vcou

Патриарх Кирилл или Гундяев? Почему патриарх Кирилл не отказался от мирской фамилии

Патриарх Кирилл более 10 лет возглавляет Русскую православную церковь. Нет сомнений, что для многих россиян Кирилл — это человек, который в большей мере ассоциируется с роскошью, чем с религиозностью.

И по поводу религиозности Кирилла есть один интересный момент. Дело в том, что Кирилл принял монашество. Кирилл отрёкся от своего мирского имени и фамилии в далёком 1969 году, но по факту он до сих пор использует мирские имя и фамилию.

Рассмотрим причины, почему патриарх Кирилл нарушил клятвы, но на это церковь никаким образом не отреагировала.

Кирилл монах

Владимир Гундяев родился в церковной семье, обучался в духовной семинарии, а затем в духовной академии, после чего был пострижен в монашество. Здесь примечательно то, что Кирилл обучался по схеме: 2 курса за один год. То есть патриарх Кирилл завершил образование быстрее других в два раза.

Почему? Потому что другом семьи Гундяевых был влиятельный на то время митрополит Никодим. Никодим Ротов занимался вопросами взаимодействия РПЦ и иностранных церквей. Он сотрудничал с КГБ[1].

Ротов хотел сделать Владимира Гундяева своим преемником, в чем не было никаких сомнений. Поэтому его быстро подготовили к «служению», а затем постигли в монахи, что произошло в 1969 году, когда Гундяеву было 22 года.

Тогда Владимир Гундяев отрёкся от мирской фамилии и имени, стал Кириллом.

Отметим, что по этому поводу церковные авторитеты говорили следующее[2]:

Новелла Юстиниана СХХІІІ, гл. 42; Василики, ІV, § 14:

«Тем, которые приняли монашество, потом оставили и возвратились в мирское состояние, как псы возвращаются на свою блевотину или свиньи к прежней грязи, – каким образом древний закон позволил им совершать такое постыдное дело? Ведь этот закон предписал, что монаха, возвратившегося в мир, опять следует возвратить в монастырь, а если бегство повторится, то виновный отдается в солдаты».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения».

Понятно, что большинство подобных примеров повторяются. Церковные авторитеты негативно относились к таким людям, которые нарушают клятвы.

Духовный путь

Духовный путь патриарха Кирилла описан в статье Жизнь замечательных людей: патриарх Кирилл (Гундяев). Но здесь кратко вернуться к вопросу нужно. Из-за покровительства со стороны митрополита Никодима, карьера будущего патриарха Кирилла была необычной даже для советского периода.

Кирилл окончил быстрее всех духовную семинарию и академию, а затем почти сразу же стал кандидатом богословия, не прошло и года, как он стал иеромонахом. А в 1971 году (в 24 года) Кирилл стал архимандритом. Такой чин у высших глав монастыря, но для Кирилла это была формальность.

Кирилл получал эти звания для того, чтобы поднять свой авторитет в рамках Всемирного совета церквей. Ведь работал в те годы Кирилл за границей, в частности он некоторое время работал в Швейцарии.

Кирилл, таким образом, выполнял отчасти работу в интересах государства. Ведь чем он занимался в рамках ВСЦ? Конечно, говорил о том, что СССР выступает за мир; что в СССР никаких гонений на религию нет и так далее.

Кирилл пытался отстаивать интересы СССР в международной политике. Насколько он был в этом плане эффективным — сложно сказать. Но об этом было важно сказать потому, что в карьерном росте Кирилла было заинтересовано не только церковное начальство, но и руководство страны.

Сребролюбие

Доказать, что патриарх Кирилл отдает предпочтение не только духовным, но и материальным ценностям, достаточно легко. Можно привести в пример ситуацию из девяностых. Создатель Службы безопасности президента Александр Коржаков о встречах с митрополитом Кириллом:

«Я не признаю Кирилла. Это не мой патриарх. Когда он был замом Алексия, ко мне в Кремль приходил, и мы с ним часа четыре пили коньяк. Хороший коньяк молдаване подарили Ельцину и мне. У меня тогда было отдельное поручение президента контролировать торговлю оружием. Не бандитов ловить, а международную торговлю контролировать. Мы со Службой создали Росвооружение. И заводы, и люди на них начали хоть получать деньги тогда. Так вот, нынешний патриарх тогда меня уговаривал, чтобы мы с продажи оружия 10% в церковь отдавали. Они тогда уже с алкоголя и с сигарет деньги получали. Сразу сказал ему: «Еще с оружия деньги получать? Даже не уговаривайте». И вот он начал мне объяснять, что у нас нет в стране теперь идеологии, что церковь — единственная идеология»[3].

