Социология о молитве

zemnoy-poklon BWИзвестно, что церковники, в частности РПЦ, достаточно часто заявляют о том, что якобы в России более 80% населения – православные христиане. Забавно, но это больше, чем в конце XIX века, когда православных (по переписи) было почти 70%. Видимо, попы стремятся «догнать и перегнать» Российскую империю в плане духовности.

В общем, известно, что храмы в целом по стране посещают менее 2% населения даже во время крупных праздников вроде пасхи или рождества. Получается, что число именно «воцерковленных», несмотря на все потуги власти и попов, в целом не особо растет, однако существуют и другие аспекты, которые стоит учитывать.

Известно, что сторонники культа (практически любого) могут и не ходить в храмы или мечети, но они «воздают хвалу» богу в качестве молитвы, а часто у бога просто что-то просят: от спасения чьей-то жизни до новой побрякушки. Т.е. молитва должна быть, конечно, распространена достаточно массово, тем более что опрошенные люди могли бы и подоврать, дабы показать, насколько они духовные, ведь в России говорят, что якобы практически каждый человек молится.

Итоги опять-таки не самые лучшие для церковников. По опросам социологической службы «Среда» и фонда «Общественное мнение» молятся, конечно, не более 80%, даже учитывая тот факт, что молитву можно трактовать по-разному.

Оказалось, что регулярно молятся лишь 12% опрошенных, причем, что важно, никаких особых факторов, которые влияют на это, социологи не заметили. Известно, что из людей, которым более 60 лет, молится каждый пятый, а из тех, у кого серьезные проблемы со здоровьем, каждый четвертый.

Выяснилось также, что из тех, кто называет себя православным, регулярно молятся лишь 22%. А из опрошенных мусульман лишь каждый десятый. Получается, что в целом, конечно, даже на таком «личностном» уровне духовность не особенно и имеет авторитет, тем более что большая часть этих людей – что молятся – совершенно не утруждают себя посещением культовых сооружений даже в праздничные дни.

Исходя из этого, конечно, в еще большей мере не понятны те претензии, которые РПЦ (и не только) предъявляет всему обществу. Совершенно очевидно, что именно само время мешает религиозному мракобесию, поскольку даже среди тех, кто сегодня является сторонником РПЦ, т.е. посещает храмы, все же РПЦ не является «основой жизни», поскольку, помимо РПЦ, есть и другие интересы или хобби. Именно безумный фанатизм (а-ля Энтео) дело все же достаточно редкое.