О светском обществе (Швеция)

sweden34Большинство стран мира, несомненно, светские страны. Однако главная проблема современных стран заключается именно в том, что светский характер чаще всего лишь «на бумаге», а по факту правительство «светских» стран часто способствует распространению того или иного религиозного культа, т.е. нарушает свои же законы.

За примерами далеко ходить не надо. Россия в этом плане, к сожалению, один из самых ярких примеров, когда светское государство – это основная статья конституции, но по факту можно видеть явную пропаганду религии, причем на высшем уровне.

Швеция – другое дело. Несмотря на сомнительный политический строй, т.н. «реформизм» еще в XX веке окончательно восторжествовал. Важным фактором также является то, что Швеция по своей сути может быть отнесена к центральным странам в экономическом плане. Это и ранее развитие, и «реформизм», а еще тот факт, что в стране более 50 глобальных компаний, работающих во всем мире.

Т.е. потенциал страны высок, что позволяет поддерживать «стабильность». Причем это касается не только социальных гарантий и демократических прав граждан, но также: обновление инфраструктуры, научные открытия, технологические разработки, разного рода инновации и т.д. и т.п.

Это означает, что для поддержки лояльности граждан такой институт, как религия, попросту не нужен. Тем более что тратить деньги на религию – это все равно, что выкидывать их в мусорное ведро. Поскольку отход от религии был естественным.

Как известно, в Швеции достаточно долгое время сохранялась официальная религия, причем с приличными дотациями со стороны государства. Однако, начиная с 30-х годов XX века, ее роль начинала падать, прихожан становилось все меньше. Сохранился лишь формализм. Т.е. большая часть граждан считались формально «прихожанами» по факту крещения, но не утруждала себя даже редкими посещениями церкви.

Правда, тогда это особо попов не беспокоило, поскольку государство платило хорошие деньги, содержало совершенно бесполезную структуру. И такое положение сохранялось достаточно долго, хотя споры вызывало постоянно. Многие политики, преимущественно левые, желали тратить деньги, которые выдают церковникам, на развитие науки, социальных гарантий, инфраструктуры. Эти споры продолжались, надо отметить, около 70 лет.

Споры отчасти разрешились в 2000 году, когда власть приняла окончательное решение – отделить церковь от государства. Однако тогда все-таки государство не решилось полностью прекратить всякую поддержку. Поэтому попы все еще получали от государства плату на содержание зданий. Однако со временем и эта плата вызвала многие споры.

За это время все в стране изменилось. Социологические опросы в этом плане поражают, поскольку фиксируют поразительное количество неверующих. Фактически, начиная с 2005 года, по социологическим опросам в Швеции порядка 70-85% неверующих. При таком раскладе, когда даже «формальную приверженность» не сумели сохранить, нужна ли поддержка религии?

Упадок религии во всем: падение числа верующих, отказ от спонсирования со стороны как государства, так и просто частных спонсоров. В церквях Швеции открывают SPAсалоны, дискотеки, медицинские центры и прочее, лишь бы завлечь хоть кого-нибудь в церковь. Хотя и такие методы неэффективны, поскольку разумный человек всегда сделает правильный выбор. Всяко лучше полноценное развлечение, чем фарсовая подделка алчных церковников.

Упадок продолжается. Люди возмущены тем фактом, что светское государство продолжает как-то поддерживать (не так, как до 2000 года, но все же) церковь.

Дело дошло до того, что шведский пастор Ханс Берье Хаммар призвал пересмотреть отношения государства и церкви, причем в пользу светскости.

В Швеции сегодня почти 3500 церквей, которые почти полностью заброшены. Там есть попы, которые получают деньги на якобы «содержание» этих церквей. Фактически совершенно ясно, что такое количество сегодня – излишне. Из 3500 используются по назначению в основном по праздникам лишь порядка 500.

Причем, что еще важно отметить, Швеция, как одна из самых атеистических стран мира, содействует формированию антиклерикальных настроений самих верующих. Т.е. даже те остатки поклонников древнееврейского культа (которые часто смешивают культ с философскими течениями вроде деизма) все же отказываются посещать церкви, и предпочитают отправлять культ как «личное», т.е. тихо у себя дома. Поэтому «добровольный церковный налог», который есть и сегодня, в виду его «добровольности», редко кто выплачивает. Чаще Шведы предпочитают добровольный налог «на развитие науки» или благотворительность, что не может не радовать.

Церковь бы сегодня уже просто развалилась, если бы правительство не выделяло каждый год 50 миллионов евро:

«на содержание храмовых сооружений по линии поддержки объектов культурно-исторического значения»

Понятно, на что эти деньги идут в действительности.

Даже шведский поп Ханс Берье Хаммар сказал:

«Прихожан все меньше и меньше, соответственно падают наши доходы, нам просто не на что содержать 3384 храма, имеющихся в стране. Выхода всего три — взрывать церкви, заполнять их людьми или превращать в пиццерии и производственные цеха»

Крамольно, не так ли? Однако поп думает о материальном, поскольку если будет меньше церквей, то будет больше доход его братии.

В идеале для попов (точнее для верхушки) было бы сократить церкви до нескольких сотен, выгнать лишних попов, и получать эти самые 50 млн. евро. Тогда и прихожане особо не нужны. Однако такая «реформация» может довести церковь до полной ликвидации. Поскольку через некоторое время, возможно, государство перестанет давать и эти 50 млн.