Патриарх Кирилл о нравственности и законах

4643575trr6uu6uПатриарх Кирилл вновь решил поделиться мыслями о «глобальном», в частности о праве, заявляя, что оно, мол, мешает «нравственности». Хотя патриарх Кирилл, очевидно, не тот человек, которому следовало бы говорить о нравственности, поскольку сам он, как и его церковь, не особо-то соответствует этому понятию.

И ладно бы еще добавить, что, возможно, они хотя и безнравственны, но все же имеют некие знания. Но ведь нет, ни в законах, ни в политике, ни в экономике все эти деятели понимают не больше, чем ассенизаторы.

Во-первых, здесь идет явная подмена понятий, поскольку, очевидно, что законы, равно как и «нравственность», никогда не были решающим фактором. Дело исключительно касается места в мировой экономической системе, т.е. все зависит от способа производства и производственных отношений, а вовсе не от идей, мыслей или даже законов.

Ведь всем известно, что во многих африканских странах есть либеральные законы, но разве можно сказать, что там демократия? Как правило, там религиозные войны, людоедство, массовые убийства, и в целом отсутствие необходимой инфраструктуры. Там могут прописать в конституции все, что угодно, но это ни на что не повлияет никоим образом. Законы должны экономически обосновываться, и если такого обоснования нет, то это всего лишь абстракция.

Но, возможно, законы-то не работают в отдельных случаях лишь потому, что, собственно, законы человека порочны, а вот законы бога нет? В таком случае интересно, каким образом абсолютный католицизм оздоровил общество? Неужели инквизиция, какие-то захватнические крестовые походы, уничтожение еретиков и проч., это тот самый идеал, к которому необходимо стремиться? Да, законы не идеальны, но уж, простите, альтернатива, которая прекрасно себя показала в истории, явно не краше. Ведь существуют наглядные примеры, когда в странах действуют законы шариата. Многие ли восторгаются нравственностью? Православие и государство за всю свою историю тоже не продемонстрировало ничего нравственного.

Все связано не с тем, насколько хороши или же плохи законы, а в самой возможности реализации подобного. Можно взять какие-то законы, можно формально их использовать, но если нет возможности, если производственные отношения не отвечают запросам, то никакие идеи, взятые «извне» работать не будут. И именно поэтому часто люди говорят о «непоследовательности», хотя корни проблемы, конечно, глубже.

Вот что патриарх сказал на встрече с Путиным:

"Мы живем сегодня в том мире, когда, к сожалению, - и это впервые за всю историю человеческой цивилизации - предпринимаются шаги законодательным способом разрушить нравственную основу человеческой жизни"

Во-первых, патриарх не удосужился сказать, что такое нравственная основа человеческой цивилизации, да и собственно он даже не выдвинул само определение человеческой цивилизации. Конечно, само по себе определение имеет место, однако хотелось бы узнать, как этот вопрос понимает патриарх, которому не стыдно заниматься тем, чем он занимается уже долгие годы. Ведь даже сам по себе свечной бизнес – это уже колоссальная афера, не говоря об остальном. И человек, который продает что-то с такой же наценкой, как героин, конечно, должен был бы помалкивать о нравственности, тем более что ежегодный оборот – несколько миллиардов рублей.

Примечательно, что т.н. «нравственная основа» настолько слаба, настолько ничтожна для общества, что прямо-таки не способна отражать атаки «безнравственных законов», т.е. по большому счету не может конкурировать на равных. Видимо, поэтому в Российской империи и были законы, которые карали людей за переход из православия в иной культ, за богохульство и т.д. и т.п.

На встрече греческий митрополит Тимофей отметил:

«Сегодня эти надежды являются реальностью, Россия в лице президента и патриарха Русской церкви поддерживают Иерусалимский патриархат. Мы недавно получили большую помощь в реставрации древнейшего исторического храма Рождества Христова. Там мы будем постоянно молиться за укрепление России»

Т.е. надежда на сохранение нравственности в первую очередь выражается в том, что мошенники получат деньги на реставрацию торговых точек за счет чужого государства. Прямо-таки идеал нравственности.

Кто ж знает, о чем говорят все эти попы, которые радуются «большой помощи». Возможно, для возрождения нравственности можно было бы вновь вернуть церковь государственный статус, возможно, что было бы неплохо, чтобы государство вновь платило зарплату церкви и т.д. и т.п.? Вот уж, видимо, тогда заживем в идеальном обществе.

Ну а если серьезно, то ситуация странная. Президент светского государства слушает каких-то мужиков в платьях, которые не являются экспертами ни в одной области, и они рассказывают о том, каков же хорош клерикализм, что, мол, светскость безнравственна. Да и о деньгах упомянули, т.е. деньги назвали «большой помощью», хотя надо помнить, что заплатили за все это дело российские налогоплательщики. Нужно ли им оплачивать это? Можно ли себе представить, чтобы власть российская власть построила где-нибудь в Австралии завод coca-colaза счет налогоплательщиков, а местный представитель бы благодарил Путина, и говорил при этом, что сотрудники завода помолятся за укрепление России? В действительности для светского государства это должно быть равнозначно.