РПЦ и отношение к рабству

crepost2Есть такая интересная тема, как рабство, а особенно интересно отношение Русской церкви к такой форме устройства некоторой части общества.

Как известно, в самой библии никакого осуждения рабства вообще нет. Это считается «нормой». Более того, в библии часто есть призывы, направленные к рабам, где четко указывается, что рабы должны повиноваться своим господам, и неважно хорошие они или плохие.

Чтобы освежить память на этот счет, стоит процитировать само «священное писание».

“Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым." (1-ое Петра 2:18).

"Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу." (К Ефесянам 6:5).

“Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.” (К Колоссянам 3:22).

"Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам" (К Эфесянам 6:5-6).

“Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.” (К Титу 2:9-10).

Кажется, что позиция однозначна, учитывая тот факт, что подобные реплики есть как в ветхом завете, так и в новом. Нет даже намека на то, что рабство – несправедливость. Что его нужно отменить, осудить. Нет, наоборот, все выглядит именно так, что оно «богом установлено», и является чем-то «природным» и «естественным», прямо как сегодня современная общественно-экономическая формация заявляет о себе.

Ну да ладно, с библией разобрались. Ее назовут «старой книгой», которая не актуальна для наших дней, а заветы бога на 95% «иносказания». Главное заключается в том, что «бог есть», все остальное не суть. А РПЦ, несмотря на библию, является мягкой и пушистой «некоммерческой организацией», которая всегда боролась за веротерпимость, равноправие и даже против рабства. Однако соответствует ли это действительности хоть в малейшей мере?

Стоит сказать, что против крепостного права и пережитков рабства, которые имели место в Российской империи, активно выступали некоторые «сектанты», революционеры-разночинцы, различные философы из «кружков», часть «западников». И даже масоны, например, Николай Новиков, член ложи, который освободил своих крепостных и даже пытался учить их грамоте, писал статьи, резко осуждающие крепостное право, за что потом долгое время находился в заточении, причем осудили его, основываясь на личном указе «просвещенной» Екатерины IIза «гнусный раскол».

В то же время церковники как раз таки высказывали мысли прямо противоположные. Именно они накидывались на всех тех, кто каким-то образом критиковал крепостничество и рабство, даже если делал это уж совсем «умеренно».

В данном случае хочется процитировать самих попов, которые писали близко к концу крепостного права или даже чуть после его формальной отмены.

Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов), который являлся в ту пору, можно сказать, чуть ли не главной Русской церкви (патриархов в ту пору не было), отстаивал свою точку зрения очень горячо. Причем не только в синоде, но и перед правительством. За 2 года до отмены крепостного права (1859) он сказал следующее:

«рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах»

Кажется, что позиция наиболее авторитетного попа того периода вполне однозначно демонстрирует отношение всей церкви к крепостничеству. Впрочем, надо помнить, что если бы появился поп, который бы активно выступал против, то его бы заточили в монастырь, и на этом его карьера бы закончилась.

Чуть позже, когда крепостное право все же отменили, поп Игнатий все равно протестовал против этого решения, несмотря ни на что. Он считал, что это была сущая несправедливость, и сделал максимум того, что было возможно, для того, чтобы крестьян «свободных» максимально ограничить в правах. Как известно, в составлении манифеста принимали участие помещики и попы, которые вообще были против отмены.

Вот что он говорит после отмены крепостничества:

«Слово Божие и Церковь – как Вселенская, так и Российская – в лице святых отцов, никогда и ничего не говорили об уничтожении гражданского рабства»

Т.е. он не сдавался и все еще рассматривал возможность воссоздать иную форму рабства. Впрочем, откровенно говоря, сам поп во многом утрировал, поскольку в стране оставалось еще очень много «временно-обязанных» крестьян, которые де-факто находились в зависимости от помещика, несмотря на отмену.

Дальше этот поп уже обращается к крестьянину. Т.е. к самой многочисленной социальной группе общества, самой бесправной, необразованной и невежественной. Он не просит прощения, он не призывает обеспечить равные права, он говорит совершенно иные вещи:

«Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно, благодаря и славословя Бога с креста твоего»

Как можно заметить, господин поп ни в коей мере не противоречит библейскому учению. Фактически можно сказать, что он просто повторяет за пророками и апостолами.

Сюда же можно добавить слова митрополита Платона. Правда, в отличие от Игнатия он писал во времена, когда рабство считалось чем-то «естественным»:

«Внушается, что рабы, если только позволят обстоятельства, должны стремиться к своей свободе. Сколь вредные могут произойти следствия от этого внушения – это для всякого очевидно. Между тем, по учению слова Божия, и рабы могут достигать вечного спасения. Апостол ясно говорит: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван».

Отсюда можно заключить, что Русская церковь активно поддерживала крепостное право и рабство. И для нее самым страшным было даже малейшее «нарушение» этой замечательной и божественной «гармонии».

Сегодня, ясное дело, ситуация в корне изменилась, но все же, несмотря на несправедливости, РПЦ будет всегда и до конца поддерживать тот порядок, при котором ей живется «вольготно» на Руси.