путин изменил. Прежде всего во внешней политике. Интересный момент из начального периода правления Путина:

«Перед первой встречей в столице Словении Любляне Путин изучил составленное для него досье Буша с подробным описанием его характера и биографии. В частности, там говорилось, что Буш очень религиозен, в молодости увлекался алкоголем, в 40 лет бросил пить и обрел истовую веру в Бога.

В самом начале неформального общения в Любляне Путин рассказал Бушу историю из своей жизни. Когда-то у него была дача под Санкт-Петербургом. И несколько лет назад она сгорела дотла, к счастью, никто из родных не пострадал. Каким-то чудом при пожаре уцелел лишь подаренный матерью алюминиевый крестик, который Путин снял с себя, зайдя в сауну. Тот случай убедил его в том, что чудеса случаются, резюмировал Путин. Религиозный Буш был поражен. «Я взглянул в его глаза и увидел там душу», — скажет он после той памятной первой встречи»[4].

Это говорит о том, что использовать религиозность в политических целях Путина вначале заставила внешняя политика. Но затем это стало актуально и для внутренней политики.

Ведь Путин должен был как-то себя позиционировать. Он не хотел ассоциироваться только с тем, что когда-то работал на КГБ. Путин выбрал модель консерватора-популиста, то есть его лозунги и во внешней, и во внутренней политике уже в 2001 году: традиционные ценности, патриотизм, величие и так далее, модернизированный аналог «православия, самодержавия, народности».

Подружиться с церковью Путину было нетрудно, ведь нужно понимать, что в советские годы из государственных структур с церковью особо активно взаимодействовала (помимо Совета по делам Русской православной церкви) КГБ[5].

Союз Путина и православной церкви были закономерен. Дело в том, что с конца восьмидесятых у советских чиновников появилась традиция — посещать церкви, ставить свечки (чтобы этот процесс освещали СМИ). Понятно, что в последние годы СССР это делали далеко не все, но значительная часть. А в начале девяностых, после распада СССР, так делали практически все чиновники, даже которые не верили в бога.


Можно взять, например, Александра Лукашенко, который называет себя православным атеистом[6]. Он утверждает, что хотя в бога и не верит, но все равно ходит в церковь и ставит свечки. Потому что якобы «ближе к народу».

На деле это не попытка «приблизиться к народу», а чиновнические нормы. У кого больше шансов стать своим в среде российских, или постсоветских, чиновников: у человека, который стоит со свечкой в церкви, либо у человека, который пытается публично разоблачать религиозный культ в духе атеистической пропаганды времён СССР?

То же можно сказать про увлечение российского чиновничества теннисом в годы правления Ельцина. Тогда большинство чиновников были любителям тенниса, но как только Ельцин перестал быть президентом, так сразу же теннис перестал быть популярным в этой среде.

Связь Путина с церковью началась после того, как банкир Сергей Пугачев подсказал президенту, что ради популярности стоит открыто поддерживать РПЦ. Пугачев — это не просто банкир, а в какой-то смысле ранее даже денежный мешок церкви, он не просто общался с церковными деятелями, но был их другом. Более того, у Пугачёва было письмо от патриарха Алексия II Ельцину, где указывалось, что Пугачева можно считать посредником в диалоге между церковью и государством[4].

Пугачёва первые 8 лет путинского правления можно было считать одним из главных соратников президента. И всё это время интерес Путина к религии усиливался, он стал все чаще появляться в церквях, особенно в период праздников.

Путин в 2001 году точно отказался от идеи, что религия — это тема, на которую «лучше не распространяться». Спустя годы Сергей Пугачёв признавал прямо, что религия для Путина — это инструмент:

«Надо понимать, что у Путина нет никакого духовника. По крайней мере по моему мнению, Путин — не верующий человек, и религиозно необразованный. Ему для того, чтобы что-то понимать, нужно про это читать. Причем, читать два дня недостаточно. Нужно как-то посвятить себя этому, нужно понять, нужно почувствовать, уверовать. Как я помню, он это воспринимал как «Общероссийский Народный Фронт», «Единая Россия», как некую общность людей, которые связаны одной целью, которую можно использовать»[7].

Прав ли Пугачёв? Если внимательно изучить союз Путина и православной церкви, то он полностью прав, потому что церковь, безусловно, политизируется, становится на самом деле чем-то похожим на «Общероссийский народный фронт», если рассматривать публичные высказывания основных церковных деятелей, которые предпочитают говорить о социально-политических вопросах, а не о «духовности».

