Православному театру необходимы бюджетные деньги

114748647Русский духовный театр «Глас», который является местом, где открыто пропагандируют православие, где авторы организуют не только представления, но и различные мероприятия православной направленности (форумы, лекции и проч.), требует бюджетных денег, причем требует в достаточно жесткой форме.

Важно сказать, что, вероятно, вряд ли данный театр может привлечь не православных, поскольку там все завешано иконами, а на сцене частенько появляются попы, то с песнями, то с призывами.

Понятно, что затея в целом была изначально убыточная, а поэтому содержание полностью было переложено на правительство, у которого и так достаточно много расходов в этой сфере. Сама РПЦ, несмотря на тот факт, что театр полностью отвечает ее интересам, и неоднократно приглашал выступать патриарха Кирилл, все же не торопится взять на себя денежные обязательства, хотя лоббирует интересы театра среди чиновников.

В данном случае, конечно, никто не говорит о том, что данный театр в принципе не должен существовать. Претензия заключается в том, почему государство должно содержать это? Можно понять светский театр – это культура. А вот когда попы бегают по сцене, а «актеры» постоянно крестятся и поют религиозные песни, то это обыкновенная религиозная пропаганда. Если на это выделять деньги, то почему бы не выделять деньги каким-нибудь протестантам, которые тоже любят петь и устраивать всякие сомнительные представления?

Понятно, что некоторые представления могут тянуть даже на профессиональный уровень, однако все же это используется исключительно в пропагандистских целях, поскольку после представления может начаться какой-нибудь поповский диалог о чем угодно. Фактически в театр частично перенесли и церковь, и православный фанатизм. Опять же, наиболее логично, если бы подобное содержала РПЦ.

Но вместо этого в дело вступает Чаплин. Он говорит, что государство «игнорирует» нужды этого театра, поскольку само здание нуждается в значительных затратах, которые, очевидно, РПЦ не желает покрывать уже очень долгие годы (театр открыт еще в 1990 году). По всей видимости, власть считает данный театр не пропагандистской точкой РПЦ, а «культурным учреждением», и поэтому определенную сумму выделяет регулярно на протяжении долгих лет. Но им мало, они хотят много больше.

Чаплин заявил:

"В Церковь продолжают обращаться руководители русского духовного театра "Глас" заслуженный деятель искусств Никита Астахов и заслуженная артистка России Татьяна Белевич, которые не первый год ставят вопрос о том, что реконструкция здания театра осуществляется уже около 15 лет и сейчас фактически остановилась"

Притом что на театр деньги собирали не только у правительства, но у народа. Сложно сказать, сколько «на ремонт» было собрано средств за все время. Очевидно, что не все деньги, которые планировали потратить на ремонт, были потрачены по назначению.

Чаплин «возмутился» тем, что в 2014 году деньги были выделены на консервацию объекта. Впрочем, вероятно, это ожидало любые подобные здания, и неужели ради пропаганды православия стоило сделать исключение?

Чаплин даже добивался встречи с главой департамента культуры Капковым:

«13 марта направил письмо с предложением о встрече. Реакция нулевая. Стал звонить по мобильному телефону, писать SMS. Однажды вроде бы договорились о встрече, но она так и не состоялась, после чего ни на звонки, ни на SMS ответа я примерно неделю не могу получить»

Вероятно, подобных «претензий» достаточно много, а разговоры с Чаплиным – это не самое важное дело, поскольку в целом, несомненно, работы и так много. Однако господин Чаплин делает следующий вывод:

"Похоже, традиционная русская культура подвергается дискриминации в рамках политики департамента"

Это очень интересное замечание, учитывая тот факт, что история театров на Руси была весьма плачевной. Во-первых, до определенного периода церковь занимала «ключевое место», и считала, что театры, равно как и остальные виды светского искусства, должны быть запрещены. Это было закреплено на законодательном уровне. Фактически даже под запретом находились народные актеры (скоморохи).

Собственно, простая игра на музыкальном инструменте даже воспрещалась. Адам Олеарий, секретарь голштинского посольства, писал по этому поводу:

«В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены». (Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... — М., 1870 — с. 344)

А в 1657 году архиепископ Никон добился указа о полном запрете как музыкальных инструментов, так и скоморохов в целом. Церковь отвергала любых скоморохов (а они ведь были различными). Поэтому не удивительно, что церковь была против театра, т.к. фактически это просто организованная форма. В домострое о скоморошестве сказано следующее:

«И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут»

Ситуация изменилась только в 1672, когда высшая знать организовала некое подобие театра. Первый театр был придворный и полностью копировал европейские аналоги, фактически там ничего русского и не было. Даже актеры были иностранцами. После смерти царя Алексея Михайловича театр был закрыт (через 4 года).

В широком смысле начали появляться театры уже в период правления Петра I , когда он в значительной мере «остудил» пыл церковников и сделал из «государства в государстве» нечто, вписанное в вертикаль власти. Т.е. поп стал чиновником, который еще мог влиять на цензуру, но только в отношении крестьян и простолюдинов, коих было большинство, но вот высшая знать уже могла с легкостью баловать себя светским искусством. Как правило, конечно, это было иностранное искусство.

Затем театры развивались, но в основном все равно привозили иностранных актеров для высшей знати, а церковники все еще могли пресекать народные игрища.

В значительной мере именно Русский театр начал развиваться в середине и конце XVIIIвека, особенно при Екатерине Великой. Но все же надо помнить, что за основу брались уже известные и иностранные постановки, а также те представления значительно отличались от тех, что демонстрируют актеры театра «Глас». Во всяком случае, попы там не устраивали демагогии.

Поэтому о какой «традиционной русской культуре» говорит Чаплин, понять сложно. Тут в большей мере речь идет именно о какой-то обскурантистской эклектике, либо о банальной пропаганде РПЦ. Причем второй вариант, скорее всего, в большей мере соответствует действительности.