Здесь упомянута торговля алкоголем и сигаретами, которая проходила через отдел внешних церковных связей Московского патриархата. В период, когда православная церковь торговала табаком и алкоголем, главой отдела внешний церковных связей был Кирилл.

Вопрос известный, но все равно стоит отметить, что табачный скандал произошел по той причине, что церковь, — прежде всего в лице митрополита Кирилла и патриарха Алексия II, — выпросила у государства возможность ввозить в Россию подакцизные товары без пошлин.

Изначально говорилось о том, что церковь в условиях становления, так называемого «возрождения духовности», нуждается в материальных ресурсах, особенно церковь хочет помогать нуждающимся, но достаточных возможностей для этого нет.

Таким образом, было бы выгодно покупать за границей нуждающимся людям и еду, и одежду, то есть церковь взялась за то, чтобы в сложных условиях девяностых помогать тем, кто нуждался. Это «пастырский долг».

Казалось бы, пожелания благие, но практика была иной. Как только церковникам дали такую возможность, они тут же договорились с некими «бизнесменами» провозить по такой схеме табак и алкоголь. Почему? Потому что просто это было сверхвыгодно. Менее чем за год церковники по такой схеме перевезли 18 млрд беспошлинных сигарет[4].

Так можно было перевозить все что угодно, если иметь связь с бизнесом. А она явно была, потому что все эти товары были реализованы. Чиновник того периода Починок отмечал, что действительно получилось все некрасиво, однако он защищал патриарха Кирилла:

«Правительство и решило помочь, выделив РПЦ квоты на ввоз подакцизных товаров, предоставив соответствующее разрешение через правительственную комиссию по гуманитарной помощи на их ввоз. При этом РПЦ — точнее, компании, близкие к ней, — была освобождена от уплаты таможенных пошлин. Всё это закончилось печально для всех — и для тех импортёров, потому что многие из них пострадали, и для бюджета. <…> Я не встречал документов по предоставленным Церкви льготам, связанных с именем Кирилла»[5].

Почему он не встречал этих документов? Потому что все оформлялось на структуры, ведь невозможно что-либо оформить на некого митрополита, это как с юридической точки зрения что-либо оформить на прозвище того или иного человека. А кто отвечал за все эти операции? Конечно, отдел внешних церковных связей Московского патриархата, главой которого был Кирилл. Тот факт, что Кирилл в этих сделках не упоминался, естественно, никаким образом не снимает с него ответственность.

Да и сам патриарх Кирилл о табачном скандале отзывался следующим образом:

«Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать»[6].

Выходит, что как будто бы виновато правительство. Но деньги-то кто получил от реализации? Конечно, церковь. Не 100% выгоды, так как у церкви не было средств закупать сигареты в таких масштабах. Скорее всего, платили представители бизнеса, а церковь за свои услуги получала процент.

К этому добавим, что Кирилл также входил в совет директоров банка «Пересвет», где однажды выяснилось, что вкладчики потеряли все деньги, так как собственно деньги исчезли в неизвестном направлении. До сих пор никто не знает, куда пропали деньги. Но факт, что церковь контролировала деньги банка, и пропажа почти наверняка связана с деятельностью любителей «возрождения духовности».

Пример, чем занимался Кирилл в этом банке:

«В 1994 году «Пересвет» по просьбе митрополита Кирилла выдал 150 миллионов долларов кредита на освоение Ломоносовского месторождения алмазов в Архангельской области. Отдел внешних церковных сношений Московской патриархии, который возглавлял Кирилл, владел 10% акций компании «Севералмаз», которая занималась разработкой месторождения»[7].

Так что Кирилл это не просто монах или церковник, а это крупный общественный деятель и бизнесмен, который в бизнесе активно прикрывается интересами церкви. Ведь отметим, что он выдавал миллионы долларов в качестве кредита, а, с другой стороны, просил у правительства возможность получить квоты на ввоз подакцизных товаров, так как якобы у церкви было мало денег.

