В ФОМ изучили влияние религии

fom-lg435 54ogoФонд общественного мнения решил исследовать роль религии в жизни общества. По мнению социологов, число россиян, которые относят себя к православному культу, увеличилось. В частности, в 1997 году к таковым себя относили 52%, а теперь 68%.

Впрочем, конечно, относить себя к православным, т.е. придерживаться идеологической линии государства, не утруждая себя в разборе этого самого православия, может в действительности почти каждый, но вот сколько тех, кто на самом деле последовательно отправляет культ? Радует, что социологи, в том числе попытались исследовать и этот вопрос.

В ходе опроса также пытались узнать влияние других религий и мировоззрений. Так, например, неверующими себя назвали 19% опрошенных, мусульман оказалось 6%, а христиан, но не православных, всего лишь 1%.

Социологи решили остановиться именно на православии, поскольку большая часть опрошенных себя причислила именно к этому культу. Интересно, но из 68% только 13% сказали, что посещают храм от 1 раза в месяц и более. Хотя в действительности, конечно, возможно, что это не совсем соответствует действительности, поскольку даже во время церковных праздников не бывает более 2-3% в храмах. А статистика МВД, конечно, эмпирический факт, в отличие от социологического исследования, где, как известно, отдельные верующие просто могут «приврать». Т.е. сказать, что ходят в храм, но это не соответствует действительности. Такое возможно постольку, поскольку ходить в храм нужно для сторонника РПЦ, это понимают почти все.

Также социологи отметили, что полувоцерковленных – 29%; немного воцерковленных – 27%; слабо воцерковленных – 22%; очень слабо воцерковленных – 10%. Причем, что важно, социологи подчеркнули, что в последние годы повышается доля двух последних категорий, т.е. слабо воцерковленных было 16%, а стало 22%, а число очень слабо воцерковленных увеличилось с 8% до 10%.

Понятно, что речь идет в целом о людях, которые либо практически не отправляют православный культ (не соблюдают основные установки), либо вовсе не отправляют, но все равно по какой-то причине называют себя православными.

Примечательно, что 32% православных никогда не были в храме, но в то же время 8% сообщили, что в храме бывают каждый месяц (более одного раза). Причем, что важно, те люди, что не бывали в храме, не испытывают потребности в посещении оного, хотя и называют себя православными. Т.е. храмы-то доступны, но вот просто «не тянет».

Причащение – еще интереснее. 63% всех опрошенных заявили, что никогда не причащались. А 76% не соблюдают никаких религиозных постов. 59% никогда не читали ни евангелия, ни других религиозных текстов.

Атеистов по опросу было 19%, однако 41% респондентов заявили, что вообще никогда не молятся, а 29% сказали, что молятся, но только «своими молитвами», т.е. что-то просят у бога, но не молятся так, как это принято в церкви. А вот 13% опрошенных все же частично используют и христианские молитвы, т.е., видимо, речь идет о наиболее известных вроде «Отче наш». И только 6% отметили, что чаще молятся, используя именно церковные молитвы.

Отдельные выводы, исходя из этого, можно сделать следующие: религия в собственно религиозном смысле уже практически не воспринимается, а исполняет функцию исключительно идеологическую. Это видно не только в подобных опросах или на основании статистики МВД, но и в целом в речах религиозных лидеров, которые все-таки «затрагивают» реальность в большей мере, чем сверхъестественные бредни. С большей вероятностью Чаплин и патриарх Кирилл будут повторять определенные тезисы Путина в СМИ, чем размышлять над первородным грехом, говорящей змеей или казнях египетских.