Временное правительство и РПЦ

Временное правительство РПЦЕсть такой замечательный момент в истории, как взаимоотношения временного правительства и РПЦ. Казалось бы, многие считают ВП некоей «демократической», а соответственно и светской властью. Однако так ли это было на деле?

В вопросах, связанных с церковниками, все составы временного правительства были примерного одного мнения. Т.е., бывшие царские чиновники, либеральные интеллигенты, мелкобуржуазные социалисты твердо решили, что будут использовать РПЦ в своих интересах, а также в пропагандистских целях.

Не удивительно, что в церкви царя не очень долго оплакивали (фактически вообще не оплакивали), а сразу же договорились с временным правительством. Например, восстановление патриархии во многом началось обсуждаться благодаря лояльности со стороны «ВП». А будущий патриарх поднялся благодаря активному сотрудничеству с новым правительством России.

Отныне попы во всех церквях говорили не просто временное правительство, а: «Благоверное Временное Правительство». Также попы использовались как военные агитаторы. Ведь, как известно, временное правительство вовсе не собиралось прекращать войну. Забавно, как самодержавие, которое «установил сам бог» резко исчезло из риторики чернецов. Неужели их «озарило»? Или просто – это работа, где нужно обслуживать интересы определенного класса?

Буквально вчера попы только и делали, как славословили в адрес монархии и Николая II, а теперь, писали так:

«если поведение бывшего царя не было результатом психической ненормальности, то неизбежно прийти к заключению, что никто и никогда так не дискредитировал принципа самодержавия, как именно Николай II»

Это слова Тимофея Буткевича. Он, естественно, до февраля 1917 года подобного не писал.

Со стороны кажется, что это мнение отдельного попа, который просто пытается хорошо «примазаться» к новой власти. Но нет, это «мнение» всех попов. На епархиальном собрании РПЦ постановили:

«Наилучшей формой правления Русского государства епархиальное собрание признало демократическую республику с широкой областной автономией. В сознании народных масс и конституционный монарх служит символом идеи старого абсолютизма власти. Вот почему лозунг - демократическая республика - является уже требованием момента»

Надо отметить, что прошло всего-то ничего, какой-то жалкий месяц!

Но в своем лобызании они пошли дальше:

«Совершившийся переворот был делом великой милости Божией к нашему отечеству»

А что говорил тот же орган за 5 лет до этого:

«самодержавие на Руси заведено не человеческим хотением, а божьим изволением, божиею милостию»

Везде эта божья милость!

Еще раз напомню, что незадолго до переворота РПЦ критиковала любую оппозицию в отношении царя.

Несколько примеров:

Официальное заявление РПЦ в отношении социалистов (1912 год):

«Социалистическое верховенство народа совершенно несогласно с учением божественного откровения»

И о буржуазной демократии:

«Идея народовластия, или народоправия, как лицемерно нелепая, выдуманная, чтобы дать высшим сословиям незаметно держать в своих руках народ, чужда душе русского народа»

Даже о конституционной монархии:

«Всякая мысль о какой-то конституции, о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и бога»

Понятно, должно быть, после этого, до какой степени РПЦ дорожит любыми принципами. И последнее, что РПЦ сказала на этом соборе:

«Право собственности каждого, по учению христианства, — составляет святыню для всех неприкосновенную»

Видно, на буржуазию церковь поставила.

Такая рьяная поддержка со стороны церкви объясняется в первую очередь тем, что временное правительство согласилось взять на себя содержание мракобесия. Т.е. платить огромную зарплату попам, содержать храмы и различные организации или мероприятия, несмотря на колоссальные долги. А попам было не обидно принимать огромные суммы, несмотря на массовый голод и военные расходы. Монета для попа – это главное.

Взаимная симпатия двух сторон дошла до того, что попы приняли на своем соборе особые требования к временному правительству, дабы закрепить юридически их отношения. Интересно, но ВП согласилось на требования. А вот эти требования:

Собрание определений и постановлений временному правительству

1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве пе́рвенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.

12. Добровольный выход из православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак...

13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права.

19. Во всех светских государственных школах ...преподавание Закона Божия... обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях: содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны.

22. Имущество, принадлежащее Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию... государственными налогами.

24. Православная церковь получает из средств Государственного Казначейства... ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей.

Вот собственно и понятно, откуда вся дружба, куда подевались все принципы и идеалы прошлого. Удивительно только то, что временное правительство было готово до такой степени «прогибаться» под РПЦ. Видимо, в действительности никакого авторитета у этого правительства и не было.

Но радости поповской в скором времени пришел конец. Ведь временное правительство не продержалось и года, а новая власть в лице большевиков напрочь отказалась хоть как-то спонсировать поповское сословие. Многие думают, что церковники невзлюбили большевиков именно за то, что те «проклятые коммунисты». Но в действительности это не так. Нелюбовь на начальном этапе обосновывалась именно тем фактом, что зарплату перестали платить.

Но это уже отдельная история, которую тоже не стоит обходить вниманием. Ведь эти исторические события прямо рисуют образ попов. В сущности – это люди беспринципные, которых не волнует ничего, кроме денег. Они, можно сказать, научно это доказали. И нет никаких сомнений, что если бы большевики согласились им платить зарплату, то они бы славословили в их адрес моментально, осуждая временное правительство и царя.

В сущности, мы даже сегодня можем видеть подобное. Ельцинское правительство дало попам очень много, возможно даже больше того, что они имеют сегодня. Однако спустя годы, вместе с политической линией, они критикуют «извращения 90-х», потому что Путин так делает. Не стоит удивляться, если и следующая власть, которая решит поставить на попов, попросит их критиковать Путина – они и на это с радостью пойдут.