Фамилия патриарха Кирилла

Как говорилось выше, фамилия патриарха Кирилла — Гундяев. С 1969 года он должен был забыть об этой фамилии. Однако этого не произошло.

В 2012 году было дело, известное как «пыльная квартира патриарха». Многие об этом деле знают, и поэтому можно сказать кратко: бывший министр здравоохранения Шевченко делал ремонт в своей квартире. Пыль от ремонта попала в другую квартиру, из-за чего начался суд.

Принадлежала квартира, в которую попала строительства пыль, патриарху Кириллу, и суд обязал Шевченко выплатить патриарху 20 миллионов рублей[8]. Патриарх это дело комментировал. Он заявлял, что прощать строительную пыль Шевченко было бы некорректно, а также патриарх заявил, что он еще мало попросил — всего лишь 20 миллионов рублей: «Я по максимуму постарался - например, вместо двойной очистки согласился на одинарную, что сэкономило существенную сумму».

И здесь самое интересное даже не то, что пыль в квартире обнаружили некие «независимые компании» и не то, что Кирилл долгое время конфликтовал с Шевченко, так как тот считается «еретиком» для РПЦ, он православный, но не подчиняется Московскому патриархату.

В суде конфликт интересов рассматривать не стали. И повторим, что хотя данная ситуация выглядит как беспредел, все же для данной статьи важно то, на кого записана квартира, в которую якобы попала строительная пыль.

Итак, квартира принадлежит Владимиру Гундяеву[9]. И это означает лишь то, что от своей мирской фамилии Кирилл не отказался. Вопрос: мог ли Кирилл передать квартиру церкви? Конечно мог. Но не стал этого делать. Причины неизвестны. Но известен факт, что у Кирилла как человека, который отрекся от мирской фамилии, есть личная собственность.

Кажется, что это нарушение церковных норм, однако реакции церкви на то, что у Кирилла есть собственность, записанная на «мирскую» фамилию, практически никакой не было, как будто бы ситуация с Кириллом — это в порядке вещей. Но все же отдельные комментарии были, их нужно рассмотреть.

Слово церкви

Как в церкви или в околоцерковных кругах прокомментировали ситуацию с «пыльной квартирой» патриарха Кирилла? Достаточно странно. Вот, например, позиция экс-руководителя пресс-службы Московского патриархата Владимира Вигилянского:

«Руководитель пресс-службы Московского патриархата Владимир Вигилянский считает, что вопросы о квартире патриарха Московского и всея Руси Кирилла неэтичны, это частная жизнь, которая является неприкосновенной»[10].

Подобная реплика — это позиция самого патриарха, потому что задача главы пресс-службы — озвучивать позицию руководства церкви. Это означает, что патриарх Кирилл добивался того, чтобы про этот случай быстрее забыли. Ведь очевидно, что патриарх нарушил клятвы, но этот момент в церкви предпочитают игнорировать.

Стоит отметить, что если бы подобное случилось с представителем «либерального» лагеря, то наверняка в церкви это обсуждали бы открыто, и такого индивида могли бы даже отстранить от службы. Но тут всё-таки речь идёт о патриархе.

Сам патриарх от данной темы старается всегда отходить, даже если ему задают вопросы напрямую. Вот что он говорит:

«Достаточно последить за дискуссиями в блогах, которые ведут верующие — как миряне, так и духовенство. Часто по прочтении в голове всплывает расхожая фраза: "эту бы энергию — да в благих целях!" И хочется многим участникам этих интернет-прений задать простой вопрос: говорите вы очень убедительно — а в чем состоят ваша реальная работа и ваши реальные дела? Каковы ваши практические действия?»[11].

Подобное означает, что патриарх не готов ответить на претензии, и вместо этого использует аргумент «сперва добейся». Глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон заявил:

«Мне кажется, что это говорит не о патриархе, а о самих этих людях, которые распространяют всякие гадости. Наш народ, воспитанный в советское время, полностью утратил внутреннее благородство, стал подобным библейскому Хаму»[12].

То есть, по мнению данного служителя культа, благородство — это отказываться от собственности в клятвах, но при этом иметь элитное жилье и требовать 20 миллионов за очистку квартиры от «нанопыли». А говорить на эту тему — «хамство».

