chinovniki v cerkviАктивные обсуждения строительства храмов происходят, как правило, в Москве, Санкт-Петербурге и еще некоторых больших городах России, но вот в маленьких городах, как правило, строят храм и никого не спрашивают, при полном содействии мэра и администрации.

В данном случае речь идет о городе Инза. Город расположен в Среднем Поволжье – это Ульяновская область, а населения 18 000 человек. Там не нужны никакие обсуждения. Просто жителей ставят перед фактом, что, мол, будем строить храм.

Собственно, такая тактика актуальна и для других подобных городов. Примечательным фактом является то, что инициаторами постройки храмов являются вовсе не попы, а именно городская администрация, которая, как правило, имеет прямое отношение к партии власти. Таким образом, стоит отметить, что храм – это не только торговая точка РПЦ, но и своеобразный «символ власти».

Фактически все решается очень просто:

«Глава Инзенского района Владимир Шкунов в своем выступлении отметил большое значение предстоящего строительства. По его мнению, появление в городе большого православного храма станет символом возрождения духовной жизни в районе»

Важно отметить, что в целом это, конечно, демагогия и, кстати, важный пример клерикализации власти, поскольку тут игнорируются реальные исторические факты.

Во-первых, о каком еще «возрождении» может идти речь? Как известно, Инза была основана в 1897 году, изначально в качестве железнодорожной станции. Затем лишь на станции появлялись дворы. Собственно, даже в 1913 году там проживало около 500 человек. Строительство города началось только в начале 1920-х годов, т.е. уже при советской власти. В середине-конце 20-х годов были построены заводы и несколько паровых электростанций, а соответственно начала развиваться инфраструктура. Важно понять, что, учитывая время, там никакой «духовности» не было. Там строили активно школы, дома культуры, избы-читальни, площадки, парки, больницы, но не церкви.

Поэтому нужно признать, что строительство большого храма – это никакое не возрождение, а новодел, который, кстати, лишен смысла, поскольку в городе есть масса других проблем. Например, там сегодня инфраструктура находится в явном упадке, а жителей с каждым годом (начиная с 1996) становится все меньше. И если сегодня в городе проживает около 18 000 человек, то в 1996 было более 25 000. Ну, а большой храм означает только то, что его нужно будет постоянно содержать. И в данном случае, поскольку это дело государственной важности, то содержать, похоже, будет местный бюджет, который и так весьма ограничен.

Поддержка строительства:

«Глава Администрации района Олег Мидленко также выразил большие надежды на строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Инза, назвав его «духовным центром Инзенского района». По мнению Главы Администрации района, для воплощения инициативы, сегодня необходимо задействовать все возможные ресурсы, в том числе и информационные»

Это означает буквально, что храм настолько громоздкий, что, собственно, власть не может полностью его построить за свои средства, а поэтому, при помощи «информационной кампании», будут попытки собрать средства на это «благое дело». В данный момент уже опубликованы реквизиты, куда можно перечислять деньги.

Глава администрации добавил:

«Клич к сплочению вокруг этой идеи должен распространиться не только на инзенской земле, но и по другим регионам, ведь там также проживают наши земляки, которые родились и выросли здесь, которым далеко не безразлична судьба своего района»

Оказывается, судьба района зависит от того, отстроят чиновники церковь или нет. Но в любом случае это означает, что клянчить деньги будут повсюду, в том числе, видимо, и у федерального бюджета.

Всегда важно помнить, что если бы попы сами решили отстроить церковь, то деньги у них на это есть, поскольку они занимаются реальным бизнесом, у них есть свои банки, фонды и даже доли в крупных компаниях. С другой стороны, возможно, что и сами местные верующие решат за свой счет строить церковь, почему нет? Такой ситуации власть прямо-таки ждут и, конечно, всегда будут содействовать. Однако часто приходит разочарование, поскольку энтузиазма нет. Вот и приходится брать дело в свои руки.

А теперь хотелось бы напомнить о законе. Итак, федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013), статья 4:

«Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии»

Видимо, чиновники не считают, что когда они скопом набиваются в церквях и прямо на камеру крестятся или отправляют культ в ином виде, это не является религиозными обрядами или церемониями. А о «формировании» свидетельствуют как раз призывы чиновников, которые прямо выступают в интересах даже не религии в целом, а конкретного культа. Впрочем, никто и слова им не скажет, поскольку этим же занимаются и московские власти.

На слушаниях был и поп - Архимандрит Адриан. Он сказал, что нужно:

«принять в этом благом начинании активное участие бизнес-сообщество, общественные организации, политические партии»

Понятно, что счет, на который пойдут деньги, контролироваться не будет, а поэтому то, как они будут потрачены в точности, конечно, никто не узнает.

Дальше поп добавил:

«В таких темах, как духовное развитие, не может быть равнодушных, оппозиционно настроенных сил или конкурентов. Духовность, вера в Бога должны нас объединить»

Весело, ничего не скажешь. Поп, заинтересованное лицо, говорит такие вещи власти, которая должна отстаивать принципы светского государства. А ему еще и аплодируют. Самое главное, что никто еще не сумел никоим образом доказать пользу от «духовного развития» в подобном контексте. В основном лишь общие слова, которые как будто уже изначально означают, что это необходимость. Ну, а зачем «абсолютные категории» комментировать-то?

Депутат законодательного собрания Столыпин сказал после всего:

«Безусловно, дело это довольно затратное. Чтобы осилить строительство храма, нам нужно собрать довольно внушительный объем средств. Но, в тоже время, мы не говорим о том, что это должны быть исключительно денежные средства. Здесь будет приветствоваться любая помощь, в том числе строительными материалами»

Вот такие интересные «законники».

А пресс-релизе уже указано:

«Руководство Инзенского района, Русская Православная Церковь просят жителей района, земляков, православных граждан всей России откликнуться на благое начинание и внести свою лепту в строительство соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Инза Ульяновской области»

Откровенно говоря, если даже в таком городе собираются тратить колоссальные средства на постройку нового и крупного храма, даже учитывая тот факт, что необходимости в этом попросту нет, то эта тенденция, очевидно, может охватить и другие города России. Важно помнить, что в самые последние десятилетия царизма (начиная с последних лет правления Александра III) церкви отстраивать массово. Вероятно, и Александр III в конце жизни, и Николай II искренне считали, что если будет больше церквей, то будет больше влияния у царизма. Однако все было иначе. У церкви был слабый авторитет и даже никакой преданности царизму. Собственно, и сегодня вряд ли можно ожидать чего-то большего, особенно используя подобные – явно незаконные - меры.

   

АПА1