021152166kНынче очень модно говорить о том, что якобы православие обладает огромным авторитетом и влиянием. Однако так ли это, а еще точнее, правда ли, что это заслуга именно православия, а не государства, которое на протяжении последних 25 лет пытается всеми силами продвигать данную религию?

Если честно, то вариант с государством кажется более правдоподобным, ведь, если посмотреть реалиям в лицо, то видно, что именно одна религия продвигается в достаточно агрессивной форме. Президент, подавляющее число чиновников и даже культурных деятелей достаточно часто светятся перед камерами, всячески демонстрируя свою приверженность к определенной религии.

Вопрос о том, присутствуют ли эти люди в храмах без камер, остается открытым. Поскольку с виду все не шибко искренне, и больше напоминает неуклюжую попытку рекламы религии. Получается, что в принципе это больше идеология, нежели религия.

А вот реальное православие – это что? Всякие мракобесы, которые призывают отказаться от благ цивилизации, запретить все неугодное, уничтожать еретиков? Такие тоже есть, но их количество вряд ли переваливает несколько сотен (или тысяч) на всю страну. Такая «неистовая вера» слаба. Наблюдать таких персон можно, если посмотреть на любую акцию движения «Божья воля» или «союз православных хоругвеносцев».

Что интересно, подавляющее большинство «рядовых» православных не разделяет взгляды и идеи этих фанатиков. Более того, скорее всего, даже и не знает об их существовании. Православие в России можно разделить на несколько категорий.

1. Формальное православие – это когда человек называет себя православным, но не ходит в церковь, не знает писания, не отправляет культ. Таких подавляющее большинство. И если бы государство продвигало любой другой культ вместо православия, то львиная доля из этой категории перешла бы туда сразу же. Однако толку от такой массы никакого нет, поскольку, учитывая тот факт, что любые ее взгляды носят лишь формальный характер, то использовать это никак не получится в глобальном смысле. Забавный факт: по опросу ФОМ лишь 26% из верующих верят в жизнь после смерти! Т.е. фактически эти люди, называя себя православными, просто слушают то, что им говорят с телевизора, но совершенно не вникают в религию.

2. Группа бедных, униженных, дезорганизованных, убитых горем и т.д. Такое тоже имеет место, тем более что всякое в жизни может произойти. Не удивительно, что такие люди потенциально могут попасть под влияние РПЦ (да, впрочем, и под влияние любых конкурентов РПЦ) с достаточно большой вероятностью, просто в силу обстоятельств. В виду того, что в перспективе «время лечит», данная группа может с легкостью перейти в первую. Если, конечно, церковь (или другая организация) не успеет воспользоваться случаем и развести их на все деньги или иные материальные ценности. Но говорить о том, что таких людей можно реально использовать в политических интересах вряд ли возможно.

3. Разного рода сумасшедшие (и доморощенные «экзорцисты») и преступники. Стоит отметить, что данную группу тоже нельзя игнорировать ввиду того, что среди этих людей достаточно много сторонников РПЦ. Однако действовать так, как они считают нужным, в виду психического расстройства или иной аномалии личности, они будут неизбежно. Так что если РПЦ им прямо скажет отказаться от деятельности, то слушать они не станут. Впрочем, разного рода бандиты часто помогают РПЦ деньгами (самое известное, это отлитые колокола ХХС от «Солнцевской братвы»), поэтому вряд ли имеют место призывы со стороны РПЦ.

4. Использующие РПЦ в своих интересах политики. Тут уж можно точно сказать, что авторитет РПЦ на таких людей ни в коей мере не подействует в виду того, что эти люди прагматичны и сами используют РПЦ в качестве инструмента. Стоит отметить, что это люди совершенно разных взглядов: и либералы, и националисты, и социалисты, и, конечно, представители партии власти в первую очередь. Надо отметить, что если, собственно, РПЦ посмеет пойти против любого пункта программы этих политиков, то предложение со стороны церкви будет полностью игнорироваться. Так что влияние РПЦ на такие группы возможно лишь постольку, поскольку мнения могут иногда совпадать, но главная тут все-таки политическая идеология, а не РПЦ.