Естественно, что комментариев на этот счет со стороны попов было много. Для примера еще одно от настоятеля Никольского храма в ромодановском селе Пушкино протоиерея Николая Бябина:

«Раздувать скандалы вокруг этого выгодно, прежде всего, атеистам. Смысл их существования сводится к тому, чтобы сделать церкви что-нибудь плохое. Отношение людей к богатству и роскоши всегда неизменно — богат священник или богат человек, не имеющий отношения к церкви. К богатству относятся с завистью. Она является двигателем. И если зависть довести до крайности, то человек дьяволом станет. Со своей завистью надо бороться. Всегда есть люди, которые в чем-то будут преуспевать. Даже в умственных способностях. Победи в себе зависть, если не хочешь завидовать. Мы никогда не будем равными. Даже в среде священников — я теперь служу в деревне, а кто-то в городе. У нас разный уровень жизни. И что теперь? Но, конечно, нужно жить скромнее, чтобы не давать повода для зависти»[13].

Аргумент в защиту патриарха в том, что люди ему просто завидуют; завидуют его роскоши, такой как дорогие часы, яхты, особняки и та же самая квартира. Почему этот аргумент ложный? Потому что на самом деле тут дело не в зависти, а прежде всего в противоречии. Ведь патриарха Кирилла можно уличить в лицемерии. Вот что он говорит:

«Для умершего человека богатства нет. Представьте себе: всю жизнь человек работал только для того, чтобы созидать материальный фактор, только для того, чтобы умножать свое богатство, и что же означает тогда его конец? Полное фиаско. То, что создавал, исчезло, оно больше не твое, ты к нему не имеешь никакого отношения. Когда люди приобретают то, что им не нужно, приобретают ради приобретения, когда не знают, что выдумать, чтобы утешить свою плоть, требующую все больше и больше для своего удовлетворения — вот тогда и наступает грех»[14]

Забавно подобное слышать от человека, который предпочитает часы за 30 тысяч долларов и у которого образ жизнь примерно такой же, как у высшего чиновника России[15].

Представьте себе ситуацию: есть лидер движения, который требуют у своих сторонников отказываться от материальных благ, заявляет, что все они ничего собой не представляют, так как нет ничего важнее духовных ценностей. А затем вдруг выясняется, что у этого человека полно материальных благ. И что за этим следует? А то, что ему просто «завидуют» неудачники, и критиковать его не стоит. Такую линию защиты взял на вооружение и нынешний патриарх.

Патриарх Кирилл настолько интересный персонаж, что ему приходится чуть ли не каждый год «опровергать мифы» о собственном богатстве. Вот что он сказал в 2020 году:
«Когда вы читаете самые ужасные вещи о патриархе, архиерее, священниках, помните, что там даже капли правды не бывает. Все это направлено на то, чтобы тех, кто правду божию провозглашает, скомпрометировать так, чтобы народ перестал слушать и доверять»[16].

Интересно, что патриарх это высказал сразу же после того, как настоятельница московского Покровского монастыря игуменью Феофания купила себе «Мерседес» S-класса за 10 миллионов рублей[17].

Патриарх рассчитывает на слепую веру сторонников, которые не привыкли проверять информацию. Потому что как минимум тот факт, что настоятельница монастыря покупает непонятно за какие деньги себе элитную иномарку, говорит о том, что деньги у церкви есть.

Да и если у церкви есть акции в различных компаниях, в том числе в банковской сфере[18], то нелепо говорить, что с деньгами у церкви проблемы. Если рассматривать церковь исключительно как бизнес-структуру, то это крупная корпорация, которая, конечно, скрывает данные о доходах, но финансовые активы церковь скрыть не может, поэтому как минимум очевидно, что бедной организацией РПЦ не является точно.

Действует схема, как в любой корпорации: центр берет большую часть прибыли, «поп-менеджерам» достаются наиболее выгодные куски, значительная часть средств инвестируется, причем чаще всего достаточно разумно, если судить по публикации РБК о бизнесе РПЦ.

