РПЦ и историческая справедливость

120897-b3b5a2-51237722-m750x740-uc30a2Как известно, власти в Калининграде «подсуетились» во время программы передачи храмов, и поэтому Русской православной церкви достались не только бывшие здания РПЦ, но также здания католической и протестантской церквей.

Понятно, что это совершенно не похоже на «историческую справедливость», учитывая тот факт, что все-таки здания католиков и протестов были именно церквями, а не, скажем, детскими садами. Но РПЦ нужно больше торговых точек, и поэтому, видимо, в будущем им могут передать и иные объекты, которые в действительности никогда никакого отношения к РПЦ не имели.

Более того, если уж обратиться к истории, то все те храмы, которые сегодня передают церкви, в действительности не принадлежали церковникам. Все эти храмы были построены за счет государства и принадлежали именно государству. Церковники там работали на государство.

Да, именно так. При Петре Великом церковники были вписаны в вертикаль власти и фактически воспринимались именно как идеологические функционеры, что важно отметить. Совершенно очевидно, что если власть сегодня наймет каких-нибудь политтехнологов и даст им здание в пользование, то, понятно, что после работы здание будет принадлежать власти, а политтехнологи не будут иметь никакого основания для того, чтобы претендовать на здание, где они не только работали, но и получали зарплату от государства.

Поэтому позиция церкви кажется уж слишком наглой. Попы получали деньги за работу, не платили за эти храмы (содержание брало на себя государство), а теперь они еще требуют, чтобы им бесплатно их передавали в собственность, причем даже в том случае, если сегодня в отдельных зданиях находятся школы, больницы или музеи.

К сожалению, не только попы видят в этом логику, но и власти тоже. Видимо, это связано с тем, что властям просто не так уж и нужны лишние музеи, школы и больницы, и поэтому они готовы эти здания отдать РПЦ. Тем более что в последние годы достаточно часто закрывают как школы, так и музеи, больницы и т.д. и т.п. без всяких требований РПЦ.

Примечательно, что древняя Кирха Арнау, которая вначале была католической, а затем лютеранской, в итоге была передана РПЦ. Во время войны здание пострадало, а после его слегка восстановили советские власти (просто сделали, чтобы можно было там что-то хранить, т.е. без излишеств), и в итоге там просто хранили зерно.

В 90-е годы зданием заинтересовались немцы из культурного общества «Кураториум Арнау». Важно сказать, что они потратили значительные средства на восстановление этой древней церкви. Вскоре к работам присоединилось и министерство культуры, а поэтому были выделены средства из бюджета на восстановление объекта культуры (здание XIV века). Несмотря на значительные работы, кирха не восстановлена полностью до сих пор.

Несмотря на то, что кирха все же большую часть своего существования принадлежала лютеранам, власти не хотели передать ее им, и поэтому в 2008 году кирха досталась Калининградскому историко-художественному музею, что можно считать компромиссом. А в 2010 году ее передали РПЦ. Причем экспозицию музея ликвидировали, и в то же время начали проводить службы, хотя здание все еще нуждалось в реставрации.

Несмотря на то, что многие общественные деятели, в т.ч. музейные работники, выступили против передачи здания в руки РПЦ, власть на это никак особо не реагировала, занимаясь лоббированием интересов РПЦ.

По большому счету в дальнейшем РПЦ вела себя варварски, поскольку своими действиями наносила вред историческому объекту. И если немцы, которые участвовали в восстановлении кирхи, вначале были резко против, то затем все же сообщили, что продолжат работы по восстановлению здания, поскольку оно представляет историческую ценность вне зависимости от того, что в данный момент здание принадлежит РПЦ, в чем логики, конечно, нет.

Понятно, что в РПЦ согласились сотрудничать, т.е. согласились восстанавливать церковь совместными усилиями, и таким образом был заключен договор в 2012 году. Однако уже прошло достаточно времени и можно подвести некоторые итоги такого сотрудничества.

В 2014 году немцы сообщили, что при обследовании здания они обнаружили, что:

«при реставрации Московской патриархией кирхи Арнау в Калининграде утрачено 98 % уникальных фресок»

По большому счету именно так РПЦ относится к историческим памятникам, т.е. наплевательски. Вместо восстановления и ухода за тем, что должно храниться в музеях, в РПЦ просто игнорируют все условия хранения и используют церковь так, как будто это храм «шаговой доступности», а не средневековое здание. Т.е. РПЦ реставрирует все как бы наоборот. Но понять РПЦ можно, учитывая тот факт, что все фрески были «еретическими», т.е. не православными.

Понятно, что в РПЦ остались недовольны подобным комментарием, и поэтому руководитель отдела эксплуатации памятников Калининградской епархии Михаил Черенков сообщил о том, что с немцами отношения отныне разорваны:

«После таких заявлений мы приняли решение прекратить сотрудничество с ними. Мы долго пытались идти навстречу, но не видели ответной инициативы. Мы долго пытались это терпеть и не реагировать на их слова, но после последних заявлений нам не нужна помощь немецкой стороны, тем более что ее и не было. После передачи кирхи РПЦ они только оспаривали ее передачу. С того времени они только приезжали в область и давали комментарии, которые оборачивались против нас»

Стоит сказать, что за все время общество «Кураториум Арнау» потратило на восстановление кирхи более 320 тыс. евро. Да и можно заметить отношение представителя РПЦ. Ведь по факту эта церковь никогда не принадлежала РПЦ, т.е. сам факт, что попам досталось здание, конечно, не особо «исторически справедлив», т.к. здание должны были передать если не протестантам, то католикам. При чем здесь вообще РПЦ? Да и вообще могли бы оставить там музей, ведь это памятник истории, а не торговая точка.

Более того, что особо важно подчеркнуть, представитель РПЦ не опровергает обвинения немецкой стороны, т.е. никак не комментирует уничтожение фресок. Видимо, таким образом здание попросту «переформатируется» в полноценную торговую точку РПЦ, дабы было удобно попам зарабатывать деньги. Очевидно, что восстанавливать какие-то там фрески – это не только невыгодно в целом, но еще и значительная часть здания не используется из-за работ. Поэтому проще от всего «старого хлама» избавиться и продавать свечки. Вероятно, это ждет любой музей, который передадут в собственность РПЦ.