Путину нужно было опираться на некоторые идеологические установки, и сегодня они известны — «духовность, традиции, патриотизм». Особенно это актуально ввиду того, что значительная часть россиян — пускай и формально — называют себя православными.

Церковь и политика

Церковь позитивно относится к союзу с властью. Патриарх Кирилл поддерживает Владимира Путина. В 2020 году патриарх заявил:

«Хотел бы поблагодарить вас за то, что в нынешних условиях в государстве Российском это служение церкви идет рука об руку со многими государственными учреждениями, и по разным направлениям у нас существует диалог, сотрудничество. И, конечно, поэтому и достигаем каких-то определенных целей»[8].

Еще можно вспомнить предложение патриарха Кирилла внести упоминание бога в Конституцию России. Для чего это было нужно? Для того, чтобы у церкви было основание агитировать за поправки к Конституции.

Патриарх Кирилл призывал верующих не дистанцироваться от политики, что следует из устава РПЦ[9] (Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий), а голосовать за поправки к Конституции[10].

Поэтому политика православной церкви в отношении власть имущих — это больше чем лояльность, это открытая поддержка инициатив того же Путина. Не хватает лишь призывов голосовать на выборах за Путина. Хотя в отдельных церквях такое встречается[11].

Причина, по которой церковь недостаточно активна в политике, не принимает особо значимых решений, заключается в том, что авторитет церкви в обществе незначительный, а политический вес около нуля. Дело в том, что в начале девяностых служители культа сами участвовали в политике, становились депутатами, появлялись православные политические партии, но все они проваливались на выборах.

Церкви было выгодно формально дистанцироваться от политики, заявляя, что это не дело религии. На самом деле это сделано во многом с целью не демонстрировать собственную политическую слабость, отсутствие влияния. Проще в этом плане быть одним из филиалов нынешней власти, постоянно заявлять, что нужно подчиняться любым властям, хвалить Путина и даже Чубайса.

Да, есть даже такой интересный момент. Вот как Чубайса поздравил с днём рождения патриарх Кирилл:

«Занимая различные ключевые посты в государстве в непростые для нашей страны годы, Вы по праву заслужили репутацию одного из наиболее эффективных руководителей в России.

Сегодня Вы стоите во главе важнейшей государственной корпорации, призванной внести существенный вклад в процесс модернизации национальной экономики.

От души желаю Вам успехов в трудах, с усердием совершаемых на благо Отечества. Всемилостивый Господь да подаст Вам и Вашим близким здравие, душевный мир и благоденствие»[12].

Подобным образом патриарх поздравляет всех крупных чиновников России, причем неважно, являются они верующими или нет. Чубайс верующим не является даже формально, он называет себя «не воинствующим атеистом»[13].

Если говорить о субординации, то церковь для нынешнего правящего класса — это инструмент, чтобы влиять на незначительную, но все же часть населения России. Воцерковленных граждан в России в лучшем случае 1-2% от населения, но все же надо понимать, что это много людей, и отказываться от такой поддержки было бы странно.

Союз православный

Союз власти и церкви, с одной стороны, кажется крепким; с другой стороны, ничего нового в этом плане не происходит уже долгие годы, то есть церковь не усиливает свое влияние в обществе, не дает дополнительного влияния действующей власти.

Долгие годы власть шла на различные меры, чтобы повысить влияние церкви. Чего стоит, например, открытая поддержка церкви со стороны Путина. Ведь для Путина как политика трата времени на церковь не может быть пустой.

Но по факту особой отдачи как не было, так и нет. Данные МВД о посещаемости церквей даже в период праздников говорят о том, что сильно ситуация в России в этом плане не изменилась с девяностых годов прошлого века. К примеру, на Рождество в церкви приходит около 2% населения[14].

Хотя по опросам 2020 года 55% россиян заявляют, что православные[15]. Таким образом, у власти с постсоветского периода получилось убедить обывателя в том, что православие — это не пережиток прошлого, как пытались доказать в СССР, а культурный паттерн нации.

Но что это дает на практике? Признание, что православие — это часть истории, культуры, возможно, патриотизма (в понимании современных властей, естественно) как идеологии. Но признание культурной роли православия не равно воцерковление населения. Российский обыватель может называть себя православным, признавать огромную роль православия в истории и культуре России, но игнорировать православие как религиозную структуру, то есть не посещать храмы и не знать религиозные догмы и нормы.