5. Рядовые православные. Ну, это группа лиц, которая в действительности ходит иногда в церковь, читает молитвы, и, по всей видимости, верует в говорящую змею, а иногда даже соблюдает пост и умеет правильно креститься. Таких людей в действительности немного. К примеру, по информации департамента охраны МВД на рождественских богослужения 2013 года приняло участие лишь 1,4% россиян (2,1 млн. человек). Примерно аналогичные цифры и на других крупных праздниках вроде пасхи. А вот рядовые посещения церкви не составляют и одного процента… Поэтому считать, что это прямо настолько глобальное явление, что необходимо в честь этого вводить некие статьи в уголовный кодекс и проталкивать клерикализм во все сферы жизни человека, мягко говоря, не вполне обосновано. Тем более что люди, которые чаще всего ходят в церковь лишь 2-3 раза в год, вряд ли считают в своей жизни церковь самым важным. Скорее всего, это лишь часть их жизни, причем, вероятно, не самая значительная. Это просто рядовые граждане, да и не более того. Вряд ли их можно отнести к сфере влияния церкви или к «воинству Христа».

6. Православные фанатики. Вот эта категория лиц в действительности в основном может контролироваться со стороны РПЦ. В буквальном смысле РПЦ может их сгонять на митинги, пикеты и на собственные мероприятия. Или же проводить некую «политику» в продвижении тех или иных проектов (например, проект застройки храмов). Однако таких людей мало. Их, в лучшем случае сотни…

И, кстати, не факт, что работают они бесплатно. Ведь приличная их часть напрямую связана с движением «Наши». В частности, кремлевское движение, которое, естественно, кормится за счет налогоплательщиков, устраивало «православные акции». И, вероятно, продолжит этим заниматься. Учитывая тот факт, что государство готово тратить большие деньги на пропаганду, то не пожалеют и на это.

Вот, собственно, и весь авторитет православия. В действительности, если смотреть на политический вес объективно, то он не больше, чем вес любой узкой маргинальной группы. Понятно, что это с учетом того, если откинуть тех, кто не станет действовать исключительно в интересах РПЦ, а использует РПЦ в своих (например, политики), так что авторитета у «чистой РПЦ» почти никакого нет. Никто всерьез не будет рассматривать разговоры о говорящей змее или о непорочном зачатии, все это не нужно. А вот идеология: Кутузов, Невский и РПЦ… Разговор другой.

Т.е. идеологические и исторические мифы в этом плане гораздо важнее, нежели метафизические «идеалы» самой РПЦ, кои она публично практически никогда и не использует (посмотрите речи патриарха Кирилла, Чаплина, Смирнова и прочих медийных попов).

Поэтому можно откровенно констатировать, что никакого искреннего авторитета у РПЦ нет. Нет никакого основания для того, чтобы выделять им огромные деньги из федерального бюджета. Нет оснований включать определенные статьи в УК, которые бы поощряли РПЦ или «возвеличивали роль».

Однако все это происходит по воле государства. Аппаратчики все еще уверены, что могут использовать РПЦ в своих интересах, что якобы РПЦ их спасет от «возможных смут», поскольку якобы обладает авторитетом среди населения. Однако в действительности РПЦ никогда не спасала ни от смут, ни от бунтов, ни от революций. Странно, что политики этого не понимают, а продолжают вместо этого продвигать РПЦ в школах, армиях и тюрьмах. Отдачи они все равно никакой не получат, максимум – это то, что было на Украине, и вряд ли получится нечто большее. Надо помнить, что до 1917 года большая часть революционеров - посещали церкви, обучались закону божьему и т.д. Однако, несмотря на это, все же церковь ни в коей мере не смогла воспользоваться своим мнимым авторитетом, а сумела лишь частично присосаться в определенный период к белому движению или оккупационным силам, а другая часть стала подчиняться новому правительству, несмотря на его «безбожный» характер.

   

АПА1