Преимущества у РПЦ в такой схеме очевидны, потому что можно прикрываться «гонениями», «бедственным положением церкви», «духовными скрепами» и прочим, чтобы извлекать максимальную прибыль наиболее эффективно. И в этом плане патриарх Кирилл, конечно, выгоден РПЦ как CEO (Chief Executive Officer).

Но с позиции религии, якобы «извечных истин», патриарх Кирилл, безусловно, нарушил нормы, в частности не отказался от мирской фамилии ради дорогой недвижимости, которую мог передать церкви, но оставил себе.

***

Руководство православной церкви, включая патриарха Кирилла, продолжает настаивать на том, что есть некие «истины», которые церковь передает от Христа обществу. Якобы эти истины не меняются, а сама церковь им соответствует.

На деле ситуация с патриархом Кириллом и его квартирой полностью подтверждает, что материальное во многих случаях важнее «духовного», на чем бы не пыталось настаивать руководство РПЦ формально, обращаясь к верующим.

Случай с квартирой доказывает, что ради дорогих активов патриарх готов отказаться от монашеских клятв, а руководство церкви вместо того, чтобы осудить патриарха за то, что он не отказался от мирской фамилии, лишь говорит, что критики патриарху «завидуют».

Источники

Источники

  1. Записка в ЦК КПСС председателя КГБ СССР А. Н. Шелепина и председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова. // Исторический архив. — 2008. — № 1. — С. 51—52.
  2. Необратимость монашеских обетов. URL: https://www.pravoslavie.ru/77685.html
  3. «Знаю их всех». Говорит Александр Коржаков. URL: https://zona.media/article/2016/05/09/korzhakov
  4. Письмо Министерства финансов РФ от 05.11.1996 N 01-10/11-4547 «О предоставлении таможенных льгот»
  5. Александр Починок: «Таможенные льготы РПЦ были большой ошибкой»//Известия, 23.01.2009 г.
  6. За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах». URL: https://novayagazeta.ru/articles/2012/02/14/48244-za-chto-rabu-bozhiemu-kirillu-blagodarit-171-raba-na-galerah-187
  7. Что случилось с «Пересветом» Как пчелы и рисовая шелуха обанкротили банк РПЦ, хранивший миллиарды госкомпаний. Расследование Ивана Голунова. URL: https://meduza.io/feature/2016/10/25/chto-sluchilos-s-peresvetom
  8. Патриарх Кирилл получил 20 миллионов компенсации за строительную пыль. URL: https://lenta.ru/news/2012/04/06/shevchenko/
  9. Суета вокруг диванов патриарха Кирилла. URL: https://archive.is/20120909094711/www.rbcdaily.ru/2012/05/12/climate/562949983805054
  10. Представитель РПЦ: Вопросы о квартире патриарха Кирилла неэтичны. URL: https://www.rosbalt.ru/moscow/2012/03/24/961087.html
  11. РПЦ призывает православных блогеров к реальным делам. URL: http://actualcomment.ru/rpts_prizyvaet_pravoslavnykh_blogerov_k_realnym_delam.html
  12. Ущерб квартире патриарха в "Доме на набережной" возмещен. URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/04/120406_patriarch_flat_compensation
  13. «Конечно, нужно жить скромнее, чтобы не давать повода для зависти…». URL: https://stolica-s.su/archives/258584
  14. Всё равно умрете: Патриарх Кирилл призвал россиян не богатеть. URL: http://politsovet.ru/49529-vse-ravno-umrete-patriarh-kirill-prizval-rossiyan-ne-bogatet.html
  15. Патриарх Кирилл снова стал появляться на публичных мероприятиях в дорогих часах. URL: https://www.znak.com/2020-02-05/patriarh_kirill_snova_stal_poyavlyatsya_na_publichnyh_meropriyatiyah_v_dorogih_chasah
  16. «Нет даже капли правды»: патриарх рассказал о «миллиардах». URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/08/02/13175167.shtml
  17. Настоятельница столичного монастыря купила Mercedes-Benz S-класса почти за 10 млн. URL: https://www.znak.com/2020-07-13/nastoyatelnica_stolichnogo_monastyrya_kupila_mercedes_benz_s_klassa_pochti_za_10_mln
  18. Расследование РБК: на что живет церковь. URL: https://www.rbc.ru/investigation/society/24/02/2016/56c84fd49a7947ecbff1473d