Будущее у политического православия определенно есть. Ведь после краха СССР практически нет политических сил, которые бы выступали против православия. Православие поддерживают все системные партии России, а также значительная часть несистемной оппозиции. К примеру, Алексей Навальный хотя и занимает антиклерикальную позицию, но все же называет себя сторонником РПЦ[16].

В российской политике практически нет людей, которые поддерживают отказ от сотрудничества с РПЦ в пользу антирелигиозной политики. И во многом это как раз связано с «возрождением духовности», когда православие формально было принято за культурную норму, чуть ли не обязательную для российского населения.

То есть политик, который начнёт заниматься антирелигиозной пропагандой, практически наверняка не сможет ничего добиться в России. Но в то же время мало шансов и у религиозных фанатиков. Попытки создать политическую партию с религиозным уклоном в России бывали, но всегда завершались неудачей. Это прежде всего националистические проекты вроде «Конгресса русских общин», «Державы», «Национально-республиканской партии России», «Народного союза» и др. Все эти партии и движения на выборах получили незначительную поддержку.

Это означает, что православие в политике можно использовать только как дополнение к другой идеологии. Имея такое незначительное влияние, у патриарха Кирилла, однако, есть амбиции. Он хочет расширять влияние церкви, что естественно для корпораций. Но отдачи от этого расширения для государственной идеологии не будет.

Поэтому в современных условиях о союзе церкви и власти можно сказать так: союз в той или иной форме будет сохраняться еще долгое время, но какие-то серьёзные перемены — маловероятны. Власть консервативна, в том числе в плане отношений с церковью. То есть церковь может претендовать на определенные преференции, но не более того. При это важно понимать, что если бы в церкви верхушка придерживалась взглядов, похожих на позицию экс-схиигумена Сергия, то тогда, по всей видимости, союза власть и церкви не было бы вовсе. Следовательно, в данном вопросе прежде всего церковь должна идти на компромиссы, чтобы сохранить «симфонию».

Источники

Источники

  1. Путин о Николае втором " Допутешествовался блин ". URL: https://youtu.be/1ePw85WfdTE
  2. Путин поставил под сомнение святость Николая Второго? URL: http://politsovet.ru/44492-putin-postavil-pod-somnenie-svyatost-nikolaya-vtorogo.html
  3. Интервью ведущему телеканала Си-эн-эн Ларри Кингу. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21558
  4. Михаил Зыгарь. Вся кремлевская рать. Краткая история современной России, 2015.
  5. Митрополит Тихон (Шевкунов) о сотрудничестве Церкви с КГБ: Ну, сотрудничали, и что? URL: https://ahilla.ru/mitropolit-tihon-shevkunov-o-sotrudnichestve-tserkvi-s-kgb-nu-sotrudnichali-i-chto/
  6. Путин с православным атеистом Лукашенко посетили святые места в Карелии. URL: https://www.vesti.ru/article/1347714
  7. «Путин – не верующий человек». URL: https://www.pugachevsergei.com/путин-не-верующий-человек/?lang=ru
  8. Патриарх Кирилл поблагодарил Путина за высокий уровень диалога церкви и власти. URL: https://tass.ru/obschestvo/7662593
  9. Устав русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html
  10. Святейший Патриарх Кирилл принял участие в голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5654660.html
  11. Батюшка призывает голосовать за Путина В.В. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ne-H2C8HMdc
  12. Патриаршее поздравление генеральному директору Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» А.Б. Чубайсу с 55-летием со дня рождения. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1182675.html
  13. Анатолий Чубайс о покушении на свою жизнь, приватизации и создании рынка в России. URL: https://pozneronline.ru/2019/07/26031/
  14. Страна атеистов: в рождественских богослужениях приняли участие менее 2-х процентов россиян. URL: https://newizv.ru/news/society/07-01-2018/strana-ateistov-v-rozhdestvenskih-bogosluzheniyah-prinyali-uchastie-3-6-protsenta-rossiyan
  15. Празднование Пасхи. URL: https://fom.ru/TSennosti/14379
  16. Интервью Навального Акунину: О религии и Церкви. URL: https://o-apankratov.livejournal.com/177224.html