0edccvbcta5Министерство образования и науки Российской федерации настоятельно рекомендует российским регионам провести отдельные уроки, посвященные «святому» Сергию Радонежскому.

Очевидно, что это связано с тем, что у «святого» юбилей - 700 лет, однако не совсем понятно, почему это праздник не только церковный, но и государственный? Не совсем понятно, что собой могут представлять подобные уроки, учитывая тот факт, что большая часть источников о Радонежском – это т.н. «житие», которое не имеет к истории даже отдаленного отношения, и в целом наполнено мистикой. В реальной же истории этот господин отмечен слабо, причем часто иррационально, поскольку его напрямую связывают с «освобождением от ига», хотя никакого освобождения в то время не было.

Известен, в общем, этот «монах» тем, что он научился грамоте после того, как съел просфору, а также совершил «много чудес». Конечно, достоверная история. На деле же это просто крупный поп, у которого было феодальное хозяйство, и который фактически благословлял именно московских князей, т.е. представлял их, за это получал значительную выгоду.

Часто считалось, что он святой постольку, поскольку очередное «чудо» заключалось в том, что его мощи сохранили идеально, и даже исцеляли людей от болезней, в т.ч. самых опасных. В это верили в период Российской империи, однако в 1919 году эти мощи были вскрыты, и там находились:

«Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы» (из отчета VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов. "Революция и церковь", 1920, № 9).

Понятно, что это странный повод, а поэтому стоит вспомнить о другом «подвиге». Считается, что Радонежский благословил Дмитрия Донского (отлученного от церкви) на битву с Мамаем. Это очень мутная история, и до сих пор есть споры, но по факту разве это что-то меняет? Допустим, что благословил, разве это такое важное действие, чтобы прямо уж отмечать в истории?

Мамая, как известно, победили. И часто говорят, что это якобы окончательная победа над игом. Но по факту же все было иначе. Мамай – узурпатор, который пытался захватить власть (на его стороне воевали наемники), а истинный наследник орды – Тохтамыш. Мамай был повержен, а Тохтамыш вновь укрепился. Донской тут же подтвердил, что будет платить дань орде исправно. Неужели это победа?

Примечательно, что вскоре Тохтамыш затребовал деньги за военные расходы, а Донской отказался. Тогда тот повел войска в Москву и взял ее очень быстро:

«24 числа, подошёл к кремлю сам Тохтамыш, и началась осада. Татары пускали стрелы как дождь, стреляли без промаха, и много падало осаждённых в городе и на стенных забралах; неприятель поделал уже лестницы и лез на стены; но граждане лили на него из котлов горячую воду, кидали камнями, стреляли из самострелов, пороков, тюфяков (ружей) и пушек, которые здесь в первый раз упоминаются. Но силой не удалось взять Москву, они обманом его взяли» (Соловьев, история России с древнейших времен, Т. 3)

Стоит сказать, что в это время и сам Донской, и Радонежский – трусливо бежали. Радонежский, к примеру:

«и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» (Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 122).

Т.е. не совсем понятно, о какой такой высокой роли Радонежского в истории необходимо упомянуть, тем более посвятить этому несколько уроков?

Если школьникам рассказывать о поражении орды, то это явная ложь, и в целом незначительный материал, если уж прямо привязать все это к личности Радонежского. Поэтому, к сожалению, скорее всего, в рамках данного урока будут просто пропагандировать религиозное мракобесие. Вероятно, скажут, как Радонежский общался с ангелами, как он воскрешал мертвых (в житие он часто воскрешал мертвых) и т.д.

Т.е., говоря простым языком, частично перенесут воскресную школу (где подобные бредни в ходу) в обычную. Не исключено, что в ближайшее время власти будут способствовать популяризации и других «легендарных» попов.

   

АПА1